06 октября 2015 г. |
Дело N А83-741/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.10.2015.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания и его аудиозаписи Кисилевой М.И.,
при участии в судебном заседании представителя от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - Мирошниченко Е.С по доверенности N 03/02/157 от 04.02.2015, заведующий судебного отдела Управления правового обеспечения,
в отсутствии представителей общества с ограниченной ответственностью "ИнвестПроект", общества с ограниченной ответственностью "Компания "Гранд Проект", Министерства курортов и туризма Республики Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИнвестПроект", общества с ограниченной ответственностью "Компания "Гранд Проект" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 июля 2015 года по делу N А83-741/2015 (судья Кузнякова С.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИнвестПроект", общества с ограниченной ответственностью "Компания "Гранд Проект" к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об обжаловании отказа в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица Министерства курортов и туризма Республики Крым,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИнвестПроект" и общество с ограниченной ответственностью "Компания "Гранд Проект" (далее по тексту - заявители) обратились в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным отказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в регистрации перехода права собственности с общества с ограниченной ответственностью "Компания "Гранд Проект" на общество с ограниченной ответственностью "ИнвестПроект" на нежилое здание площадью 2568,8 кв.м., расположенное по адресу: Россия, Республика Крым, ул. 15 апреля, 4, кадастровый номер 90:15:010103:37, оформленный письмами от 12.02.2015 N 90-90-01/002/2014-138 и N 90-90-01/002/2014-139 и понуждении Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым к регистрации перехода права собственности в установленный законом срок с момента вступления решения Арбитражного суда Республики Крым в законную силу.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10 июля 2015 года в удовлетворении заявления отказано, при этом суд первой инстанции исходил из того, что основания для регистрации права собственности и перехода права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Республика Крым, г. Алушта, ул. 15 Апреля, 4 до завершения инвентаризации указанного объекта социальной сферы отсутствовали. Кроме того, суд обозначил, что спор о праве в отношении указанного недвижимого имущества не был разрешен в установленном законом порядке.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ИнвестПроект" и общество с ограниченной ответственностью "Компания "Гранд Проект" подали апелляционную жалобу, в которой просят отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 июля 2015 года, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявители ссылаются на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
В судебном заседании представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
До начала судебного заседания от представителя Министерства курортов и туризма Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Крым от 10 июля 2015 года проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При этом оснований для его отмены судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела, 26.12.2014 заявители обратились в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о государственной регистрации права собственности и перехода права собственности на нежилое помещение площадью 2568,8 кв.м, кадастровый номер 90615:010103:37, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Алушта, ул. 15 Апреля, д. 4. К заявлениям были приложены следующие документы: решение от 04.07.2014 N 3 участника общества с ограниченной ответственностью "ИнвестПроект" о принятии в состав учредителей общества юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Компания "Гранд Проект", извлечения от 25.11.2013 из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности за обществом с ограниченной ответственностью "Компания "Гранд Проект" на нежилые помещения площадью 952,3 кв.м, расположенные в г. Алушта, ул.Набережная, 5 и площадью 13500,3 кв.м (в том числе спальный корпус, Б, площадью 2568,8 кв.м), расположенные в г. Алушта, ул. 15 Апреля, 4, договор от 25.11.2013 купли-продажи имущества, которое принадлежит Автономной Республике Крым - группы инвентарных объектов бывшего пансионата с лечением "Северная Двина", расположенных по адресу: г. Алушта, ул. 15 Апреля, д. 4, ул. Набережная, 5, путем продажи по выкупу, протокол от 18.06.2014 общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью "Компания "Гранд Проект" о входе указанного общества в состав участников общества с ограниченной ответственностью "ИнвестПроект", лист записи Единого государственного реестра юридических лиц в отношении общества с ограниченной ответственностью "Компания "Гранд Проект".
Согласно уведомлениям от 13.01.2015 N 90-90-01/002/2014-138, N 90-90-01/002/2014-139 государственная регистрация прав на недвижимое имущество была приостановлена на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) по причине возникновения у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав, о чем заявителям были направлены соответствующие уведомления с изложением причин приостановления.
Сообщениями Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 12.02.2015 N 90-90-01/002/2014-138, N 90-90-01/002/2014-139 заявителям было отказано в государственной регистрации права собственности и перехода права собственности на указанное нежилое помещение на основании абзацев 6, 8, 10 пункта 6 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Данное обстоятельство стало причиной обращения обществ в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Апелляционная коллегия считает, что, рассматривая заявление по существу, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия закону оспариваемого решения, действий (бездействия), наличия у органа или лица соответствующих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает несоответствие оспариваемого отказа в государственной регистрации закону или иному нормативному правовому акту.
Действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее по тексту - комитет) по регистрации права собственности регламентированы нормами Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд (часть 5 статьи 2 Закона N 122-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Согласно пункта 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ, раздела 3 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, государственная регистрация прав включает в себя, в числе прочего, правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверку действительности поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав (п. 2 ст. 13 Закона N 122-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что при проведении правовой экспертизы государственным регистратором был выявлен факт наличия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним предупреждения, а именно: "в соответствии с пунктом 2 решения Комиссии по вопросам инвентаризации недвижимого имущества расположенных на территории Республики Крым объектов социальной сферы: Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру республики Крым не проводить действий по внесению сведений в ЕГРП о правообладателях объектов, а так же о переходе прав на объекты в соответствии с утвержденным списком до принятия решения Комиссии по соответствующему объекту. Дата наложения: 23.09.2014. Документ основание: Письмо первого заместителя министерства курортов и туризма И.А. Котляр от 13.08.2014 N 01- 07/1868 с копией Протокола N 1 Комиссии по вопросам инвентаризации недвижимого имущества расположенных на территории Республики Крым объектов социальной сферы. Объекты предупреждения: недвижимое имущество, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Алушта, ул. 15 Апреля, д. 4.
Государственным регистратором 13.01.2015 за N 17/16, 17/17 были направлены запросы в Министерство курортов и туризма Республики Крым об актуальности вышеуказанного запрета на проведение действий по внесению сведений в ЕГРП о правообладателях объектов, а так же о переходе прав на объекты по адресу: Республика Крым, г. Алушта, ул. 15 Апреля, 4, а государственная регистрация была приостановлена.
В соответствии с ответами Министерства курортов и туризма Совета министров Республики Крым (исх. N 01-07/200, 01-07/201 от 29.01.2015) пунктом 4 постановления Совета министров Республики Крым от 09.07.2014 N 184 "О проведении инвентаризации недвижимого имущества расположенных на территории Республики Крым объектов социальной сферы" Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым предписано не проводить действий по регистрации перехода прав на недвижимое имущество объектов социальной сферы, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество до завершения инвентаризации. С учетом того, что работы по инвентаризации указанного объекта социальной сферы не завершены, Министерство курортов и туризма Республики Крым считает невозможным проведение регистрационных действий.
Конституцией Республики Крым установлено, что постановления Государственного Совета Республики Крым и распоряжения Совета Министров Республики Крым, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым.
Доказательств отмены или признания незаконными вышеуказанных постановления и распоряжения заявителями суду не представлено.
Кроме того, как установлено судом и следует из материалов дела, 18.02.2015 на заседании Комиссии по инвентаризации недвижимого имущества расположенных на территории Республики Крым объектов социальной сферы (протокол N 6 от 18.02.2015, утвержденный первым заместителем председателя Совета министров Республики Крым) дано указание Министерству курортов и туризма Республики Крым в срок до 24.02.2015 подготовить проект постановления Государственного Совета Республики Крым о национализации недвижимого имущества бывшего пансионата с лечением "Северная Двина", расположенного по адресу: г. Алушта ул. 15-го Апреля, 4 поскольку в ходе проведения анализа представленных документов рабочей группой установлены признаки незаконного приобретения права собственности указанного объекта социальной сферы.
Пунктом 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ установлено, что в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случаях, если лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Заявитель общество с ограниченной ответственностью "Компания "Гранд Проект" основывает свое право на нежилое помещение площадью 2568,8 кв.м, кадастровый номер 90615:010103:37, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Алушта, ул. 15 Апреля, 4 на договоре от 25.11.2013 купли-продажи имущества, которое принадлежит Автономной Республике Крым - группы инвентарных объектов бывшего пансионата с лечением "Северная Двина", расположенных по адресу: г. Алушта, ул. 15 Апреля, д. 4, ул. Набережная, 5, путем продажи по выкупу, на основании которого в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (государство Украина) были внесены сведения о регистрации права собственности за обществом с ограниченной ответственностью "Компания "Гранд Проект".
Однако, судом установлено, что в отношении указанной группы инвентарных объектов бывшего пансионата с лечением "Северная Двина", расположенных по адресу: г. Алушта, ул. 15 Апреля, д. 4, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым предписано не проводить действий по регистрации перехода прав на недвижимое имущество объектов социальной сферы, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество до завершения инвентаризации поскольку рабочей группой Комиссии по инвентаризации недвижимого имущества расположенных на территории Республики Крым объектов социальной сферы установлены признаки незаконного приобретения права собственности указанного объекта социальной сферы
Это означает, что возникшие у регистратора обоснованные сомнения в наличии оснований в государственной регистрации и доказанности права заявителем в процессе приостановления регистрации не устранены.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона N 122-ФЗ, если в течение срока приостановления не будут устранены причины, препятствующие регистрации, регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав.
Следовательно, отказ регистратора в государственной регистрации права собственности и перехода права собственности на нежилое помещение площадью 2568,8 кв.м, кадастровый номер 90615:010103:37, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Алушта, ул. 15 Апреля, 4, правомерен, а заявители не доказали нарушения закона при постановлении им вывода об отказе в регистрации права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно части первой статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с частью 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Таким образом, судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителей апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 июля 2015 года по делу N А83-741/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-741/2015
Истец: ООО "ИНВЕСТПРОЕКТ", ООО "КОМПАНИЯ "ГРАНД ПРОЕКТ"
Ответчик: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Алуштинский городской отдел, Государственный комитет по государственоой регистрации и кадастру Республики Крым
Третье лицо: Министерство курортов и туризма Республики Крым