г. Пермь |
|
29 сентября 2015 г. |
Дело N А50-14489/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.
при участии:
от заявителя - ООО "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536): не явились;
от заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Администрации города Перми (ОГРН 1025900528697, ИНН 5902502248): Жданова Л.Л., представитель по доверенности от 14.04.2015, предъявлено удостоверение;
от третьих лиц - Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми: Букреева Ю.А., представитель по доверенности от 23.03.2015, предъявлено удостоверение;
от Администрации Мотовилихинского района города Перми: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - ООО "Пермская сетевая компания"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 07 июля 2015 года
по делу N А50-14489/2014, принятое судьей Катаевой М.А.
по заявлению ООО "Пермская сетевая компания"
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Перми
третьи лица: Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми, Администрация Мотовилихинского района города Перми
о признании распоряжения недействительным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - заявитель, ООО "ПСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Перми (далее - заинтересованное лицо) от 30.06.2014 N СЭД-19-09-1038 "О закреплении бесхозяйного объекта теплоснабжения за ООО "Пермская сетевая компания" для содержания и обслуживания".
Решением арбитражного суда от 07.07.2015 (резолютивная часть решения объявлена 24.06.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что департаментом и третьими лицами в материалы дела не представлены доказательства соблюдения процедуры издания оспариваемого распоряжения и передачи бесхозяйных сетей на содержание и обслуживание; схема объекта не соответствует п. 3.2.4 регламента, акт осмотра бесхозяйной сети не составлен; департаментом не доказано, что передаваемое по распоряжению имущество является бесхозяйным. По указанным мотивам общество полагает, что распоряжение является незаконным ненормативным правовым актом; вывод суда о недоказанности заявителем нарушения его прав оспариваемым распоряжением не соответствует обстоятельствам дела.
Департамент имущественных отношений Администрации города Перми с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражения по жалобе, изложенные в отзыве поддержал. Оспариваемое распоряжение считает изданным на законных основаниях и не нарушающим права заявителя. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми против жалобы также возражает по мотивам, указанным в письменных возражениях на апелляционную жалобу. В судебном заседании представитель третьего лица просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Администрация Мотовилихинского района города Перми также представила возражения на апелляционную жалобу, в которой, указывая на законность оспариваемого распоряжения, просит решение суда оставить без изменения.
Судом рассмотрены заявления заявителя и Администрации Мотовилихинского района города Перми о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей и в порядке статьи 159 АПК РФ удовлетворены.
ООО "ПСК" и Администрация Мотовилихинского района города Перми, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 30.06.2014 исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений администрации города Перми издано распоряжение N СЭД-19-09-1038 "О закреплении бесхозяйного объекта теплоснабжения за ООО "Пермская сетевая компания" для содержания и обслуживания" (л.д. 10). На основании распоряжения за обществом до момента регистрации муниципальной собственности закреплены сети холодного, горячего водоснабжения и отопления, прилегающие в одном канале, протяженностью 170 п.м., расположенные в Мотовилихинском районе города Перми на участке от тепловой камеры N К-549-9-3 в районе ЦТП-43 до жилых домов 7/1, 7/2 по улице Красногвардейской, от тепловой камеры N К-549-9-7 до жилого дома 12 по улице Лузенина.
11.08.2014 в распоряжение внесены изменения в части протяженности переданной обществу для содержания и обслуживания бесхозяйной сети, новый показатель протяженности составил 345 п.м (л.д. 55-56).
15.08.2014 Департаментом имущественных отношений администрации города Перми в адрес общества для подписания были направлены акт приема-передачи имущества на основании распоряжения N СЭД-19-09-1038 в редакции от 11.08.2014 с приложением схемы объекта инженерной инфраструктуры (л.д. 74).
Не согласившись с указанным выше распоряжением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о недоказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного распоряжения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных отзывов на нее, заслушав пояснения представителей заинтересованного лица и третьего лица, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание апелляционного суда, проверив правильность применения и соблюдения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, являются законными и обоснованными.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Как следует из вышеуказанных норм, выявление органом местного самоуправления бесхозяйных тепловых сетей влечет возникновение у него обязанности по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Постановлением Администрации города Перми от 22 февраля 2008 года N 130 утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке для их приобретения в муниципальную собственность города Перми (далее - Регламент взаимодействия).
В силу п. 3.3.1 Регламента взаимодействия функциональный орган в соответствии с отраслевой принадлежностью выявленного бесхозяйного объекта в течение 8 рабочих дней с момента поступления документов, предусмотренных п. 3.2.4 названного Регламента, направляет в соответствующий территориальный орган и Департамент заключение об обоснованности и целесообразности (далее - Положительное заключение) либо нецелесообразности приобретения бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми; определении особых условий и параметров технической инвентаризации бесхозяйного объекта (при необходимости); определении специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный объект.
Согласно п. 3.4.2 Регламента взаимодействия Департамент в рамках полномочий, установленных Положением о Департаменте, в течение 5 рабочих дней с момента получения заключения, предусмотренного п. 3.3.1 названного Регламента, в соответствии с п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в отношении бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) направляет в теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с выявленными бесхозяйными тепловыми сетями, или в единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, копию распоряжения начальника Департамента о закреплении (передаче) бесхозяйных тепловых сетей для их содержания и обслуживания до момента регистрации права муниципальной собственности на такие объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Следовательно, основанием для закрепления в соответствии с п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении бесхозяйного объекта теплоснабжения за теплосетевой организацией для содержания и обслуживания до момента регистрации на указанный объект права муниципальной собственности является соответствующее положительное заключение функционального органа администрации города Перми.
Судом первой инстанции верно установлено, что в соответствии с требованиями Регламента Администрацией Мотовилихинского района города Перми выявлены бесхозяйные сети холодного, горячего водоснабжения и отопления протяженностью 345 п.м., расположенные на участке от тепловой камеры N К-549-9-3 в районе ЦТП-43 до жилых домов 7/1, 7/2 по улице Красногвардейской, от тепловой камеры N К-549-9-7 до жилого дома 12 по улице Лузенина.
Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, являющимся функциональным органом администрации города Перми, было подготовлено письмо от 11.06.2014, в котором содержится заключение о целесообразности приобретения спорного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми, а также указано на необходимость его передачи на техническое обслуживание и содержание обществу "ПСК".
Правильно применив положения ГК РФ, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что наличие положительного заключения функционального органа администрации города Перми, необходимость выполнения соответствующей обязанности в отношении выявленного бесхозяйного спорного участка тепловой сети, а также установление факта технического присоединения тепловой сети к сетям общества явились основанием для вынесения и.о. начальника Департамента имущественных отношений оспариваемого распоряжения от 30.06.2014 N СЭД-19-09-1038 о закреплении бесхозяйного объекта теплоснабжения за ООО "Пермская сетевая компания" для содержания и обслуживания.
Поскольку Администрацией Мотовилихинского района г. Перми выявлена бесхозяйная тепловая сеть, уполномоченными органами местного самоуправления совершены действия, предусмотренные Регламентом взаимодействия, то и распоряжение и.о. начальника Департамента имущественных отношений администрации города Перми от 30.06.2014 N СЭД-19-09-1038 издано в рамках закона.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правомерный вывод о соответствии оспариваемого распоряжения требованиям действующего законодательства.
Доводы общества о нарушение Департаментом имущественных отношений порядка издания оспариваемого распоряжения были предметом рассмотрения судом первой инстанции и отклонены как основанные на неправильном толковании норм материального права, в частности п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении, которая Департаментом соблюдена.
Обществом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств нарушения оспариваемым распоряжением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Соответствующий довод жалобы отклонен.
По изложенным мотивам апелляционный суд признает, что распоряжение издано Департаментом правомерно. Законное распоряжение, изданное должностным лицом уполномоченного органа местного самоуправления, не может нарушать права и законные интересы юридического лица.
Доводы заявителя об отсутствии оснований для закрепления за обществом спорного объекта теплоснабжения в ввиду не представления ему документов, необходимых для идентификации объекта и подтверждения того, что объект не имеет собственника, апелляционным судом отклонены, так как в обязанность органа местного самоуправления по передаче ООО "ПСК" в связи с закреплением за ним бесхозяйной тепловой сети документов, необходимых для подтверждения того, что объект не имеет собственника, Законом о теплоснабжении и Регламентом взаимодействия не предусмотрена.
По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого распоряжения недействительным, подтверждая правильность выводов суда первой инстанции по существу спора.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подателю жалобы подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 07 июля 2015 года по делу N А50-14489/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ИНН 5904176536, ОГРН 1075904022644) из федерального бюджета 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по платежному поручению от 07.07.2015 N 10981.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Ю.Муравьева |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-14489/2014
Истец: ООО "Пермская сетевая компания"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ
Третье лицо: Администрация Мотовилихинского района г. Перми, АДМИНИСТРАЦИЯ МОТОВИЛИХИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Перми