город Москва |
|
6 октября 2015 г. |
дело N А40-36283/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей |
Мухина С.М., Марковой Т.Т. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2015 по делу N А40-36283/15 принятое судьей Вигдорчиком Д.Г. (шифр судьи: 145-279)
по заявлению ЗАО "ОМПК" (ОГРН 1027739301226, 127254, Москва, Огородный проезд, д. 18, стр. 4, оф. 3)
к Госинспекции по недвижимости г. Москвы (101000, Москва, Лубянский пр., д. 3/6, стр. 6)
третье лицо: Правительство Москвы (125032, Москва, ул. Тверская, д. 13)
о признании незаконным решения об отнесении здания с кадастровым номером 77:02:0021001:1092 к объекту, который фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
при участии:
от заявителя- Татарицкая В.И. по доверенности от 03.04.2015; Лукашова Э.Ю. по доверенности от 02.02.2015;
от ответчика- не явился, извещен;
от третьего лица - Петрыкин А.А. по доверенности от 26.08.2015;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось Закрытое акционерное общество "ОМПК" с заявлением к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы о признании незаконными действий Госинспекции по недвижимости, совершенных 08 сентября 2014 года и 24 декабря 2014 года, выразившихся в отнесении здания с кадастровым номером 77:02:0021001:1092, расположенного по адресу: г. Москва, Огородный проезд, дом 18, стр. 4, для целей налогообложения к объекту, который фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, фиксации данного заключения в пункте 6.4 акта обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения от 24.12.2014 N 9024616 и опубликовании данной информации на официальном сайте Госинспекции по недвижимости в информационно - телекоммуникационной сети Интернет http://ggi.mos.ru/ в разделе "Определение фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения. Результаты инспекционных мероприятий" http://ggi.mos.ru/definition-of-actual-use-of-the-obiects-of-real-estate- for-taxation/the-results-of-inspection-actvities/; об обязании Госинспекции по недвижимости изменить результат инспекционных мероприятий, отраженный в пункте 6.4 акта обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения от 24.12.2014 N 9024616, заменив заключение в отношении объекта с кадастровым номером 77:02:0021001:1092 "Здание (строения, сооружения) и нежилое помещение фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания" на заключение "Здание (строения, сооружения) и нежилое помещение фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания" ( с учетом уточнения требований).
В качестве третьего лица привлечено Правительство Москвы.
Решением суда от 22.07.2015 признаны незаконными действия Госинспекции по недвижимости, совершенные 08 сентября 2014 года и 24 декабря 2014 года, выразившиеся в отнесении здания с кадастровым номером 77:02:0021001:1092, расположенного по адресу: г. Москва, Огородный проезд, дом 18, стр. 4, для целей налогообложения к объекту, который фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, фиксации данного заключения в пункте 6.4 акта обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения от 24.12.2014 г. N 9024616 и опубликовании данной информации на официальном сайте Госинспекции по недвижимости в информационно - телекоммуникационной сети Интернет http://ggi.mos.ru/ в разделе "Определение фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения. Результаты инспекционных мероприятий" http://ggi.mos.ru/definition-of-actual-use-of-the-obiects-of-real-estate- for-taxation/the-results-of-inspection-actvities/. Суд обязал Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить необходимые действия в предусмотренном законодательством порядке. При этом суд исходил из необоснованности выводов Госинспекции по недвижимости, принятых по результатам проверки проведенной в декабре 2014 года,
С решением суда не согласилось третье лицо - Правительство Москвы и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование своих требований третье лицо ссылается на то, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального и процессуального права
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что трехмесячный срок на обращение в суд заявителем не пропущен, так как заявитель обжаловал действия административного органа в досудебном порядке,
В обоснование заявленных требований ЗАО "ОМПК" ссылается на то, что 27.11.2014 года на официальном сайте Госинспекции по недвижимости в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Определение фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения. Результаты инспекционных мероприятий" указано, что 08.09.2014 года опубликована информация о результатах проведенных 01.09.2014 года Госинспекцией по недвижимости мероприятиях по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0021001:1092, расположенного по адресу: г.Москва, Огородный проезд, д.18, стр. 4, а именно: "Здание (строения, сооружения) фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания".
На сайте также указано, что сотрудники Госинспекции по недвижимости не были допущены на объект.
Также, в Постановлении Правительства Москвы от 28.11.2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в приложение 1 внесена запись 2039.
Останкинский мясоперерабатывающий комбинат 27.11.2014 года направил обращение начальнику Госинспекции по недвижимости о несогласии с опубликованной на сайте информацией.
24.12.2014 года на основании поручения N 9024616 от 16.12.2014 года главным инспектором УКОН по СВАО Госинспекции по недвижимости проведено повторное мероприятие по определению вида фактического использования здания, расположенного по адресу: г.Москва, Огородный проезд, д. 18, стр. 4, по окончании которого составлен акт обследования.
В акте обследования, проведенного Госинспекцией по недвижимости 24.12.2014 г., в качестве заключения указано - "Здание (строения, сооружения) фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания".
Размещенные ранее на сайте Госинспекции по недвижимости результаты контрольных мероприятий об определении вида фактического использования здания в целях налогообложения по адресу г. Москва, Огородный проезд, д. 18, стр. 4 не изменены: "Здание (строения, сооружения) фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания".
Не согласившись с результатами проведенных Госинспекцией по недвижимости мероприятий в отношении здания с кадастровым номером 77:02:0021001:1092, ЗАО "ОМПК" обратилось в Департамент экономической политики и развития города Москвы.
В соответствии с Письмом от 26.02.2015 N ДПР-28-11/15 МВК, 19.02.2015 года на заседании Комиссии принято решение об отказе в проведении повторного мероприятия об определении вида фактического использования здания.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Законом города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 г. N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Настоящий Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее -Порядок) определяет порядок осуществления органами исполнительной власти города Москвы мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений (далее также - объекты нежилого фонда) для целей налогообложения (далее также - мероприятия по определению вида фактического использования).
Мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в период с 1 января по 14 сентября каждого календарного года, если иное не установлено настоящим Порядком.
Согласно п. 3.7 Порядка информация о результатах проведения мероприятий по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения в срок не позднее 5 календарных дней с момента проведения указанного мероприятия размещается на официальном сайте Госинспекции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в частности в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В п.п. 2 ст. 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Во исполнение ст. 378.2 НК РФ и Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" Правительство Москвы приняло Постановление от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды.
Таким образом, если отдельно стоящее здание, имеющее площадь свыше 2000 кв.м., по документам технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает использование его в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, то данное здание должно быть занесено в перечень объектов, в отношении которых, налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела договором аренды от 24.03.2000 N М-02-015284 ЗАО "ОМПК" оформлено право пользования земельным участком с кадастровым номером 77:02:0021001:73 площадью 24273 кв.м для использования территории под эксплуатацию зданий мясоперерабатывающего комбината. Заявитель является собственником здания с кадастровым N 77:02:0021001:1092, расположенного по адресу: 127254, Россия, г. Москва, Огородный пр., вл.18, стр. 4.
Согласно п.1.1 указанного договора аренды, земельный участок предоставляется в пользование на условиях аренды для использования территории под эксплуатацию зданий мясоперерабатывающего комбината.
В соответствии с п. 1.3 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются в целях выявления следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в п. 1.5 Порядка под фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающим размещение объектов, указанных в п. 1.3 настоящего Порядка, признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы третьего лица со ссылкой на акт от 01.09.2014 г. N 9023519, составленный Госинспекцией по недвижимости и на основании которого на официальном сайте 08.09.2014 г была размещена информация о результатах контрольных мероприятиях, поскольку акт проверки, как и доказательства направления его в адрес заявителя в материалы дела не представлены.
Доказательств вынесения поручения, предусмотренного п. 3.3 Постановления Правительства Москвы от 14.05.2014 г. N 257-ПП с его последующим вручением заявителю, на основании которого проведена проверка, по результатам которой составлен Акта от 01.09.2014 г. N 9023519 в материалы дела также не представлен.
Таким образом, действия Госинспекции по размещению 08.09.2014 г. в сети Интернет на сайте http://ggi.mos.ru/ информации о заявителя являются неправомерными.
24.12.2014 г. инспекторами при участии эксперта проведено обследование ОКС с кадастровым номером 77:02:0021001:1092 расположенного на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0021001:73, о чем 24.12.2014 г. составлен Акт обследования N 9024616.
Из Акта от 24.12.2014 г. N 9024616 следует, что при проведении мероприятия по определению вида фактического использования здания Госинспекцией по недвижимости процентное соотношение площадей помещений разного назначения внутри здания рассчитано на основании экспликации помещений от 25 февраля 1999 года, при этом указано, что торговый объект (т.е. фирменный магазин комбината) занимает 2,76 % от общей площади здания по адресу Огородный пр., д. 18, стр. 4, а так называемые "офисные помещения" - 86,26 % общей площади здания.
При этом Госинспекцией по недвижимости к офисным помещениям отнесены, в том числе помещения, в которых располагается администрация (комбинатоуправление) мясоперерабатывающего комбината (в частности, руководство, кадровая служба, финансовая служба, бухгалтерия, IT-служба и пр.), и все здания (строения) по адресу: г. Москва, Огородный проезд, д. 18.
Вместе с тем судом первой инстанции правомерно не приняты доводы, со ссылкой на положения Постановления Правительства Москвы от 14.05.2014 N 257-ПП о том, что строение 4 подпадает под определение офис по следующим основаниям.
Факт размещения на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0021001:73 четырехэтажного административного корпуса подтверждается договором аренды земельного участка (п. 1.4 договора). Указанное здание используется под размещение администрации мясоперерабатывающего комбината.
При этом заявитель не обжалует факт использования части помещений под магазин и отдел кулинарии по продаже продукции мясоперерабатывающего комбината, указав, что они занимают менее 20% общей площади здания, а именно -менее 4%.
Из пояснений общества следует, что остальные помещения, размещенные в строении 4 непосредственно участвуют в производственном процессе и представляют собой единый неделимый производственный комплекс, включающий в себя в качестве неотъемлемой части объекты различного назначения, в том числе и административный корпус. Так, сотрудники IT-службы, рабочие места которых также оборудованы в строении 4, отвечают не только за функционирование компьютерной системы, которую используют другие службы (отделы) в процессе формирования производственных заданий, но и обеспечивают функционирование аппаратов "Bizerba", объединённых в единую компьютерную сеть. Указанное оборудование осуществляет взвешивание и маркировку готовой продукции (наклейку на продукцию термочека, содержащего информацию о весе продукта, составе продукта и прочую необходимую информацию). Взвешивание и маркировка являются неотъемлемой частью производственного процесса, т.к. выпуск продукции без нанесённой на неё регламентированной маркировки законодательно запрещён.
Постановлением от 27.01.2015 г. N 27-ЗУ/9024616-15, вынесенным на основании данных, отраженных в Акте обследования N 9024616, заявитель привлечен к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 6.7 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях. Из постановления следует, что в результате обследования установлено, что часть помещений строения N 4, расположенного в границах оформленного договором аренды землеотвода используется под размещение объекта общественного питания (кафе) и торгового объекта (магазин но продаже продукции комбината). Земельный участок под размещение объектов торговли и общественного питания не предоставлялся.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-16621/2015 (94-122), от 03.04.2015 г. признано незаконным и отменено полностью постановление Госинспекции по недвижимости от 27.01.2015 N 27-ЗУ/9024616-15 о привлечении ЗАО "ОМПК" к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы. Признано незаконным и отменено предписание Госинспекции по недвижимости N 9024616 от 14.01.2015 г. об устранении нарушений законодательства, вынесенное в отношении ЗАО "ОМПК". Судом установлено, что в данном случае вид использования установлен договором аренды земельного участка, а именно земельный участок предоставлен в пользование для использования территории под эксплуатацию зданий мясоперерабатывающего комбината. Часть помещений строения N 4, расположенного в границах оформленного договором аренды землеотвода (менее 3-х процентов от общей площади) используется под размещение объекта общественного питания (кафе) и торгового объекта (фирменный магазин по продаже продукции комбината). Частичная эксплуатация здания в границах одного земельного участка не противоречит указанному виду разрешенного использования и сама по себе не свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Смена назначения здания автоматически не влечет изменения цели использования земельного участка под ними. Помещения используется под эксплуатацию зданий мясоперерабатывающего комбината. Таким образом, цель использования указанного земельного участка не изменилась.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности выводов Госинспекции по недвижимости, принятых по результатам проверки проведенной в декабре 2014 года, об отнесении административного здания заводоуправления с кадастровым номером 77:02:0021001:1092 (адрес: г. Москва, Огородный проезд, д. 18, стр.4), расположенного на земельном участке с видом разрешенного использования "для эксплуатации зданий мясоперерабатывающего комбината", к объекту для целей налогообложения от кадастровой стоимости по признаку "фактическое использование" (п.2 ст. 1.1 Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций") с последующим размещением указанной информации в сети Интернет на сайте http://ggi.mos.ru/.
Принимая во внимание, что функция по проведению проверок возложена на Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы и при установлении судом нарушении порядка проведения проверки, суд первой инстанции правомерно в соответствии с п.3 ч.5 ст. 201 АПК РФ обязал Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить необходимые действия в предусмотренном законодательством порядке.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2015 по делу N А40-36283/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36283/2015
Истец: ЗАО "ОМПК"
Ответчик: Госинспекция по недвижимости г. Москвы
Третье лицо: Правительство г. Москвы, Правительство Москвы