г. Санкт-Петербург |
|
06 октября 2015 г. |
Дело N А56-82580/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Дмитриевой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17374/2015) ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.05.2015 по делу N А56-82580/2014(судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению ОАО "РЖД"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу
об оспаривании предписания
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (адрес: г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, ОГРН 1037739877295; далее - общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу (адрес: 190068, г. Санкт-Петербург, пр. Римского-Корсакова, д. 39; далее - Управление, административный орган) N 07-37-03/516 (П) от 12.09.2014 об устранении выявленных нарушений.
Решением от 25.05.2015 арбитражный суд первой инстанции заявленные требования оставил без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, ОАО "РЖД" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, ОАО "РЖД" предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, связанных с порядком разработки планов и обеспечением транспортной безопасности.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Управлением в ходе проведения на основании распоряжения от 19.08.2014 N 648-р плановой выездной проверки в отношении ОАО "РЖД" (объект транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция Сыктывкар (далее ОТИ, ЖДС Сыктывкар) выявлены нарушения установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил, а именно:
1. Не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности ЖДС Сыктывкар: начальник станции, заместитель начальника станции, дежурные по станции, с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ), что является нарушением пункта 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ; подпункта 5.10 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 (далее - Требования N 43); не устраняет недостатки при разработке Плана обеспечения транспортной безопасности, в соответствии с Заключением об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности, утвержденного Росжелдором.
2. Не осуществлена специальная профессиональная подготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности ЖДС Сыктывкар: начальника станции, заместителя начальника станции, дежурного по станции в соответствии с программами и документами, определенными законодательством РФ, что является нарушением пункта 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ; подпункта 5.12 Требований N 43; не устраняет недостатки при разработке Плана обеспечения транспортной безопасности, в соответствии с Заключением об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности, утвержденного Росжелдором.
3. В Плане обеспечения транспортной безопасности ОТИ (далее План ОТИ) не отражены сведения о границах части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ, проход в которую осуществляется через специально оборудованные места на ОТИ для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств, что является нарушением пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ; подпункта 4 пункта 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 (далее - Порядок N 34); не устраняет недостатки при разработке Плана обеспечения транспортной безопасности, в соответствии с Заключением об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности, утвержденного Росжелдором.
4. В Плане ОТИ не отражены сведения о местах размещения специально оборудованных мест па ОТИ для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности (далее - контрольно-пропускные пункты), что является нарушением пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ; подпункта 13 пункта 4 Порядка N 34; не устраняет недостатки при разработке Плана обеспечения транспортной безопасности в соответствии с Заключением об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности, утвержденного Росжелдором.
5. В Плане ОТИ не отражены сведения о местах размещения и составе систем и средств видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, обеспечивающих видеораспознавание объектов видеонаблюдения на критических элементах ОТИ, что является нарушением пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ; подпункта 10 пункта 4 Порядка N 34; пункта 10.5.2 Требований N 43; не устраняет недостатки при разработке Плана обеспечения транспортной безопасности в соответствии с Заключением об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности, утвержденным Росжелдором.
6. В Плане ОТИ не отражены сведения о местах размещения и составе систем и средств видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, обеспечивающих видеообнаружение объектов видеонаблюдения на территории перевозочного сектора зоны транспортной безопасности, что является нарушением пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ; подпункта 10 пункта 4 Порядка N 34; пункта 10.5.3 Требований N 43; не устраняет недостатки при разработке Плана обеспечения транспортной безопасности в соответствии с Заключением об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности, утвержденным Росжелдором.
7. В Плане ОТИ не отражены сведения о местах размещения и составе систем и средств видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, обеспечивающих видеообнаружение объектов видеонаблюдения в границах технологического сектора зоны транспортной безопасности, что является нарушением пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ; подпункта 10 пункта 4 Порядка N 34; пункта 10.5.4 Требований N 43; не устраняет недостатки при разработке Плана обеспечения транспортной безопасности в соответствии с Заключением об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности, утвержденным Росжелдором.
8. В Плане ОТИ не отражены сведения о местах размещения и составе систем и средств видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, обеспечивающих возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими охранными системами, что является нарушением пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ; подпункта 10 пункта 4 Порядка N 34; пункта 10.5.8 Требований N 43; не устраняет недостатки при разработке Плана обеспечения транспортной безопасности в соответствии с Заключением об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности, утвержденным Росжелдором.
9. В Плане ОТИ не отражены сведения о местах размещения и составе систем и средств видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, обеспечивающих электронное документирование проходов персонала и посетителей в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ, что является нарушением пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ; подпункта 10 пункта 4 Порядка N 34; пункта 10.5.9 Требований N 43; не устраняет недостатки при разработке Плана обеспечения транспортной безопасности в соответствии с Заключением об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности, утвержденным Росжелдором.
Выявленные нарушения обязательных требований в области транспортной безопасности зафиксированы в акте проверки от 12.09.2014 N 07-37-03/516(A).
На основании вываленных нарушений 12.09.2014 обществу выдано предписание N 07-37-03/516 (П), в соответствии с которым обществу следует устранить перечисленные нарушения в срок до 02.03.2015 и представить информацию по исполнению предписания в срок до 10.03.2015.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом наличия выявленных нарушений требований транспортной безопасности, нарушения прав и законных интересов общества в области предпринимательской деятельности не выявил. В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности обжалуемого предписания, заявление ОАО "РЖД" оставлено без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
ЖДС Сыктывкар 30.05.2011 внесена в Реестр категорированиых объектов, ей присвоена 2 категория (реестровый N ЖСГ 114199). О присвоении ОТИ реестрового номера и категории ОАО "РЖД" уведомлено 15.06.2011. Результаты оценки уязвимости ОТИ утверждены 30.11.2012.
План обеспечения транспортной безопасности ОТИ разработан, направлен в Росжелдор, Заключением от 23.04.2014 в утверждении Плана обеспечения транспортной безопасности отказано. План обеспечения транспортной безопасности доработан и направлен в Северную Дирекцию управления движением для последующего направления в Росжелдор.
Согласно части 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции Сыктывкар является ОАО "РЖД".
В силу части 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
В соответствии со статьей 8 Закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности (в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требовании являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
На основании статьи 8 Закона N 16-ФЗ Министерством транспорта Российской Федерации утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности N 43.
Пунктами 2, 3, 4 Требований N 43 определяется система мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, применяются в отношении объектов, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации, и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на этих объектах.
В пункте 5 Требований N 43 установлены единые для всех субъектов транспортной инфраструктуры обязанности, вне зависимости от присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры и/или транспортному средству.
Общество ссылается на то, что государственным органом не представлены доказательства того, что указанные в предписании работники являются сотрудниками сил обеспечения транспортной безопасности.
Как следует из части 7.2 статьи 1 Закона N 16-ФЗ, пункта 5.6.9 Требований N 43, силами обеспечения транспортной безопасности являются: лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов или транспортных средств.
Приказом ОАО "РЖД" от 12.12.2011 N 183 утверждено Положение об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД" (далее - Положение). Руководство организацией обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД" определено частью II названного Положения.
В соответствии с пунктом 13 части II Положения непосредственная реализация мер, направленных на обеспечение защищенности объектов железнодорожного транспорта, противодействие соответствующим угрозам совершения актов незаконного вмешательства, осуществляется руководителем подразделения филиала, другого структурного подразделения ОАО "РЖД", на которого в установленном порядке возложено управление производственной (технологической) деятельностью объекта железнодорожного транспорта в соответствии с его предназначением (далее - руководитель объекта железнодорожного транспорта).
Объектом железнодорожного транспорта в соответствии с Законом N 16-ФЗ в данном случае является железнодорожная станция ЖДС Сыктывкар
Приказом ОАО "РЖД" от 11.03.2014 N 62 "О назначении ответственных за обеспечение транспортной безопасности" лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, назначен начальник станции. В соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности, обеспечение транспортной безопасности осуществляется: начальником станции, заместителем начальника станции, начальником штаба гражданской обороны, дежурным по станции, начальником вокзала, дежурным помощником вокзала.
На основании вышеизложенного, начальник железнодорожной станции Сыктывкар, заместитель начальника станции, дежурные по станции непосредственно относится к сотрудникам сил обеспечения транспортной безопасности и должны пройти специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку.
Положения статьи 85.1 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которым в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности реализуются следующие образовательные программы: 1) основные программы профессионального обучения; 2) дополнительные профессиональные программы; типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - не освобождают субъектов транспортной инфраструктуры от исполнения обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности и от ответственности за неисполнение в установленный срок законных предписаний об устранении выявленных нарушений.
Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) во исполнение Закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Указа Президента РФ от 31.03.2010 N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте" и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте (утверждена Распоряжением Правительства РФ 30.07.2010 г. N 1285-р) созданы Центры транспортной безопасности, предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций на транспорте на базе подведомственных агентству ВУЗов.
Согласно разделу VI Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, задачами создания системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте, являются:
- разработка методики и программ профессиональной подготовки и обучения, определение требований, порядка, способов и методов аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;
- создание сети учебных центров профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;
- обучение, подготовка и аттестация специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;
- обучение должностных лиц и специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте.
Программа реализуется в рамках приоритетного направления деятельности Правительства Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности.
Абзац 2 пункта 42 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 610, закрепляет за образовательным учреждением повышения квалификации полномочия по разработке, утверждению и реализации дополнительных образовательных программ самостоятельно с учетом потребностей заказчика.
В созданных Центрах на основании существующего законодательства разработаны, утверждены и реализовываются программы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на железнодорожном транспорте и метрополитене.
Кроме того, на официальном сайте Росжелдора (http://www.roszeldor.ru/trans_save /Inst_UTB) в разделе "Транспортная безопасность" опубликован Перечень подведомственных Росжелдору ВУЗов, на базе которых открыты учебные центры транспортной безопасности. В указанном перечне опубликованы названия федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений, номер лицензии на право ведения образовательной деятельности в области обеспечения транспортной безопасности и название учебных программ.
По заказу Правительства РФ в образовательных учреждениях на базе транспортных ВУЗов совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти были разработаны и утверждены учебные программы профессиональной подготовки на основании существующего законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения безопасности в государстве и в сфере транспорта. Право образовательных учреждений на самостоятельное утверждение соответствующих программ непосредственно закреплено законодательством РФ.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан правомерный и обоснованный вывод, что в настоящее время утверждены соответствующие программы и документы, регулирующие подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности.
Документов, подтверждающих принятие обществом мер, направленных на выполнение пункта 5.12 Требований N 43, в ходе проверки и в ходе рассмотрения дела судом ОАО "РЖД" не представлено. В отсутствие доказательств, подтверждающих объективную невозможность соблюдения обществом требований действующего законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, суд первой инстанции правомерно пришел к правомерному выводу о том, что общество имело возможность проверить и обучить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности.
Согласно пункту 5.10 Требований по обеспечению транспортной безопасности, субъект транспортной инфраструктуры обязан проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
В пункте 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ приведен перечень лиц, в отношении которых установлены ограничения при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности (имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления, состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании и др.).
В силу пункта 13 статьи 83 Трудового кодекса Российской трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: возникновение установленных федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
В соответствии с частью 1.1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ, введённой Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ, вступившим в силу 04.02.2014, проверка сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, проводится субъектами транспортной инфраструктуры в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. До настоящего времени названный порядок Правительством Российской Федерации не установлен, вместе с тем, документы, подтверждающие соответствие физического лица требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ, могут быть получены физическим лицом самостоятельно, для чего направление соответствующих запросов непосредственно Обществом не требуется. Общество имело право запросить данные документы у своего работника как работодатель.
Документы, подтверждающие соответствие начальника ЖДС Сыктывкар, заместителя начальника станции, дежурных по станции данным требованиям, обществом не представлены, в связи с чем Управление и суд первой инстанции пришли к правомерному и обоснованному выводу о невыполнении обществом пункта 5.10 Требований N 43.
Справки о том, что начальник ЖДС Сыктывкар Малых СБ. и дежурные по железнодорожной станции не состоят на учете у нарколога и психиатра не являются доказательством того, что общество в полном объеме проверило всех сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности (в соответствии с Приказом N 62 и в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности) в части: наличия непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, нахождения на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; досрочного прекращения полномочий по государственной должности или увольнения с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года; внесения в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Доводы ОАО "РЖД" о том, что все указанные сотрудники проверяются при приеме на работу, по указанным основаниям так же правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку документы подтверждающие проверку указанных лиц при приеме на работу так же не представлены в материалы дела. Документы, из которых возможно установить порядок проверки при устройстве на работу в обществе и что такой порядок включает в себя проверку по указанным основаниям, так же не представлены.
Кроме того, результаты оценки уязвимости ОТИ утверждены 30.11.2012, в рекомендациях по устранению выявленных несоответствий Требованиям N 43 утвержденными результатами оценки уязвимости, указано, что обучение и проверка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности не осуществлена.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что общество с 30.11.2012 имело возможность проверить и обучить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности на ЖДС Сыктывкар.
Относительно нарушения подпунктов 4, 10 и 13 пункта 4 Порядка N 34 суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что ОАО "РЖД" не предприняты меры по недопущению и устранению данных нарушений. Как правомерно указал суд первой инстанции, установка металлодетекторов на железнодорожном вокзале станции Сыктывкар для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей, не может быть признана соблюдением требований подпункта 4 пункта 4 Порядка N 34, поскольку железнодорожный вокзал является отдельным объектом транспортной инфраструктуры, о чем свидетельствует реестровый номер отличный от реестрового номера ЖДС Сыктывкар.
Железнодорожный вокзал Сыктывкар 30.05.2011 внесен в Реестр категорированных объектов и ему присвоена 2 категория (реестровый N ЖВД 116176 от 30.05.2011). О присвоении железнодорожному вокзалу Сыктывкар реестрового номера и категории ОАО "РЖД" уведомлено 31.05.2011. В Заключении об отказе так же указан как недостаток - в зону транспортной безопасности станции включена территория другого ОТИ - вокзала на станции Сыктывкар.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что защитные меры одного ОТИ не могут автоматически считаться защитными мерами другого ОТИ, кроме того, в Порядке N 34 речь идет о необходимости отражения сведений в Плане, а эти сведения, как правомерно установлено судом, в доработанном Плане отсутствуют.
Контроль через КПП, которые расположены на территории ВЧ-7, МЧ-7, так же не может считаться надлежащим в соответствии с подпунктом 13 пункта 4 Порядка N 34, поскольку не находятся на границах зоны транспортной безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ (зоны транспортной безопасности определены в Плане в соответствии с утвержденными результатами оценки уязвимости), и не предусматривают контроль за проходом людей, в связи со своим удаленным расположением.
Доводы ОАО "РЖД" о том, что План еще не утвержден, рассмотрены судом первой инстанции и правомерно им отклонены, поскольку на момент проведения Управлением проверки общества План после доработки уже направлен на утверждение. Действия Росжелдора по утверждению результатов оценки уязвимости, заключение об отказе в утверждении Плана не обжаловались обществом в установленном порядке, незаконными не признавались, в связи с чем ОАО "РЖД" обязано устранить нарушения указанные в оценке уязвимости и в Заключении об отказе в утверждении Плана.
Доводы ОАО "РЖД" о том, что пункты Требований N 43 должны быть реализованы именно в Плане ОТИ, также заявлялись обществом при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции. Им дана полная и надлежащая оценка.
Как правомерно указал суд первой инстанции, Требования N 43 применяются в отношении ОТИ и транспортных средств, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и/или транспортных средствах (пункты 3, 4 Требований N 43). Требования, обязательные для исполнения с учетом присвоенной категории и установленного уровня безопасности выделены в отдельные пункты Требований N 43 (пункты 6, 7, 8, 9 Требований на ОТИ 1; пункты 10, 11, 12, 13 Требований на ОТИ 2 категории; пункты 14, 15, 16, 17 Требований на ОТИ 3 категории 4; пункты 18, 19, 20, 21 Требований на ОТИ 4 категории).
Пункты 5 и 10 Требований N 43 общие для всех ОТИ второй категории, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что исполнение указанных в Предписании пунктов 5.10, 5.12, 10.5.2, 10.5.3, 10.5.4, 10.5.8, 10.5.9 Требований N 43 не связано с обязанностью иметь разработанный План ОТИ.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности выданного Управлением предписания N 07-37-03/516 (П) от 12.09.2014, которое не нарушает права общества в области предпринимательской деятельности. Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные вводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 мая 2015 года по делу N А56-82580/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-82580/2014
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу