г. Самара |
|
05 октября 2015 г. |
Дело N А49-4729/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Пневморесурс" - до и после перерыва - Печь С.В (доверенность от 22.07.2015),
представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы - до перерыва - не явился, извещен надлежащим образом, после перерыва - Кузьмичевой Н.Н. (доверенность 23.09.2015 N 03-25/070030),
представитель Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель общества с ограниченной ответственностью "Огонек" - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель закрытого акционерного общества "Самарский опытно-экспериментальный завод" - до и после перерыва - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 - 28 сентября 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пневморесурс"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 03 июля 2015 года по делу N А49-4729/2015 (судья Петрова Н.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пневморесурс" (ОГРН 1125837001333), г. Пенза,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы, г. Пенза,
третьи лица:
Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области, г. Пенза,
общество с ограниченной ответственностью "Огонек", г. Самара,
закрытое акционерное общество "Самарский опытно-экспериментальный завод", г. Самара,
о признании недействительным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пневморесурс" (далее - заявитель, общество, ООО "Пневморесурс") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы (далее - регистрирующий орган, ИФНС России по Первомайскому району г.Пензы) о признании недействительным решение от 09.02.2015 N 94А об отказе в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и обязать регистрирующий орган зарегистрировать изменения адреса местонахождения ООО "Пневморесурс" и смену его наименования на ООО "АЙРТИМ" (т.1 л.д.9-12).
Определением от 18.05.2015, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области, общество с ограниченной ответственностью "Огонек", закрытое акционерное общество "Самарский опытно-экспериментальный завод" (т.1 л.д.1).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 03.07.2015 по делу N А49-4729/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.2 л.д.112-118).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.124-125).
ИФНС России по Первомайскому району г.Пензы апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
УФНС России по Пензенской области апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Общество с ограниченной ответственностью "Огонек" и закрытое акционерное общество "Самарский опытно-экспериментальный завод" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Огонек", закрытого акционерное общество "Самарский опытно-экспериментальный завод" и Управления ФНС России по Пензенской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель ИФНС России по Первомайскому району г.Пензы отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 21.09.2015 до 14 час. 55 мин. 28.09.2015, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее и в выступлении представителей общества и регистрирующего органа, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Пневморесурс" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 26.04.2012 Основной государственный регистрационный номер 1125837001333. Юридический адрес общества: г. Пенза ул. Металлистов, 7, литер З.
02.02.2015 ООО "Пневморесурс" представило в ИФНС России по Первомайскому району г. Пензы орган заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме Р13001 в связи с изменением наименования юридического лица (ООО "Пневморесурс" на ООО "АЙРТИМ") и изменением места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Новый адрес места нахождения общества: г. Самара пр. Кирова, 255, корпус литера Я, офис 436 (т.2 л.д.75-99).
В ответ на запрос регистрирующего органа о проведении мероприятий налогового контроля на предмет правомерности использования адреса, указанного заявителем в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, 05.02.2015 регистрирующим органом получено заключение ИФНС России по Кировскому району г. Самары N 13-13/01580@ о недостоверности представленных сведений об адресе общества, согласно которому собственник здания по вышеуказанному адресу (ЗАО "СОЭЗ") сообщил об отказе в предоставлении юридического адреса ООО "Пневморесурс" (т.2 л.д.100-101).
02.03.2015 регистрирующим органом повторно получено письмо N 35А от собственника здания по вышеуказанному адресу, согласно которому он возражает в предоставлении юридического адреса - ООО "Пневморесурс" (т.2 л.д.102-104).
Получив указанную информацию, регистрирующий орган 09.02.2015 принял решение N 94А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае наличия у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (т.1 л.д.44, т.2 л.д.74).
Считая указанное решение недействительным, общество обжаловало его в Управление ФНС России по Пензенской области, которое, рассмотрев жалобу заявителя, отказало в ее удовлетворении.
Заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пунктов 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации,).
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с указанным Федеральным законом.
Статей 2 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленным Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 01.07.2002 государственную регистрацию юридических лиц.
Аналогичная по своему содержанию норма содержится в пункте 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506.
В силу статьи 4 Закона о государственной регистрации Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона N 149-ФЗ одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, установлен статьей 17 Закона о государственной регистрации.
Согласно подпункту "р" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" от 30.07.2013 N 61 разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица (под государственной регистрацией юридического лица понимается в том числе внесение в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об адресе юридического лица), арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
При наличии указанного обстоятельства сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Таким образом, необходимым условием проведения соответствующей регистрации в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации является не только представление в регистрирующий орган перечня документов, предусмотренного статьей 17 Закона о государственной регистрации, но и достоверность содержащейся в них информации.
Суд первой инстанции указывает, что в судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что собственник здания, расположенного по адресу: г. Самара пр. Кирова, 255 (ЗАО "СОЭЗ"), не согласен предоставить помещение под юридический адрес ООО "Пневморесурс". Более того, он выразил свое письменное возражение по данному вопросу. Доказательства обратного заявителем ни налоговому органу, ни суду не представлены.
Письменные пояснения заявителя о том, что собственник помещения был введен в заблуждение относительно наименования общества, и ссылка его на гарантийное письмо ЗАО "СОЭЗ" от 17.09.2014 N 165, согласно которому ЗАО "СОЭЗ" гарантирует предоставление собственного адреса ООО "Айртим" с последующим заключением договора аренды на нежилое помещение, судом не принимается, поскольку до настоящего времени заявитель имеет наименование ООО "Пневморесурс", а не ООО "АЙРТИМ", что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 29.06.2015.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции сделал вывод, что заявленный при регистрации изменений в качестве места нахождения адрес общества, по которому должна осуществляться связь с ним, на момент подачи заявления и принятия оспариваемого решения не соответствовал действительности и был указан без намерения реально использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции не учел следующие обстоятельства.
Собственник здания - ЗАО "СОЭЗ" (Арендодатель), на основании заключенного с ООО "Огонёк" (Арендатор) договора аренды от 25.02.2014 N 14/1, передал Арендатору помещения, расположенные в здании по адресу: 443035, г. Самара, пр. Кирова, д. 225 (т.1 л.д.55-64).
Согласно пункта 3.4.2 договора, Арендатор вправе сдавать недвижимое имущество в субаренду и передавать свои права и обязанности по договору другому лицу (перенаем).
Собственник здания ЗАО "СОЭЗ" (Арендодатель) письмом от 25.02.2014 дал согласие ООО "Огонёк" (Арендатор) на передачу нежилых помещений в субаренду, переданных Арендодателем в аренду Арендатору по договору от 25.02.2014 N 14/1 (т.1 л.д.53).
ЗАО "СОЭЗ" (Арендодатель) письмом от 30.12.2014 дал согласие ООО "Огонёк" (Арендатор) на передачу нежилых помещений в субаренду, переданных Арендодателем в аренду Арендатору по договору от 25.02.2014 N 14/1 (т.1 л.д.65).
01.12.2014 между ООО "Пневморесурс" (Субарендатор) и ООО "Огонёк" (Арендатор) подписан договор субаренды N 102, по которому Арендатор предоставил, а Субарендатор принял в субаренду нежилое помещение с инженерными сетями, расположенное по адресу: 443035, г. Самара, пр. Кирова, д. 225 (т.1 л.д.47-51).
Факт передачи имущества подтверждается актом приема-передачи от 01.12.2014, согласно которого Субарендатор принял от Арендатора нежилое помещение площадью 17,1 кв.м. (т.1 л.д.52).
Заявитель представил в суд апелляционной инстанции доказательства оплаты арендной платы по данному договору, следовательно, договор от 01.12.2014 N 102 сторонами исполнялся.
Таким образом, ООО "Пневморесурс" представил в регистрирующий орган достоверные документы об изменении места нахождения постоянно действующего исполнительного органа.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
В силу части 3 статьи 54 ГК РФ в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица.
Суд апелляционной инстанции считает, что регистрирующий орган неправомерно отказал заявителю в государственной регистрации об изменении места нахождения постоянно действующего исполнительного орган.
Кроме того, регистрирующий орган при рассмотрении заявления общества не рассмотрел заявление об изменении его наименования на ООО "АЙРТИМ".
Суд апелляционной инстанции считает, что решение регистрирующего органа от 09.02.2015 N 94А об отказе в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица не соответствует закону, нарушает права и законные интересы общества.
Суд апелляционной инстанции считает, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отменить, заявление общества удовлетворить, признать недействительным решение ИФНС России по Первомайскому району города Пензы от 09.02.2015 N 94А об отказе в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО "Пневморесурс".
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Пневморесурс", ИФНС России по Первомайскому району города Пензы обязана рассмотреть заявление общества о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица об изменении адреса местонахождения ООО "Пневморесурс" и смене его наименования на ООО "АЙРТИМ".
Судебные расходы по уплате государственной пошлине отнести на регистрирующий орган.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 03 июля 2015 года по делу N А49-4729/2015 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Пневморесурс" удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району города Пензы от 09 февраля 2015 года N 94А об отказе в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Пневморесурс".
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Первомайскому району города Пензы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Пневморесурс".
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району города Пензы (ОГРН 1045803999999, ИНН 5837006656), г.Пенза, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Пневморесурс" (ОГРН 1125837001333, ИНН 5837050447), г. Пенза, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей.
Постановление ступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-4729/2015
Истец: ООО "Пневморесурс"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г. Пензы, ИФНС России по Пензенской области по Первомайскому р-ну г. Пензы
Третье лицо: ЗАО "Самарский опытно-экспериментальный завод", ООО "Огонек", ООО "Огонёк", Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области, УФНС по Пензенской области
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5082/15
01.12.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4435/15
05.10.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11368/15
03.07.2015 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-4729/15