г. Саратов |
|
05 октября 2015 г. |
Дело N А12-16336/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веряскиной С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курышовой Е.В.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Райкомхоз" (400105, г. Волгоград, ул. Таращенцев, 19, ОГРН 109345001613, ИНН 34136246)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 22 июня 2015 года по делу N А12-16336/2015, рассмотренному в порядке упрощённого производства
(судья Наумова М.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Райкомхоз" (400105, г.Волгоград, ул. Таращенцев, 19, ОГРН 109345001613, ИНН 34136246)
к территориальной административной комиссии Краснооктябрьского района городского округа-город Волгоград (400105, г. Волгоград, пр. Ленина, 119, ОГРН 1033400170286, ИНН 3442026353)
заинтересованное лицо: администрация Краснооктябрьского района г.Волгограда (400105, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, д. 119, ОГРН 1033400170286, ИНН 3442026353)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Райкомхоз" (далее - ООО "Райкомхоз", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориальной административной комиссии Краснооктябрьского района городского округа - город Волгоград от 09.04.2015 N 1/5-15/334 (далее административный орган) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.14 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 22 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Райкомхоз", не согласилось с принятым решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети 20 августа 2015 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей общества с ограниченной ответственностью "Райкомхоз", территориальной административной комиссии Краснооктябрьского района городского округа-город Волгоград, администрации Краснооктябрьского района г.Волгограда, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 17.03.2015 в рамках рассмотрения обращения жителя Краснооктябрьского района г. Волгограда, поступившего на телефон круглосуточной муниципальной экологической службы МУ "ГУАОККОПС" по вопросу захламления отходами контейнерной площадки для сбора и временного накопления отходов во дворе дома N 107 по пр. Ленина, Департаментом окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда проведено комиссионное обследование. Проведенным обследованием зафиксировано отсутствие маркировки владельца на контейнерах, на бункере; контейнеры имеют следы сквозных отверстий, разрывов и вмятин, что является нарушением пунктов 3.4., 5.1.1..5.1.3., 5.1.6., 5.1.8., 5.1.9., 5.1.30. Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда, утвержденных Решением Волгоградской городской Думы от 18.07.2007 N 48/1163 (далее - Правила от 18.07.2007 N 48/1163).
Многоквартирный жилой дом по указанному адресу находится в управлении ООО "Райкомхоз".
В отношении ООО "Райкомхоз" составлен протокол от 19.03.2015 N 86 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.14 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности (Закон Волгоградской области от 11.06.2008 г. N 1693-ОД).
Постановлением Территориальной административной комиссии Краснооктябрьского района г. Волгограда от 09.04.2015 N 1/5-15/334 ООО "Райкомхоз" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.14 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, назначенное наказание - административный штраф в размере 30 000 рублей.
Статьёй 8.14 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности установлена административная ответственность за нарушение установленного органами местного самоуправления порядка обращения с бытовыми отходами на территории поселений в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Правоотношения в области порядка обращения с бытовыми отходами на территории Волгограда регламентируются "Правилами обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда", утверждёнными решением Волгоградской городской Думы от 18 июля 2007 года N 48/1163 (далее - Правила).
Согласно пункту 3.3.2. Правил от 18.07.2007 N 48/1163 функционирование системы обращения с отходами на территории Волгограда осуществляется с учетом следующих требований: исполнения юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями, в процессе деятельности которых образуются отходы, положений законодательства в области обращения с отходами - разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов; обеспечение сбора, вывоза и утилизации отходов путем организации мест временного хранения отходов, заключение договора на оказание услуг по вывозу и размещению ТБО; соблюдение экологических, санитарных и иных требований в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; оформление документации по вывозу и захоронению отходов на полигонах ТБО; назначение ответственных должностных лиц в области обращения с отходами; проведение инвентаризации принадлежащих им отходов и объектов их размещения, хранения, обезвреживания и переработки; ведение учета образуемых, перерабатываемых, обезвреживаемых и вывозимых для захоронения отходов; представление в установленном порядке информации по обращению с отходами.
Пунктом 3.4. Правил от 18.07.2007 N 48/1163 установлено, что юридические лица независимо от организационно-правовой формы и физические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории Волгограда, связанную с обращением с отходами, обязаны: выполнять решения органов местного самоуправления Волгограда, регламентирующие правила сбора, вывоза и оплаты за вывоз и размещение отходов; обеспечивать сбор отходов в установленных местах.
Накопление отходов осуществляется в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Размещение контейнерных площадок, площадок КГО определяется при проектировании строительства здания. Объекты накопления отходов должны располагаться в границах земельного участка (территории), на котором находятся принадлежащие производителю отходов или эксплуатируемые им объекты. Конструкция контейнеров для отходов должна исключать возможность засорения территории (пункты. 5.1.1. 5.1.3. Правил от 18.07.2007 N 48/1163).
Согласно пункту 5.1.6. Правил от 18.07.2007 N 48/1163 контейнерные площадки, площадки КГО должны иметь ограждение с трех сторон, исключающее возможность засорения прилегающей территории. Контейнерные площадки должны иметь ровное асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном в сторону проезжей части (0,02%). Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 штук. Для поддержания санитарного состояния площадок контейнеры должны быть установлены не ближе 1 м от ограждения и 0,35 м друг от друга.
В соответствии с пунктом 5.1.8. Правил от 18.07.2007 N 48/1163 расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. Контейнеры и бункеры должны быть в технически исправном состоянии, без сквозных отверстий, вмятин, разрывов, окрашены и иметь маркировку владельца.
Окраска всех металлических мусоросборников должна производиться собственником не менее двух раз в год - весной и осенью (пункт 5.1.9 Правил от 18.07.2007 N 48/1163).
Пунктом 5.1.30. Правил от 18.07.2007 N 48/1163 установлено, что организации, осуществляющие управление многоквартирными домами:
осуществляют контроль за выполнением графика сбора и вывоза отходов;
оборудуют объекты накопления отходов в жилищном фонде в границах земельного участка (территории) в соответствии с проектной документацией;
организуют мероприятия по включению объектов накопления отходов в состав общего имущества многоквартирного дома;
обеспечивают содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;
обеспечивают санитарную уборку контейнерных площадок, находящихся на обслуживании, окраску контейнеров (бункеров) сбора отходов по мере необходимости, но не менее двух раз в год (весной и осенью), их своевременный ремонт и замену;
вправе заключать соглашения на совместное использование контейнерной площадки с другими организациями на условиях, определенных решением общего собрания жильцов;
ведут в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, учет образовавшихся, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных от лица населения отходов;
обеспечивают свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
организуют места для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу организациям, имеющим лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности;
информируют жителей в обслуживаемом жилищном фонде о местах накопления ртутьсодержащих ламп;
исполняют другие обязанности, предусмотренные действующим законодательством и настоящими Правилами;
несут ответственность за организацию сбора, вывоза, утилизации отходов, состояние контейнерных площадок, контейнеров и иных объектов накопления отходов.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом N 107 по пр. Ленина в г. Волгограде на момент совершения правонарушения находился в управлении ООО "Райкомхоз".
Таким образом, заявитель является надлежащим субъектом вмененного правонарушения.
Факт нарушения Правил подтверждён материалами административного дела, а именно: актом осмотра территории от 17.03.2015, к которому приложен фотоматериал, протоколом об административном правонарушении N 86 от 19.03.2015, постановлением о привлечении к административной ответственности от 09.04.2015 N 1/5-15/334.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела ООО "Райкомхоз" не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Следовательно, вина ООО "Райкомхоз" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.14 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, административным органом установлена и доказана.
Довод общества о том, что административным органом нарушена процедура привлечения ООО "Райкомхоз" к административной ответственности, ввиду того, что административным органом проведена внеплановая проверка при отсутствии распоряжения о её проведении, а также о том, что Департамент по охране окружающей среды и природный ресурсов администрации Волгограда не наделен полномочиями по осуществлению жилищного контроля апелляционный суд считает несостоятельным, поскольку нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон N 294-ФЗ) в ходе проведения проверки, по итогам которой возбуждено дело об административном правонарушении, не является нарушением процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности. Федеральный закон N 294-ФЗ не регулирует порядок привлечения виновных лиц к административной ответственности, и, соответственно, нарушения его положений не могут трактоваться как нарушения процедуры привлечения виновного лица к административной ответственности.
Сфера действия Федерального закона N 294-ФЗ распространяется на административный орган, а установленные им требования обязательны для исполнения при проведении проверки до возбуждения дела об административном правонарушении.
Положения указанного закона не регулируют порядок возбуждения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности. Положения данного Федерального закона должны применяться при оценке законности действий органов в ходе проведения проверки, а в ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях - при оценке доказательств с точки зрения законности их получения (относимости и допустимости). Таким образом, при каких контрольных мероприятиях выявлено административное правонарушение, правового значения для оценки законности привлечения лица к административной ответственности не имеет.
В рассматриваемом случае Департаментом проводилась проверка в рамках муниципального жилищного контроля, на что указано в оспариваемом решении, в проведено обследование территории благоустроенного жилищного фонда на предмет несанкционированного складирования отходов, что относится к компетенции Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда.
Постановлением главы администрации Волгограда от 10.06.2009 N 1289 "Об утверждении перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Волгоградской области об административной ответственности", утвержден Перечень должностных лиц департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Волгоградской области об административной ответственности.
К вышеуказанным должностным лицам относится, в том числе, ведущий специалист отдела экологической безопасности департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.1, 8.13 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности в части нарушения требований по компенсационному озеленению, статьей 8.7 в части нарушений норм правил благоустройства, регулирующих обращение с отходами производства и потребления, а также содержание и охрану зеленых насаждений, статьями 8.14, 13.11 в части правонарушений, связанных с муниципальным земельным контролем, муниципальным лесным контролем, муниципальным контролем в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения.
Таким образом, протокол N 86 об административном правонарушении составлен надлежащим лицом: ведущим специалистом отдела экологической безопасности департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда Климкиным В.В.
В представленном в материалы дела протоколе об административном правонарушении от 19.03.2015 N 86 подробно описано событие административного правонарушения, что свидетельствует о доказанности события административного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что проверка проведена в отсутствие представителя ООО "Райкомхоз" апелляционный суд считает несостоятельным, поскольку из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки 12.03.2015 присутствовала представитель ООО "Райкомхоз" Дорохина В.М. (т. 1 л.д. 47).
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что в удовлетворении требований общества правомерно отказано.
Порядок привлечения к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 22 июня 2015 года по делу N А12-16336/2015, рассмотренному в порядке упрощённого производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Райкомхоз" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-16336/2015
Истец: ООО "РАЙКОМХОЗ"
Ответчик: Администрация Краснооктябрьского района Волгограда, Территориальная административная комиссия Краснооктябрьского района г. Волгограда, Территориальная административная комиссия Краснооктябрьского района городского округа - г. Волгоград
Третье лицо: Администрация Краснооктябрьского района Волгограда