г. Санкт-Петербург |
|
05 октября 2015 г. |
Дело N А56-21458/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Н.И.Протас, Е.А.Сомовой
при ведении протокола судебного заседания: К.А.Цубановой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Калинина А.П. - доверенность N 3 от 12.01.2015
от ответчика (должника): предст. Квакина Е.Ю. - доверенность N 03/537 от 16.01.2015
от третьих лица: 1) предст Крючко Г.Р. - доверенность от 05.05.2015, 2) предст. Лашер А.И. - доверенность от 01.06.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-18374/2015, 13АП-18375/2015) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и ООО "Похоронная служба" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2015 по делу N А56-21458/2015 (судья Константинова Е.В.), принятое
по иску (заявлению) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третьи лица: 1) ООО "Ритуал",
2) ООО "Похоронная служба"
о признании недействительным решения от 11.02.2015 N 03/2751 по делу NК03-120/14, предписания от 28.01.2015 по делу N К03-120/14
установил:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела" (ОГРН 5067847213033; далее - заявитель, Учреждение, Специализированная служба) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения от 11.02.2015 N 03/2751 по делу N 03-120/14, предписания от 28.01.2015 по делу N К 03-120/14, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН 1027809242933; далее - Санкт-Петербургское УФАС, Управление, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Ритуал" (ОГРН 1067847502634; далее - ООО "Ритуал") и общество с ограниченной ответственностью "Специализированная служба по вопросам похоронного дела Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (ОГРН 1089848039270, далее - ООО "Похоронная служба").
Решением суда первой инстанции от 10.06.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Санкт-Петербургское УФАС и ООО "Похоронная служба" обратились с апелляционными жалобами, полагая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении и толковании норм материального права. В целом доводы жалоб повторяют позицию Управления и ООО "Похоронная служба" при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Управление считает доказанным наличие в действиях Учреждения нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии, которое привело к фактическому безвозмездному пользованию ООО "Ритуал", без проведения торгов, земельными участками, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга и переданных Специализированной службе на основе постоянного (бессрочного) пользования. ООО "Похоронная служба" поддерживает доводы УФАС, а также полагает, что фактическое нахождение ООО "Ритуал" на территории кладбищ приводит к самоуправству, злоупотреблениям в результате создания для данной организации преимущественных условий для ведения предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представители Управления и ООО "Похоронная служба" поддержали доводы, изложенные в жалобах. Учреждение и ООО "Ритуал" с доводами апелляционных жалоб не согласились по основаниям, приведенным в письменных отзывах.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "ПСК "Энергия" (правопредшественник ООО "Похоронная служба") обратилось с жалобой в Санкт-Петербургское УФАС на действия (бездействие) Комитета по управлению городским имуществом и Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела", выразившихся в передаче городского имущества - земельных участков с кадастровыми номерами 78:37:0017121:25, 78:37:0017121:23 и 78:37:1712601:37 во владение и пользование ООО "Ритуал" с согласия собственника без проведения торгов.
По результатам рассмотрения жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС вынесла решение от 11.02.2015 года по делу N К03-120/14, которым признала Учреждение нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), что выразилось в бездействии Учреждения, которое привело к фактическому безвозмездному пользованию ООО "Ритуал" земельными участками с кадастровыми номерами: 78:37:0017121:25, 78:37:0017121:23, 78:37:17126А:43 для осуществления предпринимательской деятельности - оказанию услуг агентства похоронного обслуживания, изготовлению надмогильных сооружений (памятников), в том числе по вырубке на них букв и знаков, что создает ООО "Ритуал" преимущественные условия деятельности и может иметь результатом ограничение конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 решения УФАС Специализированной службе выдано предписание от 11.02.2015 N 2751-1 по делу N КОЗ-120/14 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий по прекращению пользования ООО "Ритуал" земельными участками с кадастровыми номерами: 78:37:0017121:25, 78:37:0017121:23, 78:37:0017126А:43.
Не согласившись с решением УФАС, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для квалификации действий заявителя как нарушающих часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем признал не соответствующими закону оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав и оценив доводы лиц. Участвующих в деле, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда от 10.06.2015 и удовлетворения апелляционных жалоб в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам открытого конкурса, победителем которого было признано ООО "Ритуал", между СПб ГКУ "Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела" и ООО "Ритуал" заключен договор от 27.12.2013 N 2-К-2013 (далее - Договор) на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации всех кладбищ Колпинского района Санкт-Петербурга (Колпинского городского, Нового Колпинского, Балканского воинского, Колпинского воинского, Усть-Ижорского воинского, Корчминского воинского, Усть-Ижорского кладбищ, Воинского кладбища в пос. Металлострой, Воинского кладбища в пос. Пантонный и кладбища Петро-Славянка).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге (утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07 марта 2006 года N 210) ООО "Ритуал", как победитель конкурса, наделено полномочиями администрации кладбища.
В соответствии с названным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга, администрация кладбища - руководители и другие работники, наделенные в установленном порядке организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями лицом, заключившим договор на выполнение работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбища, оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, на территории соответствующего кладбища.
Основными видами деятельности администрации кладбища являются: эксплуатация кладбища, то есть предоставление населению определенного перечня похоронных услуг, выполнение комплекса работ по поддержанию инфраструктуры кладбища в надлежащем состоянии и осуществление деятельности, направленной на развитие инфраструктуры кладбища; оказание ритуальных и иных услуг, связанных с погребением; текущее содержание кладбища, то есть проведение комплекса работ по поддержанию кладбища и инфраструктуры кладбища в надлежащем состоянии; предоставление гражданам инвентаря для ухода за могилами; развитие и благоустройство территории кладбища; соблюдение правил пожарной безопасности; выполнение мероприятий по предупреждению случаев терроризма на кладбище; охрана кладбища и т.д.
В разделе 2 Договора от 27.12.2013 года N 2-К-2013 перечислены права и обязанности сторон, в частности, определено, что ООО "Ритуал" осуществляет погребение умерших (погибших) и оказывает услуги по погребению (п. 2.1.2), обеспечивает надлежащее похоронное обслуживание потребителей, включающее весь комплекс услуг, связанных с погребением умерших (погибших) (п. 2.1.З.), соблюдает порядок погребения, перезахоронения и эксгумации останков и урн с прахом умерших (погибших) (2.1.9), соблюдает правила изготовления и установки надмогильных сооружений (2.1.10), обеспечивает надлежащее ведение книги регистрации захоронений (п. 2.1.17), оказывает ритуальные и иные услуги, связанные с погребением граждан на обслуживаемых ООО "Ритуал" кладбищах (п. 2.1.26), ведет прием граждан по вопросам захоронения и содержания кладбищ и т.д.
Таким образом, ООО "Ритуал" в силу вышеназванного Договора и постановления Правительства Санкт-Петербурга N 210 является администрацией кладбища, а также оказывает весь комплекс организации ритуальных услуг.
В силу Положений об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге и о порядке создания и содержания мест погребения и дельности кладбищ в Санкт-Петербурге, утв. Постановлением N 210, перечень организаций, осуществляющих деятельность по оказанию ритуальных и иных услуг, связанных с погребением не ограничен, а следовательно, рынок ритуальных и иных услуг, связанных с погребением, является конкурентным.
Таким образом, ООО "Ритуал", выполняя функцию администрации кладбища, оказывает также ритуальные и иные услуги на конкурентном рынке. ООО "Похоронная служба" и ООО "Ритуал" являются конкурентами на указанном рынке ритуальных услуг.
При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, ООО "Ритуал" не является агентством похоронного обслуживания, так как не осуществляет доставку и продажу похоронных принадлежностей, не производит перевозку умершего (погибшего) в гробу из дома или больницы в здание траурных гражданских обрядов, крематорий или на кладбище и т.д., однако, по мнению апелляционного суда, данное обстоятельство не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
В ходе проверки Управлением установлено, что правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами: 78:37:0017121:25; 78:37:0017121:23 (находятся на земельном участке с кадастровым номером 78:37:0017121:26) (Колпинское городское кладбище), и 78:37:17126А:43 (Новое Колпинское кладбище) является Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела" (на праве постоянного (бессрочного) пользования).
Указанные земельные участки относятся к зонам специального назначения (ТК 1), предназначены для размещения объектов ритуальной деятельности.
Вышеуказанные земельные участки на праве аренды либо ином праве ООО "Ритуал" не передавались, однако фактически на них расположены временная постройка (передвижной модуль АБК), установленная для приема граждан по вопросам захоронения, отвода участков для захоронения и оформления документов, а также мастерская ООО "Ритуал" по изготовлению памятников.
Часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Вменяя Учреждению нарушение названной нормы, Управление пришло к выводу, что именно бездействие Специализированной службы, допустившей использование земельных участков ООО "Ритуал" без проведения торгов, привело к ограничению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг, так как данное Общество, осуществляя не только функцию администрации кладбища, но и оказывая весь спектр ритуальных услуг, приобрело в результате использования названных земельных участков безусловные преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, также оказывающими ритуальные услуги, но при этом, осуществляющие свою деятельность в арендованных помещениях за пределами территории кладбища.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, согласно пункту 3.1 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге, утвержденного Постановлением N 210, территория кладбища независимо от способа захоронений на нем должна содержать следующие функциональные зоны: входная зона; ритуальная зона; административно-хозяйственная зона; зона захоронений; зона моральной (зеленой) защиты. В ритуальной зоне предусматривается наличие зданий и сооружений для проведения траурных обрядов и прощания, поминовения, площадок для отдыха и другие объекты.
В административно-хозяйственной зоне могут размещаться здания административно-хозяйственного назначения, склады, стоянки машин и механизмов для обслуживания кладбища, общественные туалеты.
Ввиду того, что для наиболее качественного выполнения Обществом своих обязанностей по договору необходимо использовать вспомогательные помещения, ООО "Ритуал" использует временные сооружения (передвижные модули), размещенные на территории кладбища.
На земельном участке с кадастровым номером 78:37:0017121:23 расположена временная постройка (передвижной модуль), не являющаяся объектом недвижимости, которая используется администрацией кладбища для приема граждан по вопросам захоронения и содержания кладбищ, ведения по этим вопросам журнала регистрации обращений граждан (в соответствии с разделом 2 договора). Данные временные сооружения используются Обществом исключительно для выполнения обязательств по Договору, для наиболее полного и качественного обслуживания граждан. Объекты недвижимости на кладбищах отсутствуют.
Как уже было установлено выше, в функции ООО "Ритуал" как администрации кладбища, входят обязанности не только по предоставлению населению определенного перечня похоронных услуг, но и выполнение комплекса работ по поддержанию инфраструктуры кладбища в надлежащем состоянии и осуществление деятельности, направленной на развитие инфраструктуры кладбища; текущее содержание кладбища, то есть проведение целого комплекса работ в целях надлежащего содержания кладбища; развитие и благоустройство территории кладбища; предоставление гражданам инвентаря для ухода за могилами; соблюдение правил пожарной безопасности; выполнение мероприятий по предупреждению случаев терроризма на кладбище; охрана кладбища и т.д.
Осуществление указанной деятельности без физического присутствия на территории кладбища практически невозможно. При этом, Управлением не принято во внимание, что перечисленные виды деятельности оказываются администрацией кладбища на основании Договора, заключенного по результатам конкурса, и за счет собственных денежных средств организации. А это означает, что ООО "Ритуал" получает не только преимущества от своей деятельности на конкурентном рынке по оказанию ритуальных услуг, но и несет затраты, связанные с осуществлением обязанности по содержанию и развитию всей инфраструктуры кладбища.
Работы по установке, снятию и замене надмогильных сооружений, а также вырубка букв и знаков на надмогильных сооружениях производятся также исключительно администрацией кладбища либо с ее согласия иным лицом (пункт 8.2 вышеназванного Положения).
Как правомерно указал суд первой инстанции, исполнение обязательств по Договору администрацией кладбищ не создает ей преимущественных условий и не препятствует доступу широкого круга лиц к государственному ресурсу, не влияет на право юридических и физических лиц, в том числе ООО "Похоронная служба", осуществлять предпринимательскую деятельность по оказанию ритуальных услуг населению.
Как уже было установлено выше, земельные участки, на которых расположены кладбища, закреплены за Специализированной службой на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Какое-либо распоряжение указанными земельными участками Специализированной службой и администрацией кладбища не осуществляется.
При этом, положения Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством", как правомерно указал суд, не распространяются на правоотношения, связанные с использованием земельных участков, отведенных для осуществления погребения граждан и закрепленных за Учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Вышеизложенное свидетельствует о недоказанности антимонопольным органом в действиях Учреждения нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как осуществление администрацией кладбищ своих обязанностей и оказание ею услуг по ритуальному обслуживанию населения с использованием временных сооружений является по сути исполнением обязательств по Договору со Специализированной службой, и не влияет на право третьих лиц оказывать агентские и иные ритуальные услуги населению, а соответственно, не может приводить к ограничению конкуренции на означенном товарном рынке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал не соответствующими Закону о защите конкуренции, а также нарушающими права и законные интересы Учреждения в сфере осуществления хозяйственной деятельности оспариваемые решение и предписание УФАС.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия не находит правовых и фактических оснований для отмены решения суда от 10.06.2015 и удовлетворения апелляционных жалоб.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы - ООО "Похоронная служба". Излишне уплаченная государственная пошлина на основании платежного поручения от 13.08.2015 N 255 в размере 1500 руб. подлежит возврату ООО "Похоронная служба" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 июня 2015 года по делу N А56-21458/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы ООО "Похоронная служба" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21458/2015
Истец: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела
Ответчик: Управление Федеральной антимономольной службы по Санкт-Петербургу, Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "Похоронная служба", ООО "Промышленно-строительная компания "Похоронная служба", ООО "Ритуал"