г. Киров |
|
01 октября 2015 г. |
Дело N А28-1194/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Черных Л.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Кокоулина М.Л., действующего на основании доверенности от 30.09.2015,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шабалинский деревообрабатывающий завод"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 03.06.2015 по делу N А28-1194/2015, принятое судом в составе судьи Хлюпиной Н.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шабалинский деревообрабатывающий завод" (ИНН: 4345083774, ОГРН: 1044316538870)
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (ИНН: 7705596339, ОГРН: 1047796323123),
Правительству Кировской области (ИНН: 4347005027, ОГРН: 1034316519820),
третье лицо: департамент промышленного развития Кировской области (ИНН: 4345096318, ОГРН: 1054316517232),
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шабалинский деревообрабатывающий завод" (далее - заявитель, ООО "Шабалинский ДОЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительными предписания департамента промышленного развития Кировской области (далее - Департамент) от 20.03.2014 N 154-43-06-05 об устранении нарушений, распоряжения Правительства Кировской области от 10.12.2014 N 101 "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Кировской области" и приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) от 19.01.2015 N 41 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов".
В ходе рассмотрения дела Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказалось от требований к Департаменту о признании недействительным предписания от 20.03.2014 N 154-43-06-05 об устранении нарушений. Частичный отказ от заявленных требований принят арбитражным судом, после чего Департамент на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 03.06.2015 уточненные требования заявителя оставлены без удовлетворения; производство по делу в части требования о признании недействительным предписания Департамента прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Шабалинский ДОЗ" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в котором просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, суд безосновательно не дал оценки доводам о том, что фактически реализация инвестиционного проекта начата Обществом в 2010 году. Указанное обстоятельство, как полагает ООО "Шабалинский ДОЗ", должно было снизить требования по срокам инвестиций и исключило бы возможность признания заявителя нарушившим сроки реализации инвестиционного проекта. Также Общество обращает внимание на предпринимаемые попытки внести изменения в инвестиционные проект и неправомерное бездействие Правительства Кировской области по доработке необходимых материалов, считая, что внесение соответствующих изменений не повлекло бы за собой издания оспариваемых ненормативных актов. ООО "Шабалинский ДОЗ" также указывает на нарушение ответчиками и Департаментом процедуры исключения инвестиционного проекта Общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов, установленной пунктом 19 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 (далее - Положение N 419), в том числе в части сроков по изданию и направлению документов. Настаивает на том, что основанием для исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов является издание соответствующего решения (постановления или приказа), а не распоряжение о признании утратившим силу распоряжения об утверждения заявки; фактически необходимое решение уполномоченным органом принято не было; на 19.01.2015 имеющихся документов для издания Минпромторгом России приказа N 41 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" было недостаточно.
Минпромторг России представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает доводы заявителя, настаивает на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта и не усматривает правовых оснований для его отмены, ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Правительство Кировской области и Департамент своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; Минпромторг России ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.
В судебном заседании представитель ООО "Шабалинский ДОЗ" поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Кировской области от 24.12.2009 N 441 утверждена заявка ООО "Шабалинский ДОЗ" и концепция приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Создание лесоперерабатывающего производства на основе сырьевой базы Свечинского лесничества".
29.12.2009 в соответствии с приказом Минпромторга России N 1206 инвестиционный проект ООО "Шабалинский ДОЗ" "Создание лесоперерабатывающего производства на основе сырьевой базы Свечинского лесничества" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
20.03.2014 Департамент в рамках возложенных на него контрольных функций направил Обществу предписание N 154-43-06-05 об устранении нарушений, выразившихся в недостижении планируемых показателей инвестиций, невыполнении обязательств по модернизации действующего производства и расширению номенклатуры выпускаемой продукции.
Названным предписанием ООО "Шабалинский ДОЗ" предложено в месячный срок устранить допущенные в ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта нарушения. При этом отмечено, что отказ в устранении нарушения будет являться отказом от создания и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры и будет служить основанием для исключения проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжения договора аренды лесных участков в соответствии с действующим законодательством.
Представитель Общества суду первой инстанции пояснял, что в целях устранения указанных нарушений в марте 2014 года ООО "Шабалинский ДОЗ" инициирована процедура внесения изменений в ранее утвержденную концепцию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Создание лесоперерабатывающего производства на основе сырьевой базы Свечинского лесничества". Предложенные Обществом изменения не прошли согласования и не были утверждены в установленном порядке.
16.07.2014 состоялось совещание у губернатора Кировской области по реализации на территории Кировской области приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, на котором согласно пункту 1.3 протокола совещания принято решение о подготовке заявления об исключении из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов проекта ООО "Шабалинский ДОЗ".
10.12.2014 губернатором Кировской области подписано распоряжение N 101 "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Кировской области", которое касалось и распоряжения от 24.12.2009 N 441.
22.12.2014 Правительством Кировской области в Минпромторг России направлено заявление об исключении инвестиционного проекта ООО "Шабалинский ДОЗ" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в связи с нарушением срока реализации инвестиционного проекта и неисполнением предписания о необходимости устранения данного нарушения. К заявлению от 22.12.2014 приложены следующие документы: копия распоряжения Правительства Кировской области от 10.12.2014 N 101 "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Кировской области", копия предписания от 20.03.2014 N 154-43-06-05 об устранении нарушений, копия уведомления о вручении предписания ООО "Шабалинский ДОЗ", копия отчета о реализации инвестиционного проекта за III квартал 2014 года.
19.01.2015 Минпромторгом России издан приказ N 41 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", согласно которому инвестиционный проект ООО "Шабалинский ДОЗ" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Не согласившись с распоряжением Правительства Кировской области от 10.12.2014 N 101 "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Кировской области" и приказом Минпромторга России от 19.01.2015 N 41 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", заявитель обратился в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании их недействительными.
Суд первой инстанции учел факт неисполнения Обществом выданного в его адрес предписания от 20.03.2014 N 154-43-06-05 и невнесения в установленном порядке изменений в инвестиционный проект, в связи с чем пришел к выводу о том, что оспариваемые распоряжение Правительства Кировской области и приказ Минпромторга России изданы в соответствии с положениями пункта 19 Положения N 419 и не нарушают права и законные интересы заявителя. В этой связи в удовлетворении данных требований отказано.
Производство по делу в части требования о признании недействительным предписания Департамента от 20.03.2014 N 154-43-06-05 было прекращено в связи с отказом ООО "Шабалинский ДОЗ" от заявленных требований в данной части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план); под приоритетным инвестиционным проектом понимается инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждено Положение N 419, которое определяет порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Согласно пункту 17 названного Положения инвестор обязан ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в заинтересованный орган отчет о ходе реализации инвестиционного проекта.
Требования по содержанию и порядку подготовки отчета о ходе реализации инвестиционного проекта устанавливаются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Заинтересованный орган рассматривает отчет о ходе реализации инвестиционного проекта и представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства доклад о результатах его реализации.
Согласно пункту 18 Положения контроль за ходом реализации инвестиционного проекта осуществляет заинтересованный орган. Объектом контроля являются обязательства инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных договором аренды лесного участка.
Согласно пункту 19 Положения N 419 в случае появления предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 данного Положения оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков (в том числе, нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год), заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. Одновременно копия указанного предписания направляется заинтересованным органом в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (абзац 1).
В случае если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 10 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений принимает решение о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня (абзац 3).
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения указанного заявления принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направляет его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков (абзац 4).
В случае если в течение 30 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации не поступило заявление заинтересованного органа об исключении инвестиционного проекта из перечня либо заинтересованным органом не представлена информация об устранении нарушений в указанный в предписании срок, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации направляет в адрес заинтересованного органа уведомление о намерении исключить инвестиционный проект из перечня. В случае если в течение 14 дней с момента направления Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомления заинтересованным органом не представлена информация об устранении нарушений в указанный в предписании срок, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации принимает решение об исключении инвестиционного проекта из перечня и направляет его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков. Данное решение может быть оспорено инвестором в судебном порядке (абзац 6)
Как следует из материалов дела, 27.03.2014 в адрес ООО "Шабалинский ДОЗ" поступило предписание Департамента от 20.03.2014 N 154-43-06-05 об устранении нарушения, допущенного Обществом в ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта. В целях устранения указанного нарушения инвестору предложено в месячный срок устранить отставание от срока реализации проекта свыше одного года. Копия указанного предписания Департамента во исполнение пункта 19 Положения N 419 направлена в Минпромторг России.
Поскольку предписание Департамента в установленный в нем срок Обществом надлежащим образом исполнено не было, Правительство Кировской области по итогам состоявшего рабочего совещания от 16.07.2014 приняло решение о подготовке заявления об исключении из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов проекта ООО "Шабалинский ДОЗ" и 10.12.2014 издало распоряжение N 101 "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Кировской области", которое 22.12.2014 вместе с заявлением об исключении инвестиционного проекта Общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в связи с нарушением срока реализации инвестиционного проекта и неисполнением предписания о необходимости устранения данного нарушения направлено в Минпромторг России.
На основании данного заявления 19.01.2015 Минпромторгом России издан приказ N 41 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", согласно которому инвестиционный проект ООО "Шабалинский ДОЗ" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Оценив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемые распоряжение Правительства Кировской области и приказ Минпромторга России изданы при наличии предусмотренных на то законом оснований и с соблюдением установленного Положением N 419 порядка.
Утверждение заявителя о том, что суду первой инстанции надлежало иным образом подойти к оценке вопроса о нарушении срока реализации инвестиционного проекта в связи с тем, что фактически реализация инвестиционного проекта была начата в 2010 году, а не в 2009, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку дата начала реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, а также промежуточные и конечные сроки реализации проекта установлены в концепции инвестиционного проекта. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что дата начала реализации проекта не связана с началом фактического финансирования и заключения договоров аренды лесных участков, началом фактического освоения лесов.
Ссылка Общества на то, что объем инвестиций по состоянию на 31.12.2014 составил 253,9 млн. руб. отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не свидетельствует об исполнении предписания Департамента от 20.03.2014 в установленный в нем срок и, как следствие, об отсутствии оснований для исключения инвестиционного проекта ООО "Шабалинский ДОЗ" из перечня приоритетных инвестиционных проектов.
Аргументы заявителя о нарушении Правительством Кировской области срока направления заявления об исключении инвестиционного проекта в Минпромторг России не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии оснований для принятия третьим лицом решения об исключении инвестиционного проекта из перечня. Необходимо отметить, что предусмотренные Положением N 419 сроки, в отличие от сроков, установленных предписанием, не являются пресекательными. Исходя из содержания пункта 19 Положения, для принятия упомянутого решения значение имеет факт неисполнения инвестором предписания заинтересованного органа в установленный в нем срок.
Довод Общества о том, что для исключения инвестиционного проекта заявителя из перечня приоритетных инвестиционных проектов необходимо решение Департамента или Правительства Кировской области о таком исключении, которое в данном случае принято не было, суд апелляционной инстанции находит основанным на ошибочном толковании норм материального права. В силу абзаца 4 пункта 19 Положения принятие такого решения осуществляется Минпромторгом России. Ссылка Общества в подтверждение указанного довода на письмо Минпормторга России от 26.11.2014 не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку указанное письмо носит информационный (рекомендательный) характер.
Указывая на незаконность распоряжения Правительства Кировской области от 10.12.2014 N 101, заявитель ссылается на то, что пункт 19 Положения N 419 не предусматривает издания распоряжения об отмене распоряжения об утверждении инвестиционного проекта, на основании которого инвестиционный проект был включен в перечень. В то же время, несмотря на данное обстоятельство, суд апелляционной инстанции полагает, что указанным распоряжением, изданным в связи с подачей заявления об исключении проекта ООО "Шабалинский ДОЗ" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, не нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не создаются препятствия для осуществления такой деятельности, поскольку распоряжение от 24.12.2009 N 441 в любом случае утрачивает свою юридическую силу с момента исключения проекта из перечня.
Из материалов дела видно, что инвестиционный проект реализовывался Обществом с отставанием от плана. В адрес инвестора направлялось предписание об устранении нарушений, однако в установленный срок требуемые мероприятий осуществлены не были, вследствие чего возникли необходимые и достаточные основания для исключения инвестиционного проекта ООО "Шабалинский ДОЗ" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. При таких обстоятельствах аргументы заявителя со ссылкой на неправомерное бездействие Правительства Кировской области по предоставлению Обществу возможности доработать необходимые материалы в целях внесения изменений в инвестиционный проект по заявке, которая была ранее отклонена Федеральным агентством лесного хозяйства, представляются безотносительными, не исключающими возможность инициирования процедуры исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов. Доводы о том, что при внесении изменений в инвестиционный проект у ответчиков отсутствовали бы основания для издания оспариваемых ненормативных актов, с учетом факта неисполнения Обществом предписания Департамента подлежат отклонению.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий, необходимых для признания недействительными распоряжения Правительства Кировской области от 10.12.2014 N 101 "О признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Кировской области" и приказа Минпромторга России от 19.01.2015 N 41 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов".
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
Таким образом, решение Арбитражного суда Кировской области от 03.06.2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы в размере 1500 рублей, понесенные на уплату государственной пошлины по жалобе, остаются на ее заявителе, излишне уплаченная госпошлина на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 03.06.2015 по делу N А28-1194/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шабалинский деревообрабатывающий завод" - без удовлетворения.
Возвратить директору общества с ограниченной ответственностью "Шабалинский деревообрабатывающий завод" Цхакая Демури Амирановичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одной тысячи пятисот) рублей, излишне уплаченную согласно чеку по операции Сбербанк Онлайн от 12.08.2015.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-1194/2015
Истец: ООО "Шабалинский деревообрабатывающий завод"
Ответчик: Департамент промышленного развития Кировской области, Департамент развития предпринимательства и торговли Кировской области, Министерство промышленности и торговли РФ, Правительство Кировской области