г. Киров |
|
30 сентября 2015 г. |
Дело N А28-5943/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поляковой С.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шмыриной А.М.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 20.07.2015 по делу N А28-5943/2015, принятое в порядке упрощенного производства судом в составе судьи Малышевой М.В.
по иску субъекта Российской Федерации Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области (ИНН: 4347015963, ОГРН: 1034316505497)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636), представитель в Кировской области - Управление Федерального казначейства по Кировской области (ИНН: 4347015804, ОГРН: 1024301337246)
о взыскании 134 361 руб. 52 коп.,
установил:
субъект Российской Федерации Кировская область в лице Департамента финансов Кировской области (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Кировской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, Министерство), представителем которого является Управление Федерального казначейства по Кировской области (далее - УФК по Кировской области, ответчик) о взыскании за счёт казны Российской Федерации 134 361 руб. 52 коп. расходов, понесенных истцом в результате предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг медицинским работникам Быданцевой Н.А., Желтиковой С.В., Котюргиной А.А., Щенниковой Н.Н.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 20.07.2015, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены, с ответчика за счёт казны Российской Федерации в пользу субъекта Российской Федерации Кировской области взыскано 134 361 руб. 52 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот медицинским работникам.
При вынесении решения суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований.
Не согласившись с указанным решением Арбитражного суда Кировской области, УФК по Кировской области обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение арбитражного суда первой инстанции изменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов РФ.
В своей апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на пункт 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указывает, что полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и посёлках городского типа, наделены органы местного самоуправления.
Бездействие Администрации в непринятии нормативно-правового акта, устанавливающего меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам организации здравоохранения является незаконным. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований не может служить основанием для снятия данной обязанности с Администрации. Доказательств того, что истец обращался к Российской Федерации с просьбой о предоставлении финансовой поддержки, не представлено.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, исследовав материалы дела, учитывая обстоятельства дела и представленные по нему доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующему выводу.
Решением мирового судьи судебного участка N 43 Нолинского судебного района Кировской области от 29.04.2014, принятым по иску прокурора Куменского района Кировской области в интересах Быданцевой Н.А., с истца в пользу Быданцевой Н.А. взыскано 40 008 руб. 92 коп. в возмещение произведенных ею в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 затрат по оплате за отопление и освещение занимаемого ею жилого помещения в связи с предоставленными ей законом льготами (дело N 2-169/2014); апелляционным определением от 09.07.2014 (дело N 11-25/2014) Куменский районный суд Кировской области оставил указанное решение без изменения; во исполнение решения суда истец перечислил указанную сумму Быданцевой Н.А. (платежное поручение от 16.10.2014 N 15776).
Решением мирового судьи судебного участка N 43 Нолинского судебного района Кировской области от 18.04.2014, принятым по иску прокурора Куменского района Кировской области в интересах Желтиковой С.В., с истца в пользу Желтиковой С.В. взыскано 27 344 руб. 24 коп. в возмещение произведенных ею в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 затрат по оплате за отопление и освещение занимаемого ею жилого помещения в связи с предоставленными ей законом льготами (дело N 2-170/2014); апелляционным определением от 07.07.2014 (дело N 2-170 (11-20) Куменский районный суд Кировской области оставил указанное решение без изменения; во исполнение решения суда истец перечислил указанную сумму Желтиковой С.В. (платежное поручение от 13.10.2014 N 15376).
Решением мирового судьи судебного участка N 43 Нолинского судебного района Кировской области от 18.04.2014 с истца в пользу Котюргиной А.А. взыскано 26 640 руб. 77 коп. в возмещение произведенных ею в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 затрат по оплате за отопление и освещение занимаемого ею жилого помещения в связи с предоставленными ей законом льготами (дело N 2-160/2014); апелляционным определением от 08.07.2014 (дело N 2-160 (11-21)) Куменский районный суд Кировской области оставил указанное решение без изменения; во исполнение решения суда истец перечислил указанную сумму Котюргиной А.А. (платежное поручение от 13.10.2014 N 15371).
Решением мирового судьи судебного участка N 43 Нолинского судебного района Кировской области от 07.05.2014, принятым по иску прокурора Куменского района Кировской области в интересах Щенниковой Н.Н., с истца в пользу Щенниковой Н.Н. взыскано 40 367 руб. 59 коп. в возмещение произведенных ею в период с 01.01.2012 по 31.12.2013 затрат по оплате за отопление и освещение занимаемого ею жилого помещения в связи с предоставленными ей законом льготами (дело N 2-200/2014); апелляционным определением от 09.07.2014 (дело N 11-26/2014) Куменский районный суд Кировской области оставил указанное решение без изменения; во исполнение решения суда истец перечислил указанную сумму Щенниковой Н.Н. (платежное поручение от 20.10.2014 N 15787).
Полагая, что ответчик должен компенсировать понесенные Кировской областью в связи с предоставлением льгот убытки, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данным Федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан - до 01.01.2005 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу; указанная статья дополнена частями 4, 5 и 6.
В силу пункта 50 статьи 35 названного закона решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
В соответствии с частью 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан - меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия, в частности, федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных БК РФ, в том числе, субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия, в частности, муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий и такие расходные обязательства муниципального образования исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке, а субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти.
Согласно статье 15, пунктам 1 и 5 статьи 19, пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" в их системной взаимосвязи вопросы социальной поддержки медицинских работников не относятся к вопросам местного значения муниципального района, а являются отдельными государственными полномочиями, финансовое обеспечение которых осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, а органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление таких отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно указал, что Российская Федерация, установив льготы для медицинских работников, проживающих в сельской местности и поселках городского типа, и наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, должна была обеспечить органы местного самоуправления необходимыми материальными и финансовыми средствами; однако Российская Федерация обязанность по компенсации таких затрат не исполнила.
В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа местного самоуправления, подлежат возмещению. Убытки возмещаются соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Факт предоставления истцом льгот на сумму 134 361 руб. 52 коп. подтверждается материалами дела.
Доказательств предоставления субъектом Российской Федерации субсидий, достаточных для финансирования льгот медицинским работникам, ответчиком не представлено.
Исполняя решения мирового судьи о возмещении медицинским работникам Быданцевой Н.А., Желтиковой С.В., Котюргиной А.А., Щенниковой Н.Н. затрат на оплату коммунальных услуг, истец понес расходы, обусловленные невыполнением Российской Федерацией возложенной на нее обязанности по финансированию соответствующих льгот.
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости взыскания в пользу истца спорных расходов в качестве убытков за счет казны Российской Федерации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о бездействии истца в принятии нормативно-правового акта, устанавливающего меры социальной поддержки медицинских работников, подлежат отклонению, поскольку такое бездействие субъекта Российской Федерации не освобождает Российскую Федерацию от обязанности по финансированию социальных льгот медицинских работников в объеме, установленном ранее действовавшим законодательством.
Исследование представленных сторонами доказательств произведено арбитражным судом. Этим доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности. Выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делу, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов в виде государственной пошлины судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 20.07.2015 года по делу N А28-5943/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Г.Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5943/2015
Истец: Субъект "Кировская область" в лице Департамента финансов Кировской области
Ответчик: Министерство финансов РФ, Представитель Минфина РФ в Кировской области -Управление федерального казначейства по Кировской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Управление федерального казначейства по Кировской области