г. Красноярск |
|
02 октября 2015 г. |
Дело N А69-1599/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" октября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Борисова Г.Н.,
судей: Севастьяновой Е.В., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (Артели старателей "Ойна") - Федана М.П., представителя по доверенности от 11.03.2013, 17 АА 0054911;
от ответчика (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва) - Сарыглар С.С., представителя по доверенности от 02.09.2015,
рассмотрев апелляционную жалобу производственного кооператива Артели старателей "Ойна"
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "31" июля 2015 года по делу N А69-1599/2015, принятое судьей Чамзы-Ооржак А.Х.,
установил:
производственный кооператив Артель старателей "Ойна" (далее - заявитель, кооператив) (ОГРН 1021700552763, ИНН 1705001887) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва (далее - ответчик, регистрационный орган, Инспекция) (ОГРН 1041700531982, ИНН 1701037770), в котором заявил следующие требования:
- о признании незаконным бездействия Инспекции по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) не предусмотренных действующим законодательством для производственных кооперативов и недостоверных сведений о размерах долей участников в процентах или в виде дроби, повлекшее фактическое наличие в записях ЕГРЮЛ в отношении кооператива соответствующих строчек;
- о признании незаконным фактического отказа Инспекции в исправлении технической ошибки, выразившейся в непринятии налоговым органом мер (бездействии) по внесению исправлений в ЕГРЮЛ по заявлению кооператива;
- о признании незаконным требования Инспекции о предоставлении заявления по форме N Р14001 с перераспределением долей в соответствии с суммами, зафиксированными в последнем абзаце письма заместителя начальника налоговой инспекции от 17.04.2015 исх. N 05-11/03364 и в отзыве на заявление;
- об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов кооператива путем исправления в сведения ЕГРЮЛ в отношении кооператива в части указания размеров долей участников кооператива.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "31" июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на следующие обстоятельства:
- с учетом заявленных требований суду необходимо было исследовать и установить наличие у производственных кооперативов обязанности указывать размер долей участников, а также существует ли техническая возможность для производственного кооператива самостоятельно каким-либо образом изменить указанную информацию, в том числе путем подачи каких-либо заявлений;
- указание в ЕГРЮЛ сведений о размере доли в уставном капитале в отношении производственных кооперативов не предусмотрено законодательством, в связи с чем сведения в ЕГРЮЛ о долях участников в размере 14,28547% являются технической ошибкой, которая не подлежала отражению в реестре и которую регистрационному органу следовало исправить; сведения о доле каждого участника кооператива в размере 14,28547% не соответствуют действительности, поскольку доля каждого из 6 участников должна составлять 16.6667%;
- суд первой инстанции не установил и не сделал вывод о том, по какой форме должно было быть подготовлено заявление в регистрирующий орган и в каком размере подлежали указанию доли участников;
- вопреки установленному порядку распределения бремени доказывания суд первой инстанции не возложил на ответчика обязанность по доказыванию законности его действий и актов.
Представитель кооператива в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с апелляционной жалобой не согласился, в ее удовлетворении просил отказать. Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Кооператив 31.07.2012 обратился в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в части сведений об участниках, о лицах имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, об уставном капитале (складочном капитале, уставном фонде, паевом фонде).
Инспекцией 07.08.2012 принято решение N 832 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления кооператива.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 07.08.2012 размер доли каждого из учредителей (Неволина А.А., Маслова В.В., Мосина С.В., Дудко О.В., Лотышко Н.Г., Багаева П.М., Леошко П.В.) составил 14.2857%.
Кооператив 31.03.2015 обратился в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р 13001 о государственной регистрации изменений в учредительные документы, в частности о регистрации устава в новой редакции, о дополнении видов экономической деятельности по ОКВЭД об уменьшении паевого взноса до 90 000 000 рублей в связи со смертью участника Леошко В.П. и прекращением его членства.
Регистрирующий орган 03.04.2015 принял решение N 248А о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением изменений в учредительные документы, согласно заявлению кооператива.
После получения заявителем выписки из ЕГРЮЛ от 08.06.2014, которая, по его мнению, содержит не предусмотренную и недостоверную информацию о размере доли каждого участника в процентах - 14,2857, 14.04.2015 обратился в Инспекцию о внесении исправлений в ЕГРЮЛ в связи с допущенной регистрирующим органом ошибкой.
Письмом от 17.04.2015 N 05-11/03364 регистрирующий орган сообщил о необходимости представления заявления по форме N Р14001 с указанием на перераспределение долей в соответствии с суммами.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва от 07.05.2015 N 02-12/2937 отказано в жалобе кооператива на действия должностных лиц Инспекции.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения, кооператива в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Кооперативом соблюден обязательный досудебный порядок, предусмотренный пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, признания действия (бездействие) незаконным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ), регулирующим отношения, возникшие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации.
Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Согласно подпункту "а" пункта 1 названной статьи в заявлении о государственной регистрации по установленной форме подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
В силу пунктов 2, 3 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, осуществляются в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 4, 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрен перечень оснований для отказа в государственной регистрации. Данный перечень носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию. К общим основаниям для отказа в государственной регистрации относится непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Из приведенных норм права следует, что процедура внесения изменений в ЕГРЮЛ носит заявительный характер, регистрирующий орган не проводит правовую экспертизу представленных документов. Достаточным условием для внесения изменений в ЕГРЮЛ является представление заявителем всех необходимых документов для такой регистрации.
Заявляя соответствующие требования к Инспекции, кооператив ссылается на то, что ЕГРЮЛ содержит недостоверные сведения (техническую ошибку) в виде указания доли каждого из учредителей в размере 14,2857 %. Кооператив настаивает на том, что отсутствуют нормативные правовые акты, предусматривающие указание в ЕГРЮЛ в отношении производственного кооператива сведений о размерах и номинальной стоимости долей; в соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ данные сведения подлежат указанию в отношении юридических лиц с иными организационно-правовыми формами (акционерных и обществ с ограниченной ответственностью).
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ внесение исправлений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Из материалов дела следует, что решение Инспекции от 07.08.2012 N 832 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, принято на основании поступившего заявления кооператива по форме N Р14001. Внесенные в ЕГРЮЛ изменения в виде указания доли каждого из учредителей в размере 14,2857 % соответствуют содержанию представленного кооперативом заявления.
Положения статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, действительно, не содержат норм об указании в отношении производственных кооперативов сведений о размерах и номинальной стоимости долей, однако данное обстоятельство не свидетельствует о допущенной регистрирующим органом технической ошибке, так как регистрация изменений в ЕГРЮЛ произведена в соответствии с представленным кооперативом заявлением по установленной форме и документами.
Решение от 07.08.2012 N 832 о регистрации внесенных изменений является действующим, не было оспорено заявителем в установленном законодательством порядке.
Доводы заявителя о том, что указание доли каждого из 6 участника в размере 14,2857 % арифметически неверно, членство одно из участников (Леошко В.П.) прекращено в связи со смертью, не принимаются судом во внимание.
Как отмечено выше, регистрация изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в 2012 году произведена регистрирующим органом в соответствии с поступившим заявлением кооператива. При этом на момент внесение сведений в состав участников кооператива входило 7 членов, в том числе Леошко В.П., умерший согласно свидетельству N 798324 о смерти 30.09.2014, что опровергает вывод об арифметической ошибке при указании в 2012 году доли каждого участника в размере 14,2857 %.
В 2015 году кооператив обратился в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в сведения об участнике (прекращении членства Леошко В.П.) по форме N Р13001, вместе с тем в поданном заявлении не указывал на перераспределение долей, поэтому у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ в части определения размера долей членов кооператива.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вывода о допущенном ответчиком незаконном бездействии по исправлению технической ошибки и незаконности отказа в исправлении технической ошибки.
В соответствии с вышеприведенной нормой статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган среди прочего подлежит представлению подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Названным приказом утверждена форма N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц".
Учитывая вышеприведенные нормы о порядке государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, должно осуществляться посредством обращения в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р14001.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, об отсутствии у производственного кооператива обязанности представлять какие-либо заявления, неправомерности самого факта наличия данных сведений в ЕГРЮЛ, отклоняются судом, поскольку представление данного заявления является правом кооперативом. Из обстоятельств спора не следует наличие в ЕГРЮЛ технических ошибок в указанной заявителем части, следовательно, у налогового отсутствовали основания для их исправления.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования кооператива, заявленные к Инспекции, не подлежат удовлетворению.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "31" июля 2015 года по делу N А69-1599/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Е.В. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-1599/2015
Истец: Артель старателей "Ойна"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 1 ПО РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА