г. Владивосток |
|
29 сентября 2015 г. |
Дело N А59-1094/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.А. Скрипки,
судей Д.А. Глебова, С.Б. Култышева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области, апелляционное производство N 05АП-7589/2015
на решение от 11.06.2015
судьи Н.И. Акининой
по делу N А59-1094/2015 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лев-Информ" (ОГРН 1022500639963, ИНН 2506001789)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области ОГРН 1126501008204, ИНН 6501251609), Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134)
третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации
о взыскании задолженности,
при участии:
от истца: представитель Стреха Л.А. по доверенности от 05.02.2014 на три года, паспорт,
от ответчиков, третьего лица: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лев-Информ" (далее - ООО "Лев-Информ", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области (далее - ТУ ФАУГИ, Территориальное управление), Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ) о взыскании задолженности за услуги хранения, оказанные по государственному контракту N 13/ГК-13 от 22.07.2013 в ноябре, декабре 2014 года, в сумме 969 315 руб. 53 коп.
Определением суда от 27.03.2015 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Решением суда от 11.06.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет основного должника - ТУ ФАУГИ, а при недостаточности у него денежных средств - за счет субсидиарного должника РФ в лице ФАУГИ за счет казны.
Не согласившись с вынесенным решением, ТУ ФАУГИ обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске. По мнению Территориального управления, судом при рассмотрении спора не учтено, что цена и срок контракта не подлежат изменению в ходе исполнения, дополнительные соглашения к контракту об увеличении объема услуг и цены стороны не заключали, следовательно, обозначенная сумма в контракте является предельной, которую заказчик может оплатить за фактически оказанные услуги, а срок действия контракта, установленный до 31.12.2013, не подлежит продлению, поэтому у Общества не имеется оснований для взыскания дополнительных денежных средств свыше цены контракта за пределами его срока. Кроме того, заявитель считал ошибочным вывод суда о неприменении бюджетного законодательства к рассматриваемым правоотношениям, поскольку государственные и муниципальные заказчики ограничены нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и пределами лимитов бюджетных обязательств, поскольку услуги оказаны истцом после освоения денежных средств, то правовые основания для их оплаты отсутствуют.
В отзыве на апелляционную жалобу истец выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считал обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции, за исключением представителя истца, представители иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 АПК РФ. Коллегией заслушаны пояснения представителя истца, возразившего на доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены оспариваемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ТУ ФАУГИ в Сахалинской области (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Лев-Информ" (Исполнитель) 22.07.2013 заключен государственный контракт N 13/ГК-13 на оказание услуг по хранению скоропортящегося конфискованного бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, а также вещественных доказательств.
Согласно п. 1.1. контракта заказчик - истец поручает, исполнитель - истец обязуется на условиях, установленных настоящим контрактом и письменными поручениями заказчика оказывать услуги по хранению скоропортящегося конфискованного бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства, а также вещественных доказательств.
Цена контракта составляет 1 072 610 руб. и включает все затраты исполнителя. Максимально возможный объем, занимаемый находящимся в течение срока действия контракта на хранении имуществом, составляет 14000 тонн/сутки (требуется для определения суммы, подлежащей выплате исполнителю за оказанные услуги в отношении определенного объема имущества).
Услуги исполнителя оформляются Актами приема-сдачи услуг. Исполнитель ежемесячно не позднее 10-го числа следующего месяца предоставляет заказчику в 2х экземплярах подписанный со своей стороны акт приема-сдачи услуг за фактически оказанные услуги. Оплата производится в течение 15 рабочих дней с момента подписания акта оказанных услуг (п. 3.2. контракта).
Контракт заключен с момента подписания до момента надлежащего исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2013 (п.9.6).
В период с 01.11.2014 по 31.12.2014 истцом оказаны услуги по хранению скоропортящегося имущества на общую сумму 969 315 руб. 53 коп., что подтверждается актами N 14 от 30.11.2014, N 15 от 31.12.2014. Направленные акты и счета ответчиком не подписаны и не оплачены с указанием на полное исполнение государственного контракта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Из условий государственного контракта от 22.07.2013 N 13/ГК-13 усматривается, что он по своей правовой природе является договором хранения, регулируемым нормами главы 47 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Согласно пункту 1 статьи 896 ГК РФ вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода.
В силу названных норм права Общество как хранитель обязано хранить имущество в течение обусловленного контрактом срока. В свою очередь, Территориальное управление как поклажедатель обязано не только уплатить вознаграждение хранителю, но и по окончании хранения забрать имущество с хранения (статья 899 ГК РФ).
Пунктом 4 статьи 896 ГК РФ закреплено правило, согласно которому, если по истечении срока хранения находящаяся на хранении вещь не изъята обратно поклажедателем, он обязан уплатить хранителю соразмерное вознаграждение за дальнейшее хранение вещи.
Из условий государственного контракта усматривается, что он заключен с момента подписания до момента надлежащего исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 31.12.2013.
Вместе с тем, услуги истцом фактически оказаны как до, так и после окончания срока действия контракта, при этом по истечении срока действия контракта взаимоотношения сторон не прекратились: истец продолжил оказывать ответчику услуги по хранению обращенного в доход государства имущества на основании поданных заявок.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм права и установленных судами обстоятельств продолжения оказания обществом услуг по хранению имущества после истечения срока контракта, требование истца о взыскании вознаграждения является обоснованным.
Проверив произведенный истцом расчет платы за хранение, суд считает его правильным, соответствующим условиям государственного контрактов и фактическим обстоятельствам дела. В ходе рассмотрения дела ответчик правильность произведенного истцом расчета задолженности не опроверг, контррасчет в материалы дела не представил. Следовательно, поскольку доказательств погашения имеющейся задолженности ответчиком не представлено, исковые требования в части взыскания с ТУ ФАУГИ задолженности за оказанные услуги в определенной Обществом сумме обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Истец заявил о взыскании задолженности с субсидиарного ответчика - Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом за счет казны Российской Федерации при недостаточности средств у ТУ ФАУГИ.
Согласно пункту 12.1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. Пунктом 5.47 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Росимущества, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на Росимущество функций.
Таким образом, учитывая положения статей 123.22, 399 ГК РФ и разъяснения, изложенные в пункте 7 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ", суд первой инстанции правомерно установил, что при недостаточности денежных средств у ТУ ФАУГИ взыскание должно быть произведено с Российской Федерации в лице Росимущества за счет средств казны Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что цена и срок контракта не подлежат изменению в ходе исполнения, дополнительные соглашения к контракту об увеличении объема услуг и цены стороны не заключали, а, следовательно, обозначенная сумма в контракте является предельной, которую заказчик может оплатить за фактически оказанные услуги, а срок действия контракта, установленный до 31.12.2013, не подлежит продлению, поэтому у Общества не имеется оснований для взыскания дополнительных денежных средств свыше цены контракта за пределами срока его действия, апелляционной коллегией отклонены как несостоятельные.
Как правильно при рассмотрении дела установлено судом, спорные услуги оказаны исполнителем в отношении материальных ценностей, принятых на хранение в период действия контракта. Ни положениями государственного контракта, ни действующим законодательством не предусмотрено безвозмездное хранение имущества. Заказчик, осведомленный о сроках и стоимости услуг исполнителя по данной сделке во избежание превышения расходов на ее исполнение не принял мер к возврату имущества с хранения или передаче его другим лицам, равно как и заключению дополнительных соглашений к контракту. До совершения Территориальным управлением таких действий Общество не имело возможности прекратить исполнение собственных обязательств с учетом специфики сложившихся взаимоотношений сторон, что обуславливает его право на взыскание стоимости оказанных им услуг по хранению.
Довод жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска ввиду отсутствия бюджетного финансирования также не принят судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 15 и 15.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в силу статей 161, 162, 225, 250 БК РФ учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, имеют право принятия денежных обязательств путем заключения с поставщиками продукции (работ, услуг) договоров и составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов.
При рассмотрении исков о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленных к учреждениям поставщиками (исполнителями), судам следует исходить из того, что нормы статей 226, 227 БК РФ, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов.
При недостаточности у учреждения денежных средств для исполнения указанных обязательств собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по данным обязательствам.
При применении положений новой редакции статьи 161 БК РФ, вступивших в силу с 01.01.2008, судам необходимо принимать во внимание следующее.
Разрешая дела по искам о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленные к учреждениям поставщиками (исполнителями), суды должны исходить из того, что положения пункта 2 статьи 161 БК РФ, в силу которых заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов, пока соответствующая сделка не оспорена и не признана судом недействительной.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
ТУ ФАУГИ как орган государственной власти, выступающий в гражданском обороте в качестве самостоятельного юридического лица, приняло на себя обязательства по оплате оказанных истцом услуг. Гражданское законодательство основывается на принципе равенства участников регулируемых им отношений (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
Нормы, регламентирующие бюджетное финансирование, не освобождают должника от исполнения обязательств, возникающих из гражданских правоотношений. В рассматриваемом случае после того, как истцом оказаны услуги в пределах цены государственного контракта и эти услуги ответчиком оплачены, государственное имущество с хранения не забрано. Поэтому факт отсутствия бюджетного финансирования не освобождает ответчика от обязанности оплатить стоимость оказанных истцом услуг в порядке, предусмотренном заключенным государственным контрактом.
Все доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с законными и обоснованными выводами суда первой инстанции, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного акта. Новых доказательств, влияющих на разрешение спора, суду не представлено. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 11.06.2015 по делу N А59-1094/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.А. Скрипка |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1094/2015
Истец: ООО "Лев-Информ"
Ответчик: Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области, ТУФА по управлению государственным имуществом в Сахалинской области
Третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ