Тула |
|
6 октября 2015 г. |
Дело N А09-6301/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.10.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Мордасова Е.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., при участии от заявителя - закрытого акционерного общества "Тандер" (г. Краснодар, ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475) в лице Брянского филиала (г. Брянск) - Пономаренко М.А. (доверенность от 27.04.2015 N 2-4/378), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244011271, ИНН 3250056001) - Мерзлова А.М. (доверенность от 25.09.2015 N 19), Гетун Г.Н. (доверенность от 12.01.2015 N 2), рассмотрев в судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.07.2015 по делу N А09-6301/2015 (судья Халепо В.В.), установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Тандер" в лице Брянского филиала (далее - заявитель, ЗАО "Тандер", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области (далее - управление, административный орган) от 13.03.2015 N 18/4 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушении природоохранных требований.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЗАО "Тандер" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт, считая, что в настоящее время у заявителя отсутствует необходимость в составлении паспорта опасного отхода ввиду того, что такой отход не образовывался в процессе эксплуатации трансформаторной подстанции.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы полагает, что отход производства - минеральное масло трансформаторное, не содержащее галогены, будет образован только после слива масла при проведении ремонта трансформатора в условиях специализированного предприятия, а также при необходимости доливки масла.
Кроме того, общество утверждает, что после образования отхода - минеральное масло трансформаторное, не содержащее галогены, ему может быть присвоен V класс опасности, что исключает составление паспорта опасного отхода.
ЗАО "Тандер" обращает внимание на то, что не осуществляет специализированную деятельность по обращению с отходами.
Также общество указывает, что суд первой инстанции в своем решении ссылается на РД 34.43.105-89, утративший силу с 01.12.1991.
В отзыве на апелляционную жалобу управление, опровергая доводы общества, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 24.02.2015 N 24 управлением проведена плановая выездная проверка ЗАО "Тандер" в лице Брянского филиала по вопросам соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, по результатам которой был составлен акт проверки от 13.03.2015 N 18/2.
В ходе проверки административным органом установлено, что на территории гипермаркета "Магнит" в г. Брянске ЗАО "Тандер" эксплуатируется трансформаторная подстанция (трансформатор ТМГ11-1600/10-У1, силовой трехфазный понижающий с естественным масляным охлаждением), при этом паспорт опасного отхода в отношении минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены, у общества отсутствует.
По результатам указанной проверки управлением 13.03.2015 выдано ЗАО "Тандер" предписание N 18/4 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушении природоохранных требований, согласно которому обществу в срок до 01.12.2015 предписывалось составить паспорт отхода в отношении минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены, и утвердить его в установленном порядке.
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ЗАО "Тандер" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Положениями абзаца девятого статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая означает, что всякая планируемая деятельность является экологически опасной, то есть способна нанести вред окружающей среде.
В силу пункта 1 статьи 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с указанным Федеральным законом; паспорт отходов представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 утверждены "Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности".
В соответствии с пунктами 3, 4 указанных Правил паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Из изложенного следует, что составление паспорта опасных отходов имеет конечной целью предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Соответственно, паспорт опасных отходов должен разрабатываться не после фактического образования отходов, а в тех случаях, когда образование отходов объективно обусловлено применяемыми на производстве технологиями, оборудованием, использованием определенного сырья и материалов.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 N 445 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО).
В указанный каталог под кодом 4 06 140 01 31 3 включены отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены.
При этом применительно к трансформаторным маслам ФККО не использует определения "отработанные", "утратившие потребительские свойства", что обусловлено спецификой использования указанных масел.
Трансформаторное масло относится к энергетическим маслам, используемым в энергетическом оборудовании, назначение масла - обеспечивать надежную изоляцию оборудования, области применения - маслонаполненные трансформаторы, масляные выключатели, высоковольтные изоляторы (вводы), бумажно-масляные конденсаторы, высоковольтные силовые кабели.
В трансформаторах, выключателях и конденсаторах масло является средой, пропитывающей изоляцию и заполняющую пространство между отдельными конструктивными элементами (масляно-барьерная изоляция). Кроме этого, в трансформаторах масло выполняет роль охладителя. В масляных выключателях масло является средой, в которой при разрыве цепи гасится электрическая дуга. Технологический процесс предусматривает использование, как свежего трансформаторного масла, так и повторное его использование в целях доливки в энергооборудование.
Вопрос повторного использования трансформаторного масла регулируется Методическими указаниями по использованию трансформаторного масла (пункт 4.1 РД 34.43.105-89), которыми допускается повторное использования масла, слитого из масляных выключателей при капитальном ремонте, после очистки его от механических примесей, угля и воды до норм по этим показателям на свежее сухое масло.
Согласно Методическим указаниям по эксплуатации трансформаторного масла (РД 34.45-51.300-97) допускается в масляных выключателях применять регенерированные или очищенные эксплуатационные масла.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее - Правила технической эксплуатации), утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 трансформаторная подстанция представляет собой электрическую подстанцию, предназначенную для преобразования электрической энергии одного напряжения в электрическую энергию другого напряжения с помощью трансформаторов.
Согласно пункту 1.7.23 указанных Правил у потребителя, эксплуатирующего маслонаполненное электрооборудование, должны быть разработаны мероприятия по предотвращению аварийных выбросов в окружающую среду. На главной понизительной подстанции (далее - ГПП) и в распределительном устройстве (далее - РУ) с маслонаполненным электрооборудованием должны быть смонтированы маслоприемники, маслоотводы и маслосборники в соответствии с требованиями действующих правил устройства электроустановок. Маслоприемные устройства должны содержаться в состоянии, обеспечивающем прием масла в любое время года.
Пунктами 2.1.15, 2.1.41 Правил технической эксплуатации предусмотрено, что при автоматическом отключении трансформатора (реактора) действием защит от внутренних повреждений трансформатор (реактор) можно включать в работу только после осмотра, испытаний, анализа газа, масла и устранения выявленных дефектов (повреждений). Трансформатор (реактор) должен быть аварийно выведен из работы при: сильном неравномерном шуме и потрескивании внутри трансформатора; ненормальном и постоянно возрастающем нагреве трансформатора при нагрузке ниже номинальной и нормальной работе устройств охлаждения; выбросе масла из расширителя или разрыве диафрагмы выхлопной трубы; течи масла с понижением его уровня ниже уровня масломерного стекла.
Пунктами 2.1.2.4, 3.3, 3.4, 3.8.1, 3.10 руководства по эксплуатации ВИЕЛ.672233.045 РЭ "Трансформаторы ТМГ 11" предусмотрены ситуации, при которых производится слив или долив масла в трансформатор, и описана последовательность действий при совершении таких операций. Кроме того, слив масла при утилизации трансформатора предусмотрен пунктом 5.2 паспорта ВИЕЛ 672233.045 ПС "Трансформаторы ТМГ 11, ТМГСУ 11".
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что минеральные масла трансформаторные, не содержащие галогены, как опасный отход образуются при текущих ремонтах трансформаторов, при доливе масла в оборудование, при операциях слива и их образование в процессе производства предусмотрено технологическим регламентами и нормативами.
При этом доводы заявителя о том, что техническое обслуживание и текущий ремонт трансформатора осуществляет ООО "Ирида-Сервис" на основании договора от 08.09.2011, а вскрытие трансформатора, слив масла, проверка и испытания трансформатора производятся только в условиях и на территории специализированной организации, справедливо отклонены судом первой инстанции, поскольку в силу положений статьи 4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", статей 218, 136 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на отходы возникает у собственника соответствующего имущества, в рассматриваемом случае - у ЗАО "Тандер".
Кроме того, согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей ответственность за соблюдение указанных правил возлагается именно на потребителя, то есть на лицо, эксплуатирующее маслонаполненное электрооборудование.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствие со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно указал на наличии у ЗАО "Тандер" обязанности по составлению паспорта отхода в отношении минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены, в связи с чем оснований для признания недействительным оспариваемого предписания от 13.03.2015 N 18/4 не имеется.
Доводы заявителя жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Ссылка суда первой инстанции на утративший силу РД 34.43.105-89 не привела в итоге к принятию неправильного решения.
Утверждение общества о том, что образовавшиеся отходы могут быть отнесены в V классу опасности, что исключает составление паспорта отходов, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции.
На основании пунктов 7, 10 постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" на отходы I - IV классов опасности, включенные в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной данным постановлением. Копии паспортов, заверенные индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности предприятия. На отходы не включенные в ФККО, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Минприроды России, для их включения в ФККО.
Вместе с тем в указанный каталог под кодом 4 06 140 01 31 3 включены отходы минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены, относящиеся к III классу опасности.
Таким образом, общество обязано составить и утвердить паспорт на спорный отход в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности".
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 06.07.2015 по делу N А09-6301/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6301/2015
Истец: ЗАО "Тандер", ЗАО "Тандер" Брянский филиал ЗАО " Тандер"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Брянской области