г. Владивосток |
|
05 октября 2015 г. |
Дело N А51-10655/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Уссурийского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-8338/2015
на решение от 12.08.2015
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-10655/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Траст-Сервис" (ИНН 2511045020, ОГРН 1032500861337, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.07.2003)
к администрации Уссурийского городского округа (ИНН 2511004094, ОГРН 1022500859600, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 28.10.2002)
об оспаривании решения
при участии:
от ООО "Траст-Сервис": представитель Вижик Д.А. по доверенности от 25.09.2015 на один год, паспорт;
от администрации Уссурийского городского округа: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Траст-Сервис" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Траст-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа (далее по тексту - управление, УГА Уссурийского городского округа) оформленного письмом 10.03.2015 N 16-01/21/2526, обязании администрации Уссурийского городского округа (далее по тексту - администрация) в лице уполномоченного должностного лица устранить допущенные нарушения права, подготовить, утвердить и выдать обществу "Траст-Сервис" схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Уссурийского городского округа, расположенного примерно в 190 м по направлению на восток от ориентира: Приморский край, г.Уссурийск, ул. Некрасова, 264 "Б", площадью 5000 кв.м. для размещения объектов коммунально-складского назначения (с учетом уточнений требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.08.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, администрация обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда Приморского края от 13.06.2015, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Апеллянт ссылается на не правильное применение норм материального и процессуального права.
Администрация Уссурийского городского округа извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечила. Жалоба с согласия представителя общества рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) в отсутствие администрации по имеющимся в материалах дела документам.
Представитель общества в судебном заседании апелляционной инстанции в порядке статьи 262 АПК РФ письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, на доводы апелляционной жалобы возразил, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
25.02.2015 ООО "Траст-Сервис" обратилось в администрацию Уссурийского городского округа с заявлением о предоставлении в собственность за плату для целей, не связанных со строительством, земельного участка, расположенного примерно в 190 м по направлению на восток от ориентира административное здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Некрасова, д. 264 "Б", площадью 5000 кв.м., для размещения объектов коммунально-складского назначения.
По результатам рассмотрения заявления администрация приняла решение об отказе в предоставлении земельного участка по мотиву того, что для данной зоны предусмотрен вид разрешенного использования "объекты коммунально-складского назначения ПР-5", для которого земельные участки предоставляются для строительства и исключительно на торгах.
Отказ оформлен письмом от 10.03.2015 N 16-01/21/2526.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемый отказ администрации является необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, заслушав в судебном заседании представителя общества, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 25.02.2015 общество обратилось в администрацию Уссурийского городского округа с заявлением о предоставлении в собственность для целей, не связанных со строительством, земельного участка, в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на момент возникновения спорных правоотношений была регламентирована статьей 34 ЗК РФ.
Пунктом 2 данной статьи было предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Отказывая заявителю в формировании земельного участка, администрация Уссурийского городского округа сослалась на то, что для данной зоны предусмотрен вид разрешенного использования "объекты коммунально-складского назначения ПР-5", для которого земельные участки предоставляются для строительства и исключительно на торгах.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, коллегия апелляционной инстанции считает, что отказывая обществу, администрация действовала в рамках действующего законодательства.
Так, в соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Данной статьей определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально.
Градостроительный регламент определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 3 данной статьи градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от формы собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Решением Думы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30.11.2004 N 104 утверждены Правила землепользования и застройки Уссурийского городского округа, подлежащие применению на всей территории городского округа в границах, установленных законом Приморского края от 06.08.2004 N 131-КЗ "Об Уссурийском городском округе".
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Уссурийского городского округа в основные виды разрешенного использования зоны ПР-5 входит размещение объектов коммунально-складского назначения с установлением предельных параметров строительства, реконструкции: минимальные размеры земельного участка - 1500 кв. м, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта -5 м, предельное количество этажей - 5, максимальный процент застройки - 80.
Проанализировав вышеуказанные нормы, коллегия признает обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что земельный участок, расположенный в зоне ПР-5 "Коммунально-складская зона" предоставляется исключительно для строительства складов, и не может быть предоставлен для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с пунктом 11 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность" на территории Уссурийского городского округа, утвержденного постановлением администрации Уссурийского городского округа от 07.12.2015 N 4245-НПА, установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги. В частности, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является несоответствие вида разрешенного использования земельного участка основным видам разрешенного использования, установленным для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.
В рассматриваемом случае существенное значение имеют сведения о том, каким образом общество будет фактически использовать испрашиваемый земельный участок, поскольку предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, а именно для размещения складских помещений, которое не соответствует целевому использованию данного земельного участка в соответствии с градостроительным зонированием, будут противоречить действующему законодательству.
Постановлением администрации Уссурийского городского округа от 21.06.2013 N 2306-НПА "Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков для строительства на территории Уссурийского городского округа осуществляется исключительно на торгах" определено, что объекты промышленного и коммунально-складского назначения включены в перечень случаев предоставления земельных участков из состава земель населенных пунктов, находящихся в муниципальной собственности Уссурийского городского округа, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства исключительно на торгах на праве аренды либо праве собственности.
Таким образом, коллегия соглашается с доводом апеллянта о том, что предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, под размещение объекта коммунально-складского назначения градостроительным регламентом, определяющим правовой режим зоны ПР-5, не предусмотрено и прямо противоречить требованиям подпункта л пункта 1 постановления администрации Уссурийского городского округа от 21.06.2013 N 2306-НПА.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа, оформленный письмом от 10.03.2015 N 16-01/21/2526 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Основываясь на исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что согласно пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, коллегия считает, что решение Арбитражного суда Приморского края от 12.08.2015 по настоящему делу подлежит отмене, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Излишне уплаченная при подаче заявления государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.08.2015 по делу N А51-10655/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Траст-Сервис" 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче заявления по платежному поручению N 75 от 08.04.2015.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10655/2015
Истец: ООО "ТРАСТ-СЕРВИС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ УССУРИЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА