г. Киров |
|
01 октября 2015 г. |
Дело N А31-4711/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Черных Л.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Костромской области:
представителя ответчика - Головлева Р.С., действующего на основании доверенности от 23.01.2015,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Актив"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 03.07.2015 по делу N А31-4711/2015, принятое судом в составе судьи Зиновьева А.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй-Актив" (ИНН: 4401106330, ОГРН: 1104401001935)
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области (место нахождения: 156005, Костромская область, г. Кострома, ул. Советская, д. 90),
третье лицо: Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области (место нахождения: 156961, Костромская область, г. Кострома, ул. Симановского, д. 17),
о признании незаконным прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства, обязании восстановить регистрационный учет транспортного средства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строй-Актив" (далее - заявитель, ООО "Строй-Актив", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области (далее - ответчик, УМВД России по Костромской области) о признании незаконным прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства XCMG XZJ5328JQZ25K, 2011 года выпуска, паспорт транспортного средства 28ТХ825519, идентификационный номер (VIN) LXGCPA327BA009497, регистрационный знак О604ХХ44, и об обязании ответчика восстановить регистрационный учет названного транспортного средства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области (далее - третье лицо, МРЭО ГИБДД).
Решением суда от 03.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2011 N 5-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в связи с жалобой гражданки Г.В.Шикуновой", Общество настаивает на том, что выявление нарушений в оформлении паспорта транспортного средства не может являться безусловным основанием для лишения собственника правомочий по пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с его предназначением; сам по себе факт подделки паспорта транспортного средства, будучи основанием для отказа в регистрации транспортного средства либо ее аннулирования в соответствии с пунктами 3 и 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения. ООО "Строй-Актив" обращает внимание на то, что конструкция спорного транспортного средства изменена не была, сведения о подделке, скрытии, изменении, уничтожении нанесенной на него маркировки не имелось, информация о подделке представленных документов, регистрационных знаков отсутствовала, несоответствие транспортного средства регистрационным данным установлено не было, в связи с чем заявитель считает, что Общество являлось добросовестным приобретателем транспортного средства, а возложение на него рисков, связанных с компетентностью соответствующих субъектов, имеющих аккредитацию и осуществляющих исполнение обязанностей по определению экологического класса транспортного средства, является чрезмерным обременением. ООО "Строй-Актив" указывает, что основания для прекращения действия сертификата соответствия прямого отношения к техническому состоянию автомобиля не имеют; право собственности Общества было нарушено без возможности повлиять на возникшую ситуацию. Кроме того, заявитель обращает внимание на то, что паспорт транспортного средства на автомобили, ввозимые на территорию Российской Федерации, выдается таможенными органами; выдача паспорта свидетельствует о соответствии экологического класса транспортного средства установленным техническим регламентом требованиям. Паспорт транспортного средства выдается при наличии одобрений, то есть является доказательством наличия одобрения, которое по форме и содержанию можно считать сертификатом соответствия. При таких обстоятельствах ООО "Строй-Актив" полагает, что спорное транспортное средство соответствует техническим нормативам, было допущено к участию в дорожном движении на законных основаниях, паспорт транспортного средства был оформлен в соответствии с законодательством, а достоверность внесенных в него сведений подтверждена таможенным органом, в связи с чем находит незаконным прекращение (аннулирование) регистрации спорного транспортного средства.
Кроме того, заявитель отмечает, что в силу положений вступившего в силу с 01.01.2015 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, стало невозможным получить сертификат соответствия на единичное транспортное средство, следовательно, в настоящий момент у Общества отсутствует возможность восстановить аннулированный сертификат соответствия или получить новый во внесудебном порядке.
УМВД России по Костромской области и МРЭО ГИБДД письменные отзывы на апелляционную жалобу ООО "Строй-Актив" не представили.
Заявитель и третье лицо своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
В заседании суда представитель ответчика с доводами жалобы не согласился, решение суда просил оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, автомобиль марки XCMG XZJ5328JQZ25K, 2011 года выпуска, паспорт транспортного средства 28ТХ825519, идентификационный номер (VIN) LXGCPA327BA009497, регистрационный знак О604ХХ44, 09.12.2014 зарегистрирован в отделении регистрационной работы N 2 МРЭО ГИБДД УМВД России по Костромской области за ООО "Строй-Актив".
Из Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения в отделение регистрационной работы N 2 МРЭО ГИБДД поступило указание о необходимости провести сверку базы данных зарегистрированных транспортных средств с целью установления фактов регистрации автомобилей, сертификаты соответствия на которые признаны прекращенными. Данным указанием предписано по результатам сверки принимать решение о признании недействительным паспорта транспортного средства, произвести прекращение (аннулирование) регистрационного учета.
Проведенной сверкой установлено, что в соответствии с приказом Росаккредитации от 08.11.2012 N 3992 в отношении органа по сертификации продукции ООО "Магадан-Тест", выдавшего сертификат соответствия на принадлежащий Обществу автомобиль марки XCMG XZJ5328JQZ25K, на основании которого впоследствии выдан паспорт транспортного средства 28ТХ825519, проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки выявлены нарушения существующих требований, которые заключались в проведении работ по сертификации с использованием документов, содержащих сведения, не позволяющие сделать обоснованный вывод о соответствии продукции действовавшим на момент проверки требованиям законодательства Российской Федерации, так в качестве документов, обосновывающих соответствие транспортных средств, произведенных в Китайской народной республике (КНР), экологическому стандарту 4, использовались результаты испытаний на определение содержания вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств, выполненных лабораториями КНР, не ратифицировавшей Соглашение о принятии единообразных предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (Женева, 20.03.1958).
Также установлено, что в органе по сертификации продукции ООО "Магадан-Тест" не в полной мере осуществлялся контроль за анализом документов, используемых при идентификации продукции, что выразилось в указании в сертификатах соответствия сведений, отличающихся от данных, содержащихся в документах, представленных заявителями (ошибки в номерах документов завода изготовителя, в том числе ошибки в номере двигателя, модели).
Орган по сертификации продукции ООО "Магадан-Тест" проводил соответствующие работы по схемам сертификации, не предусмотренным Техническим регламентом "О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных веществ (загрязняющих веществ)", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609, действующего на момент проверки.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 16.11.2012 N 540/В-В/УК, в котором отражены все выявленные нарушения обязательных требований, предъявляемых к деятельности по подтверждению соответствия, осуществляемой аккредитованным лицом. 16.11.2015 аккредитованному лицу выдано предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе предписывающее рассмотреть вопрос о прекращении действия необоснованно выданных сертификатов соответствия в отношении транспортных средств и уведомить заинтересованных лиц.
Письмами от 17.12.2012 и от 24.12.2012 орган по сертификации продукции ООО "Магадан-Тест" уведомил Росаккредитацию об устранении нарушений, отраженных в акте проверки от 16.11.2012, в том числе о принятом решении о прекращении действия спорных сертификатов. В приложении N 1 к письму органа по сертификации поименован и сертификат соответствия N С-CN.AB23.A.05429.
В соответствии с данными Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации, в Едином реестре сертификатов соответствия по состоянию на 24.06.2015 содержатся сведения о выданном органом по сертификации продукции и услуг ООО "Магадан-Тест" сертификате соответствия N C-CN.AB23.A.05429, статус сертификата соответствия - "Аннулирован".
Действие сертификата соответствия N C-CN.AB23.A.05429 прекращено органом по сертификации продукции ООО "Магадан-Тест" 17.12.2012. Также сведения об отмене сертификата соответствия органом по сертификации продукции ООО "Магадан-Тест" переданы в электронном виде по каналам связи в Единый реестр сертификатов соответствия.
Таким образом, проведенной регистрирующим органом сверкой установлено, что сертификат соответствия С-CN.AB23.A.05429 на основании, которого выдан паспорт транспортного средства 28ТХ825519 на принадлежащий Обществу автомобиль марки XCMG XZJ5328JQZ25K, аннулирован.
28.04.2015 УМВД России по Костромской области направило в адрес ООО "Строй-Актив" уведомление (том 1, л.д. 9) о том, что регистрация принадлежащего Обществу автомобиля марки XCMG XZJ5328JQZ25K прекращена (аннулирована) 25.04.2015; паспорт вышеуказанного транспортного средства признан недействительным в связи с тем, что сертификат соответствия C-CN.AB23.A.05429, на основании которого он выдан, признан прекращенным (недействительным). Аннулирование (прекращение) регистрации осуществлено в соответствии с пунктом 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23.06.2005 N 496/192/134, статьей 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" пункта 2 указания ГУ ОБДД МВД России от 17.03.2015 N 13/4-1652, пунктов 3, 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001, пункта 12(з) Указа Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения".
В письме также содержится указание на то, что основанием для восстановления регистрационного учета может служить предъявленный действующий сертификат соответствия на конкретное транспортное средство.
Не согласившись с прекращением (аннулированием) регистрации транспортного средства XCMG XZJ5328JQZ25K, Общество обратилось в Арбитражный суд Костромской области с требованием о признании соответствующего решения УМВД России по Костромской области незаконным и об обязании ответчика восстановить регистрационный учет названного транспортного средства.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий регистрирующего органа по аннулированию (прекращению) регистрации спорного транспортного средства, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам, подлежат государственной регистрации.
Согласно пункту 4 данного постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), определяющим правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и устанавливающим порядок регистрации транспортных средств.
Пункт 3 статьи 15 Закона N 196-ФЗ связывает допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов и запрещает регистрацию транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
При этом пунктом 1 названной статьи предусмотрено, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Из приведенной правовой нормы следует, что реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с техническими параметрами предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, поэтому регистрация транспортных средств, которая невозможна без наличия сертификата соответствия, является обязательным условием для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении. Отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства, установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации.
Из уведомления МРЭО ГИБДД от 28.04.2015 N 9/2-4467 о прекращении (аннулировании) государственной регистрации принадлежащего Обществу транспортного средства видно, что единственным основанием для совершения регистрирующим органом данных действий явилось признание прекращенным (недействительным) сертификата соответствия на спорное транспортное средство органом по сертификации, выдавшим сертификат.
Согласно пункту 1 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.
В силу пункта 2 названного Положения паспорта выдаются на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более, прицепы к ним, подлежащие регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, и на шасси транспортных средств, не входящие в комплект транспортного средства, принадлежащие юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, а также лицам без гражданства в порядке, установленном данным Положением.
В соответствии с пунктом 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 (действовавшего в период получения Обществом паспорта транспортного средства), сертификат соответствия (свидетельство о безопасности) является документом, свидетельствующим о возможности допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и возможности осуществления учета транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно результатам проведенной в отношении органа по сертификации продукции ООО "Магадан-Тест", выдавшего сертификат соответствия на принадлежащий Обществу автомобиль марки XCMG XZJ5328JQZ25K, на основании которого впоследствии выдан паспорт транспортного средства 28ТХ825519, внеплановой проверки установлено, что при проведении работ по сертификации использовались документы, содержащие сведения, не позволяющие сделать обоснованный вывод о соответствии продукции действовавшим на момент проверки требованиям законодательства Российской Федерации; соответствующие работы проводились по схемам сертификации, не предусмотренным Техническим регламентом "О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных веществ (загрязняющих веществ)", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609, действующего на момент проверки. В этой связи действие сертификата соответствия N C-CN.AB23.A.05429 прекращено органом по сертификации продукции ООО "Магадан-Тест". Сведения об отмене сертификата соответствия органом по сертификации продукции ООО "Магадан-Тест" переданы в электронном виде по каналам связи в Единый реестр сертификатов соответствия.
Таким образом, в ходе проведенной регистрационным органом сверки базы данных зарегистрированных транспортных средств с целью установления фактов регистрации автомобилей, сертификаты соответствия на которые признаны прекращенными, выявлено, что представленный для получения паспорта транспортного средства на принадлежащий заявителю автомобиль марки XCMG XZJ5328JQZ25K сертификат соответствия более не подтверждает соответствие данного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.
В подпункте "з" пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" отмечено, что Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 72 Положения выданный паспорт признается недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
При этом паспорт подлежит сдаче в указанное подразделение Госавтоинспекции. Несданные паспорта выставляются в розыск.
В пункте 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации указано, что при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 данных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
Пункт 3 данных Правил связывает невозможность проведения регистрационных действий с транспортными средствами с представлением документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что представленный сертификат соответствия не подтверждает соответствие данного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, аннулирование ответчиком регистрации транспортного средства и признание недействительным выданного на основании такого сертификата соответствия паспорта транспортного средства является правомерным и соответствует пунктами 3, 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Аргументы о том, что конструкция спорного транспортного средства изменена не была, сведения о подделке, скрытии, изменении, уничтожении нанесенной на него маркировки не имелось, информация о подделке представленных документов, регистрационных знаков отсутствовала, несоответствие транспортного средства регистрационным данным установлено не было, с учетом установленного основания для аннулирования регистрации признаются безотносительными.
Вне зависимости от того, что основания для прекращения действия сертификата соответствия прямого отношения к техническому состоянию автомобиля не имеют, рассмотренное судом обстоятельство является основанием для аннулировании регистрации транспортного средства, которое в свою очередь исключает возможность эксплуатации транспортного средства и является законным ограничением правомочий собственника транспортного средства, установленным Законом N 196-ФЗ.
Доводы заявителя о том, что он является добросовестным приобретателем спорного транспортного средства, подлежат отклонению как не влияющие на правильность данных выводов и не основанные на положениях пункта 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств.
Ссылку ООО "Строй-Актив" на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2011 N 5-П суд апелляционной инстанции находит необоснованной по следующим основаниям.
В абзацах 3 и 4 пункта 4 названного постановления указано на то, что выявление нарушений в оформлении паспорта транспортного средства не может являться безусловным основанием для лишения собственника правомочий по пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с его предназначением, - иное вопреки предписаниям статей 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации означало бы несоразмерное ограничение права собственности, не обусловленное конституционно значимыми целями. Следовательно, сам по себе факт подделки паспорта транспортного средства, будучи основанием для отказа в регистрации транспортного средства либо ее аннулирования в соответствии с пунктами 3 и 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств").
Кроме того, в случае устранения установленных правоохранительным органом причин, явившихся основанием для аннулирования регистрационного действия, восстановление регистрационного учета производится в соответствии с решением указанного органа с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства; в иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений (пункт 51 Правил регистрации). Соответственно, в случае обжалования собственником транспортного средства действий органов и должностных лиц, осуществляющих регистрацию транспортных средств, суд, принимая решение по делу, не вправе исходить из одного лишь факта подделки паспорта транспортного средства, совершенной иным лицом, - без установления и оценки по общим правилам доказывания, предусмотренным главой 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Таким образом, аннулирование регистрации транспортного средства не прекращает прав собственности на транспортное средство, а лишь ограничивает возможность его участия в дорожном движении. При этом, восстановление регистрационного учета транспортного средства в административном или судебном порядке возможно лишь при условии установления соответствия транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.
Обществом не представлено доказательств того, что оспариваемые действия противоречат закону и нарушают права заявителя. При этом необходимо учитывать, что вопреки утверждениям заявителя аннулирование регистрации в данном случае не является бесповоротным юридическим фактом, не выступает непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства. Для этого необходимо установить соответствие созданного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения согласно техническому регламенту.
Довод заявителя о невозможности получения сертификата соответствия на единичное транспортное средство, а также об отсутствии возможности восстановления (или получения во внесудебном порядке) аннулированного сертификата соответствия со ссылкой на вступивший в силу с 01.01.2015 Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку из имеющихся материалов дела не усматривается, что Общество лишено возможности оформить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства в порядке, установленном названным Техническим регламентом.
С учетом изложенного оспариваемые действия УМВД России по Костромской области не отвечают совокупности предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий, необходимых для признания их незаконными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 03.07.2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Строй-Актив" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для юридических лиц составляет 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
При подаче апелляционной жалобы Общество по платежному поручению от 31.07.2015 N 399 уплатило государственную пошлину в размере 3000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 03.07.2015 по делу N А31-4711/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Актив" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Актив" (ИНН: 4401106330, ОГРН: 1104401001935) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одной тысячи пятисот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 31.07.2015 N 399.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-4711/2015
Истец: ООО "Строй-Актив"
Ответчик: УМВД РФ по Костромской области
Третье лицо: Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения, Манина Анна Андреевна, представитель истца, УМВД РФ по КО