г. Хабаровск |
|
05 октября 2015 г. |
А73-3063/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нелюбиной В.В.
при участии в заседании:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края: Финтисова Наталья Витальевна, представитель по доверенности от 21.07.2015;
от Открытого акционерного общества "Лермонтовское": Эргашева Ольга Александровна, представитель по доверенности от 08.09.2015;
от Министерства финансов Хабаровского края: не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
на решение от 17.07.2015
по делу N А73-3063/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Усенко Ж.А.
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
к Открытому акционерному обществу "Лермонтовское"
о взыскании 2 011 200,80 руб.
третьи лица Министерство финансов Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (ОГРН 1022700922221, ИНН 2721025245, место нахождения: 680000, Хабаровский край, город Хабаровск, ул. Муравьева- Амурского, 19; далее- Минсельхоз края, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Открытому акционерному обществу "Лермонтовское" (ОГРН 1102713000664, ИНН 2707005293, место нахождения: 682990, Хабаровский край, Бикинский район, село Лермонтовка, ул. Центральная, 18; далее - ОАО "Лермонтовское", ответчик) о взыскании стоимости необоснованно полученных истцом в 2012 году субсидий в общем размере 2 011 200,80 руб., в том числе, на компенсацию части затрат на проведение ремонтных работ объектов сельскохозяйственного назначения в размере 65 622,14 руб., на реализуемую продукцию животноводства и на сохранение (увеличение) поголовья крупного рогатого скота в размере 577 078,66 руб., на реализуемую продукцию животноводства в размере 84 000 руб., на компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений в размере 247 800 руб., на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений в размере 1 036 800 руб. (с учетом уточнения иска принятого судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.03.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Хабаровского края (далее - Минфин края, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.07.2015 с ОАО "Лермонтовское" в пользу Министерства взыскано 439 350, 80 руб., в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом Минсельхоз края обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просит отменить решение от 17.07.2015 и принято новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает на неполное установление обстоятельств дела, не соответствие выводов суда материалам. Выплата субсидии за октябрь осуществлена в декабре 2012 года, поэтому суд в расчете ошибочно не учел 203 250 руб., излишней субсидии на реализуемую продукцию животноводства (на молоко). Так же неправильно определил размер переплаты субсидии на реализацию мяса в 2013 году, приобретение в 2012 году минеральных удобрений и средств химической защиты растений.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 29.09.2015 в 09 час. 40 мин., информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Минсельхоза края доводы жалобы поддержал. Представитель ОАО "Лермонтовское" в судебном выступлении просил оставить решение суда без изменения.
Минфин края, извещенный о рассмотрении дела явку своих представителей не обеспечил, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 258, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, спор возник из исполнения соглашения о взаимодействии и софинансировании мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства N 1 от 10.01.2012 и соглашения N 13 от 05.04.2013.
По условиям соглашений истец обязался перечислять ответчику или по его заявлению на расчетные счета поставщиков денежные средства, выделяемые из федерального бюджета в 2012 году в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008- 2012 годы и краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства Хабаровского края" на 2008-2012 годы на условиях долевого финансирования расходов, в форме субсидий по направлениям, предусмотренным нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок и условия предоставления государственной поддержки.
Истцом на основании обращений перечислено ответчику субсидий из краевого бюджета в 2012 году 63 702,7 тыс. руб., в 2013 году - 20 191, 9 тыс. руб., в том числе на реализуемую продукцию животноводства (молоко, мясо), сохранение (увеличение) поголовья крупного рогатого скота, компенсацию части затрат на проведение ремонтных работ объектов сельскохозяйственного назначения, компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений, компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений.
Минфином края в 2014 году проведены проверочные мероприятия соблюдения бюджетного законодательства при предоставлении субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в ОАО "Лермонтовское" и Минсельхозе края, о чем оформлены акты от 10.10.2014 и 29.10.2014.
По результатам проверки Минфином края в адрес истца направлено предписание N 15 от 20.11.2014 по устранению выявленных нарушений и взыскания с ОАО "Лермонтовское" необоснованно полученных субсидий.
Ссылаясь на материалы проверки, выявленные случаи необоснованного получения части субсидий, истец направил ответчику требования о возврате необоснованно полученных субсидий, которые остались без удовлетворения.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Минсельхоза края в Арбитражный суд Хабаровского края с настоящим иском.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановления Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 N 66-пр "О порядке и об условиях предоставления отдельных мер краевой государственной поддержки, направленных на развитие сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае" (далее - Постановление N 66-пр) утверждены порядки предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям, в том числе на поддержку отрасли животноводства, на поддержку отрасли растениеводства, на компенсацию затрат на разработку проектной документации и проведения ремонтных работ объектов сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с установленным порядком при нарушении условий, целей и порядка предоставления субсидии Минсельхоз края с течение 10 дней с даты установления указанных фактов, выставляет сельскохозяйственному товаропроизводителю требование о возврате предоставленной субсидии в краевой бюджет. Субсидия подлежит возврату в течение 20 рабочих дней с даты получения требования, а в случае неперечисления сельскохозяйственным товаропроизводителем в краевой бюджет субсидии, указанные средства взыскиваются министерством в судебном порядке.
В обоснование своих требований истец ссылается на неподтверждённые расходы ответчика на ремонт телятника, не использование минеральных удобрений и средств химической защиты растений, неправильный расчет при определения размера субсидии на поддержку животноводства, неверном определении стоимости реализованного мяса, что повлияло на размер выплаченных субсидий.
Согласно материалам дела, 27.04.2012 между ОАО "Лермонтовское", выступающим заказчиком и ОАО "Востокамурмонтаж", выступающим подрядчиком заключался договор подряда N 1 на ремонт телятника на 200 голов на отделении Дальний Восток.
Работы подлежали выполнению поэтапно, на первом этапе в период с 02.05.2012 по 07.06.2012 работы стоимостью 600 000 руб., на втором в период с 10.06.2012 по 19.08.2012 стоимостью 2 700 000 руб., на третьем этапе в период с 11.07.2012 по 10.02.2012, стоимостью 2 808 200 руб.
В мае 2012 года ОАО "Лермонтовское" принято у ОАО "Востокамурмонтаж" работы по первому этапу стоимостью 600 000 руб. в связи с чем, обратилось в Минсельхоз края о предоставлении субсидии, размер которой по установленному Порядком расчету 80 % от стоимости выполненных работ должен был составить 480 000 руб.
Субсидия перечислена платежным поручением от 21.09.2012 на сумму 475 762, 14 руб.
Из принятых работ на сумму 600 000 руб., ответчик фактически оплатил 512 800 руб., в связи с чем, сумма переплаты субсидии по установленному Порядком расчету, составила 65 522, 14 руб.
Исходя из стоимости фактически оплаченных работ 512 800 руб. и установленного процентного соотношения (80 %), размер подлежащей уплате субсидии должен был составить 410 240 руб., поэтому требование о возврате излишне уплаченная субсидия 65 522, 14 руб. удовлетворено правомерно.
В отношении требований по субсидии на поддержку растениеводства установлено, что в соответствии с Порядком они предоставляются на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений по ставке 99 % от стоимости 70 % минимальной потребности в минеральных удобрениях в пересчете на 100 % питательных веществ на текущий год под посевы сельскохозяйственных культур. Так же субсидии предоставляются на компенсацию части затрат на приобретение средств химической защиты растений по ставкам субсидии 99 % от стоимости средств химической защиты растений в размере 70 % потребности в средствах химической защиты растений на текущий год под посевы сои, зерновых, кукурузы, 99 % от стоимости средств химической защиты растений в объеме потребности на текущий год под овощные культуры открытого грунта и картофель.
Приказом Минсельхоза края N 142 от 21.03.2012 утвержден расчет минимальной потребности приобретения минеральных удобрений в 2012 году, согласно которому для ответчика 70 % от минимальной потребности в физическом весе составило 336 тонн.
Как установлено, 27.03.2012 ответчику предоставлена субсидия в размере 6 735 960 руб.
По договору поставки N 5-у/2011 от 12.10.2011 ОАО "Лермонтовское" купило у ООО "Агромаркет" аммиачную селитру в количестве 336 тонн, а также за счет средств субсидии приобрел 0,5 тонн химического препарата "Ордан" в связи с чем, в августе 2012 году ответчику предоставлена субсидия 297 704 руб.
По результатам представленных в соответствии Порядком актов об использовании минеральных удобрений, установлено, что в 2012 году осталось не использованной 51,2 тонны аммиачной селитры на сумму 1 036 800 руб., а также в полном объеме не использован препарат "Ордан", что явилось основанием для предъявления требований о возврате субсидии 1 036 800 руб. (за минеральные удобрения) и 247 800 руб. (за средства химической защиты).
Разрешая требования, суд отказал в иске в указанной части. Выводы суда являются правомерными исходя из следующего.
Как установлено из материалов и не оспаривается сторонами, ОАО "Лермонтовское" из неиспользованных в 2012 году 51,2 тонн аммиачной селитры, использовало ее в 2013 году (по материалам 1 764 центнера). При этом невозможность использования всего объема средств защиты и удобрений в 2012 году по причине переувлажнения почвы подтверждается справкой ФГБУ "Хабаровский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", актами на списание посевов сои, на списание посадок картофеля, на списание посевов кукурузы, на списание зерновых).
Аналогичные обстоятельства невозможности использования всего объема препарата "Ордан" имелись и по 2012 году, в котором использовалось 250 тонн, в 2013 году 320 тонн.
Как правомерно указано судом, в ранее действовавшей редакции Постановления N 66-пр не предусматривалось обязанность использования тех или иных препаратов именно в год предоставления субсидии, а пункт 8, предусматривающий возврат неиспользованной субсидии, введен Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.09.2014 г N 347-пр), в связи с чем, учитывая цели государственной поддержки (стабильное обеспечение населения края высококачественной сельскохозяйственной продукцией) и задачи растениеводства (повышение урожайности сельскохозяйственных культур, увеличение производства зерна, кормов и другой продукции) использование остатка минеральных удобрений и средств защиты в следующем периоде не свидетельствует о нарушении порядка, условий и целей предоставления субсидии.
Размер требования о возврате субсидии, перечисленной на поддержку животноводства (на реализацию молока) в сумме 577 078, 66 руб. определен как разница между перечисленной в 2012 году субсидией 3 686 200 руб. и потребности в субсидии 3 109 200 руб., определенной на основании документов ответчика. Иск в данной части обусловлен неверным расчетом в потребности.
В соответствии с установленным Порядком для расчета субсидии на реализуемую продукцию животноводства (молоко) в объем животноводческой продукции включается продукция, реализованная с 01 января текущего года по всем каналам реализации в крае и учтенная органами государственной статистики. При этом по молоку в зачетный вес засчитывается молоко сырое, поставленное на молокоперерабатывающие предприятия края (в том числе на собственную переработку), в пересчете на молоко базисной жирности.
Согласно ставкам субсидий: первая группа - средний надой молока на 1 фуражную корову в месяц от 270 кг и выше при условии сохранения (увеличения) поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, по сравнению с 01 января текущего года, наличия положительной динамики валового объема молока (нарастающим итогом с начала текущего года) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 4,5 рублей на 1 кг; второя группа - средний надой молока на 1 фуражную корову в месяц менее 270 кг при условии сохранения (увеличения) поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, по сравнению с 01 января текущего года, наличия положительной динамики валового объема молока по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 2,5 рубля на 1 кг. При снижении численности поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, в отчетном периоде по сравнению с 01 января текущего года, субсидии за отчетный период будут выплачиваться после восстановления численности поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров, по сравнению с 01 января текущего года.
По приведенным Минфином края расчетам, положенным в основу акта проверки, выполненного по бухгалтерским документам ответчика объем реализации молока в зачетном весе, принятый для расчета субсидии и подтвержденный квитанциями молокозаводов за 10 месяцев 2012 года составил 1 011 052, 3 кг. Потребность в субсидии на реализованное молоко за 10 месяцев 2012 года составила 3 109 200 руб., в том числе реализация 720 307, 1 кг молока в зачетном весе по ставке 2,5 руб. за килограмм (причитающаяся субсидия в размере 1 800 800 руб.), реализация 290 745, 2 кг молока в зачетном весе по ставке 4,5 руб. за килограмм (причитающаяся субсидия в размере 1 308 400 руб.).
Суд первой инстанции согласился с доводами о неверном расчете потребности в получении субсидии на реализацию молока, но удовлетворил иск частично в сумме 373 828, 66 руб.
Удовлетворяя иск в части, суд исходил из суммы перечисления субсидий по платежным поручениям, не 3 686 200 руб. как указал истец, а 3 482 950 руб. (27.03.2012 - 222 710 руб., 27.03.2012 - 68 040 руб., 19.07.2012 - 600 000 руб., 12.07.2012 - 637 650 руб., 14.08.2012 - 686 700 руб., 25.09.2012 - 195 879, 10 руб., 13.08.2012 - 478 870, 90 руб., 19.10.2012 - 593 100 руб.).
Между тем суд не учел, что даты фактического перечисления субсидии и периоды времени за которые субсидия перечисляется, в данном случае не совали. Так в материалы дела (л.д. 42 т. 2) представлено платёжное поручение N 4218618 от 13.12.2012 об оплате субсидии 203 250 руб. на реализацию продукции животноводства по реестру N 73 от 06.12.2012.
Данный платеж вошел в сумму субсидии перечисленной ответчик в 2012 году, соответственно сумма излишне полученной субсидии составила 577 078, 66 руб. (3 686 200 руб. - 3 109 121, 34 руб.). По изложенным основаниям, жалоба в данной части обоснована.
Требование о возврате необоснованно полученной в 2013 году субсидии за реализацию продукции животноводства 84 00 руб. мотивировано завышением объема реализованного мяса: указано 52,4 тонны вместо, 49,6 тонн.
В соответствии с установленным Порядком, субсидии на производство и реализацию мяса предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям края, занимающимся производством мяса крупного рогатого скота, по ставке субсидии 30 руб. на один килограмм реализованного мяса крупного рогатого скота (в живом весе).
Установлено, что ответчик 30.10.2013 обратился к истцу с заявлением о предоставлении субсидии, указав на реализацию по состоянию на 01.01.2012 мяса крупного рогатого скота в объеме 52 400 кг. С учетом ставки 30 руб. за 1 кг размер субсидии должен составить 1 572 000 руб., которая оплачена платежным поручением N 6607140 от 29.11.2013.
Доводы истца о необходимости расчета субсидии от реализации 49, 6 тонн правомерно отклонены судом.
В соответствии с пунктом 6.1 Порядка расчета субсидий на производство и реализацию мяса, для расчета субсидии включается продукция, реализованная с 01 января текущего года по всем каналам реализации в крае и учтенная органами государственной статистики.
В данном случае, из сводного отчета о движении животных за период с января по декабрь 2012 года, включенного в статистический отчет формы 24СХ, актами о сдаче на склад, требованиями о получении продукции (мяса) работниками ОАО "Лермонтовское" следует, что общее количество реализованного мяса составило 52, 4 тонны.
Поскольку сельскохозяйственный производитель в сводном статистическом отчете учел не только объем мяса, реализованного сторонним организациям, но и объем отпущенного мяса на склад и реализованного сотрудникам, при этом данный объем реализации указал изначально в направленной истцу заявке на получение субсидии, вывод суда об отсутствии нарушения порядка представления субсидии не противоречит фактическим обстоятельствам.
Доводы жалобы о том, что сдача продукции на склад не означает ее реализацию работникам отклоняется, поскольку противоречит материалам дела.
Кроме того, в соответствии с Регламентом предоставления информации в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, утвержденного приказом Минсельхоза Российской Федерации от 02.04.2008 N 189 организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство, включают в отчет скот, проданный по всем каналам сбыта, в том числе продажа непосредственным потребителям в порядке прямых связей, для снабжения работников хозяйства.
С учетом указанных норм права и установленных обстоятельств, решение подлежит изменению.
Судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ возлагаются на проигравшую сторону.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.07.2015 по делу N А73-3063/2015 изменить.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Лермонтовское" (ОГРН 1102713000664) в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (ОГРН 1022700922221) сумму задолженности 642 600 руб., в остальной части требований отказать.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Лермонтовское" (ОГРН 1102713000664) в доход федерального бюджета госпошлину по иску 10 562 руб. и по апелляционной жалобе 959 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3063/2015
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Ответчик: ОАО "Лермонтовское"
Третье лицо: Министерство финансов Хабаровского края