г. Тула |
|
5 октября 2015 г. |
Дело N А09-4560/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.10.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Волковой Ю.А. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никишкиной И.Ю., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.06.2015 по делу N А09-4560/2015 (судья Данилина О.В.), установил следующее.
Департамент сельского хозяйства Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023242735262, ИНН 3234014082) (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шупикову Евгению Леонидовичу (поселок Суземка Суземского района Брянской области, ОГРНИП 311325616600213, ИНН 325202564105) (далее - глава КФХ Шупиков Е.Л.) о взыскании 160 058 рублей (л. д. 3 - 8).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.06.2015 в удовлетворении исковых требований отказано (л. д. 79 - 90).
Не согласившись с судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт (л. д. 94 - 97).
Заявитель, обосновывая доводы апелляционной жалобы, указал на то, что вместо заявленного в плане расходов автомобиля ИЖ-27175 ответчиком был приобретен автомобиль LADA LARGUS, незаявленный в плане расходов и не указанный в соглашении от 25.06.2012 N 27. Отметил, что ответчик в департамент с заявлением об изменении плана расходов или об изменении условий соглашения не обращался.
Заявитель жалобы пояснил, что в нарушение порядка предоставления субсидий ответчиком в срок до 09.08.2013 не были представлены документы, подтверждающие целевое использование гранта и единовременной помощи на сумму 160 058 рублей. Указал на то, что ответчик не являлся участником социальной программы, а являлся участником ведомственной целевой программы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте его проведения, на основании статей 123, 158, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 19.06.2015 проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Постановлением Администрации Брянской области от 19.03.2012 N 239 в целях реализации ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы), утвержденной Приказом комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области от 12.12.2011 N 613 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы), утвержден Порядок предоставления субсидий в 2012 году.
28.03.2012 глава КФХ Шупиков Е.Л. обратился в Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области с заявлением об участии в конкурсном отборе для признания его участником указанной ведомственной целевой программы и о предоставлении субсидий в форме гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство (л. д. 11).
По результатам конкурсного отбора конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров на предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство глава КФХ Шупиков Е.Л. был признан участником вневедомственной программы "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы) (протокол от 19.06.2012 N 2, приложение N 1 к протоколу (л. д. 12 - 13)).
Между Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области и главой КФХ Шупиковым Е.Л. (начинающий фермер) подписано соглашение от 25.06.2012 N 27 (л. д. 16 - 19), в котором был определен порядок взаимодействия сторон при предоставлении бюджетных ассигнований в форме гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство в целях реализации развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и реализации сельскохозяйственной продукции и выполнения задач по обеспечению условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств, созданию условий для крестьянских (фермерских) хозяйств по доступности финансовых ресурсов, стимулированию перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства в крестьянские (фермерские) хозяйства.
По условиям пункта 2.2.2 соглашения начинающий фермер обязался использовать грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства для покупки трактора МТЗ-82 и удобрений, а единовременную помощь на бытовое обустройство - для покупки грузопассажирского автомобиля ИЖ - 27171-064 Ода версии 4x4 или ИЖ-27175, а также персонального компьютера стоимостью до 30 000 рублей.
В случае использования гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство не по целевому назначению, выделенные денежные средства подлежали возврату в добровольном или в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.2 соглашения).
Приказами Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области от 27.07.2012 N 329 и от 07.08.2012 N 343 в соответствии с указанной ведомственной целевой программой и по итогам конкурсного отбора начинающих фермеров, проведенного в соответствии с требованиями порядка предоставления субсидий в 2012 году крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области по ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы), утвержденной постановлением Администрации Брянской области от 19.03.2012 N 239, главе КФХ Шупикову Е.Л. предоставлены субсидии в размере 588 240 рубле, в том числе 192 700 рублей - единовременная помощь на бытовое обустройство, 395 540 рублей - грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (л. д. 29 - 34).
Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области на расчетный счет главы КФХ Шупикова Е.Л. направлены денежные средства в размере 588 240 рублей, в том числе 152 942 рубля 40 копеек по платежному поручению от 08.08.2012 N 99731 и 435 297 рублей 60 копеек по платежному поручению от 09.08.2012 N 3643504 (л. д. 40 - 41).
Указав на нецелевое использование ответчиком субсидий в форме единовременной помощи на бытовое обустройство, истец направил в адрес ответчика претензию от 18.03.2015 N 3-1249 о возврате в доход бюджета выданных в качестве субсидий денежных средств в размере 160 058 рублей в срок до 01.04.2015 (л. д. 20 - 21).
Ссылаясь на то, что указанные требования ответчиком в добровольном порядке не исполнены, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском (л. д. 3 - 8).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные исковые требования, правомерно отказал в их удовлетворении, исходя из следующего.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 указанной статьи нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в рассматриваемом периоде) нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Администрации Брянской области от 19.03.2012 N 239 в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской федерации, ведомственной целевой программой "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы), утвержденной приказом Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области от 12.12.2011 N 613 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы), Законом Брянской области от 19.12.2011 N 131-3 "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" был утвержден Порядок предоставления в 2012 году субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее - Порядок) (л. д. 22 - 28).
По условиям пункта 6 Порядка субсидии начинающим фермерам предоставлялись в форме гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство главам крестьянских (фермерских) хозяйств, признанным начинающими фермерами.
Согласно пункту 8 Порядка субсидии носили целевой характер. В случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, нецелевого их использования начинающим фермером, неосуществления или прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в текущем финансовом году возврат субсидий осуществляется на счет главного распорядителя бюджетных средств - Комитета по сельскому хозяйству и продовольствую Брянской области.
Единовременная помощь на бытовое обустройство - денежные средства, передаваемые из бюджета Брянской области на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, выбранной на конкурсной основе в порядке, определенном ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012 - 2014 годы), для софинансирования затрат начинающего фермера, в том числе с целью покупки грузопассажирского автомобиля до 8 пассажирских мест (пункт 6.2 Порядка).
В соответствии с пунктом 7.7 Порядка денежные средства, полученные начинающими фермерами в форме единовременной помощи на бытовое обустройство, должны быть использованы начинающими фермерами в течение 12 месяцев со дня их поступления на их расчетные счета на цели, указанные в пункте 6.2 Порядка.
Из материалов дела усматривается, что между Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области и главой КФХ Шупиковым Е.Л. (начинающий фермер) подписано соглашение от 25.06.2012 N 27 о предоставлении субсидий (л. д. 16 - 19), которым определены сроки промежуточных и итоговых отчетов о целевом использовании полученных субсидий и документов, подтверждающих целевое использование бюджетных средств.
По условиям пункта 2.2.2 соглашения начинающий фермер обязался использовать грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства для покупки трактора МТЗ-82 и удобрений, а единовременную помощь на бытовое обустройство - для покупки грузопассажирского автомобиля ИЖ-27171-064 Ода версии 4x4 или ИЖ-27175, а также персонального компьютера стоимостью до 30 000 рублей.
В пункте 7.8.2 Порядка определены документы, подтверждающие целевое использование субсидии в форме единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, в том числе в случае использования субсидии на покупку грузопассажирского автомобиля до 8 пассажирских мест - заверенные начинающим фермером копии договора поставки (купли-продажи) грузопассажирского автомобиля, свидетельства о государственной регистрации транспортного средства и документы, подтверждающие произведенную начинающим фермером оплату по заключенному договору.
Судом установлено, что ответчиком на средства субсидии был приобретен автомобиль LADA LARGUS 2013 года выпуска стоимостью 387 000 рублей.
Во исполнение пункта 7.8.2 Порядка ответчиком были представлены договор купли-продажи автомоторного средства от 24.09.2013 N РА00001572 (л. д. 62 - 63), товарная накладная от 24.09.2013 N 1572 (л. д. 65), акт приема-передачи автомобиля от 24.09.2013 N РА00001572 (л. д. 66), паспорт транспортного средства (далее - ПТС) серии 63 НТ N 547960 (л. д. 67 - 68), а также счет-фактура от 24.09.2013 на сумму 387 000 рублей (л. д. 64), платежные поручения от 15.07.2013 N 4 на сумму 50 000 рублей и от 20.09.2013 N 6 на сумму 355 100 рублей (л. д. 60 - 61).
Согласно ПТС автомобиль LADA LARGUS относится к категории В и грузовому типу транспортного средства.
Перевод категорий транспортных средств, указываемых в одобрении типа транспортного средства, в категории по классификации Конвенции о дорожном движении производится в соответствии со сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации, установленной Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении, в соответствии с которыми к транспортным средствам категории "B" относятся: механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые); механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 т (грузовые).
Как верно отметил арбитражный суд первой инстанции, ПТС является основным документом, содержащим сведения о зарегистрированном транспортном средстве, отнесение автомобиля к одной из категорий осуществляется на основании сведений, указанных в ПТС, содержащихся не только в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)", но и иных строках, в том числе, в строке 3 "Наименование (тип ТС)".
Указание в паспорте транспортного средства категории "B" не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.
Таким образом, приобретенный ответчиком на средства субсидии автомобиль LADA LARGUS 2013 года выпуска относится к транспортному средству, имеющему не более восьми мест для сидения.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что использование ответчиком денежных средств субсидии с целью покупки автомобиля LADA LARGUS, имеющего не более восьми мест для сидения, соответствует условиям получения указанных средств, определенным пунктом 6.2 Порядка предоставления в 2012 году субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам.
При этом Арбитражный суд Брянской области правомерно отклонил довод истца о том, что в пункте 2.2.2 соглашения была установлена обязанность ответчика использовать единовременную помощь на бытовое устройство для покупки автомобиля ИЖ-27171-064 Ода версии 4x4 или ИЖ-27175, поскольку марка автомобиля в рассматриваемо случае не имеет правового значения, так как целью субсидирования являлась покупка грузопассажирского автомобиля до 8 пассажирских мест.
Таким образом, поскольку пунктом 6.2 Порядка предоставления в 2012 году субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам установлена обязанность начинающего фермера использовать субсидию, в том числе с целью покупки грузопассажирского автомобиля до 8 пассажирских мест, произведенная ответчиком оплата за счет средств субсидии на покупку автомобиль LADA LARGUS, соответствующего критериям, определенным в Порядке, не свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств.
Несмотря на нарушение ответчиком сроков предоставления отчетности и изменение марки автомобиля, цели, обозначенные в Программе и договоре о предоставлении субсидии, фактически достигнуты, бюджетные средства истрачены по целевому назначению.
При таких обстоятельствах, с учетом недоказанности факта нецелевого использования ответчиком 160 058 рублей бюджетных денежных средств, полученных в качестве субсидий, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.
С учетом изложенного, проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда и установленными обстоятельствами, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей не подлежит уплате в доход федерального бюджета заявителем - департаментом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 19.06.2015 по делу N А09-4560/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства Брянской области (город Брянск, ОГРН 1023242735262, ИНН 3234014082) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-4560/2015
Истец: департамент сельского хозяйства Брянской области
Ответчик: Шупиков Евгений Леонидович