город Москва |
|
02 октября 2015 г. |
Дело N А40-62252/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 02.10.2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я., судей Александровой Г.С., Барановской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Тарновским Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО" Каса Ко" на решение Арбитражного суда г. Москвы от "08" июля 2015 г. по делу N А40-62252/15, принятое судьей А.В. Полукаровым, по иску ООО" Каса Ко" (ОГРН 1037739950511) к Департамент городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Абрамова Н.В. по доверенности от 10.03.2015;
от ответчика: Нагорная М.Ю. по доверенности от 30.12.2014;
ООО "Каса Ко" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании решения Департамента городского имущества г.Москвы (далее Департамент) от 11.03.2015 г. N 33-5-4963/15-(0)-1 об отказе в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г.Москва, ул. Воздвиженка, д. 11, стр. 3 на кадастровой карте (плане) территории.
Одновременно заявитель просит обязать Департамент выдать Обществу распоряжение об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2015 года в удовлетворении заявления отказано.
С решением суда первой инстанции не согласился заявитель, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель в судебном заседании полностью поддержал доводы апелляционной жалобы, Департамент с решением суда согласен, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Каса Ко" является собственником здания, общей площадью 643,8 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Воздвиженка д. 11 стр.3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 5 марта 2013 г.
Для приобретения права на земельный участок, находящийся под зданием, ООО "Каса Ко", руководствуясь п. 7 статьи 36 ЗК РФ обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории".
11.03.2015 г. за N 33-5-4963/15-(0)-1 Департаментом городского имущества города Москвы было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги ООО "Каса Ко" в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в отношении земельного участка с адресными ориентирами: г.Москва. ул. Воздвиженка д. 11 стр.3.
Причиной отказа явилось установление Департаментом городского имущества города Москвы следующих обстоятельств:
- в соответствии с пунктом 2.10.1.6 Административного регламента утвержденного Постановлением правительства г. Москвы основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является включение объектов недвижимого имущества в утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" перечень объектов недвижимого имущества, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и(или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
Заявитель посчитал отказ Департамента городского имущества города Москвы незаконным и обжаловал его в арбитражном суде настоящим заявлением.
В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 29 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Так, согласно статье 4.1 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" ( введенной Законом города Москвы от 01.04.2015 г. N 13 О внесении изменений в Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве",
3) включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества;
Из данных положений Закона следует, что объекты, включенные в перечни Постановления правительства Москвы, прошедшие судебные разбирательства, являются исключением для отказа в предварительном согласовании предоставления и (или) в предоставлении земельного участка без проведения торгов и (или) в утверждении схемы расположения земельного участка.
12.07.2013 г. решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-44707/13 было отказано в иске Префектуре ЦАО города Москвы к ООО "Каса Ко" о признании постройки - нежилого двухэтажного здания общей площадью 643,8 кв.м., расположенного по адресу: Москва, ул. Воздвиженка д. 11 стр.3 самовольной постройкой, обязании ответчика снести самовольную постройку - нежилое двухэтажное здание общей площадью 643,8 кв.м., расположенную по адресу: Москва, ул. Воздвиженка д. 11 стр.3, признании отсутствующим зарегистрированное право собственности ответчика на указанное нежилое двухэтажное здание, обязании ответчика освободить земельный участок по адресу: Москва, ул. Воздвиженка д. 11 стр. 3 от нежилого двухэтажного строения общей площадью 643,8 кв.м., в двухнедельный срок со дня вступления в силу решения суда; в случае неисполнения ответчиком решения суда в течение трех месяцев, с момента вступления его в законную силу, в соответствии с ч.З ст. 174 АПК РФ предоставить право Пефектуре Центрального административного округа города Москвы снос (разборку) постройки, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Воздвиженка д. 11 стр.3 с взысканием с ответчика необходимых расходов, связанных с исполнением решения суда.
25.09.2013 г. постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда по делу А40-44707/13 решение Арбитражного суда от 12.07.2013 года оставлено без изменения, жалоба Префектуры ЦАО г. Москвы -без удовлетворения.
25.12.013г..постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа, решение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения, кассационная жалоба Префектуры ЦАО города Москвы - без удовлетворения.
При этом Департамент городского имущества являлся участником данного процесса. Таким образом, на момент вынесения решения об отказе в предоставлении государственной услуги, ООО "Каса Ко" уже прошло судебный порядок рассмотрения требований Префектуры ЦАО города Москвы о признании строения самовольной постройкой и ее сносе, о признании права собственности ООО "Каса Ко" на здание отсутствующим, в иске Префектуре ЦАО города Москвы было отказано.
Согласно пункту 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Обращение в Департамент городского имущества с заявлением было осуществлено 25.02.1015 г. т.е. в период, когда действовали нормы Земельного кодекса РФ до 1 марта 2015 года и в период действия статьи 36 ЗК РФ.
Обращение в Департамент городского имущества с заявлением о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории было обусловлено требованиями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом, федеральными законами. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 7 указанной статьи было предусмотрено, что случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка".
ООО "Каса Ко" является собственником здания, общей площадью 643,8 кв.м., расположенного по адресу: Москва, ул. Воздвиженка д. 11 стр.3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 5 марта 2013 г.
Для приобретения права на земельный участок, находящийся под зданием, 000 "Каса Ко", руководствуясь п. 7 статьи 36 ЗК РФ обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории", а у Департамент городского имущества города Москвы, при отсутствии оснований для отказа в предоставлении данной услуги, появилась обязанность утвердить и выдать 000 "Каса Ко" распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории". При отсутствии оснований для отказа в выдаче, действия Департамента городского имущества являются незаконными, поскольку действия по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка являются неотъемлемой частью процесса, влекущего, собственно, заключение договора о предоставлении земельного участка.
Отказ в выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровой карте не соответствует положениям статьей 31 и 36 Земельного Кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества "Каса Ко" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку делает невозможным дальнейшее оформление прав на земельный участок, находящийся под строением, находящимся в собственности общества ООО "Каса Ко".
Согласно статье 4.9. Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" ( введенной Законом города Москвы от 01.04.2015 г. N 13 О внесении изменений в Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" основанием для принятия до 01.01.2020 года решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на ряду с основаниями предусмотренными пунктом 16 статьи 11-10 Земельного кодекса РФ являются:
3) включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества.
Согласно ч. 4 ст.3 Арбитражного процессуального кодекса РФ судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела (далее - рассмотрение дела), совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, из совокупности представленных по делу доказательств решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь ст.176, пунктом 2 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "08" июля 2015 г. по делу N А40-62252/15 отменить.
Признать незаконным решение Департамента городского имущества г. Москвы об отказе ООО "Каса Ко" в выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в отношении земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 11, стр. 3 от 11.03.2015 г. N 33-5-4963/15-(0)-1.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы выдать ООО "Каса Ко" распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в отношении земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 11, стр. 3.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ООО "Касса Ко" 3000 руб. в возмещение расходов, уплаченных при подаче апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62252/2015
Истец: ООО " Каса Ко"
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ