город Воронеж |
|
01 октября 2015 г. |
N А36-782/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.
при участии:
от Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области: Болозина Т.Г., представитель по доверенности от 09.10.2014;
от ООО "Идеал": Тонких П.С., представитель по доверенности от 07.09.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Идеал" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 22.06.2015 по делу N А36-782/2015 (судья Дружинин А.В.) по заявлению Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области к обществу с ограниченной ответственностью "Идеал" об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции серии ПВ 0001604 регистрационный номер 48РПА0010040 от 08 июля 2013 года сроком действия до 12 апреля 2018 года, выданной Управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области по месту нахождения обособленных подразделений, указанных в лицензии, и заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Идеал" о признании недействительным приказа Управления потребительского рынка и ценовой политики по Липецкой области N6-пр от 06.02.2015 "О направлении в Арбитражный суд Липецкой области заявления об аннулировании лицензии и приостановления действия лицензии в отношении ООО "Идеал",
УСТАНОВИЛ:
Управление потребительского рынка и ценовой политики по Липецкой области обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции серии ПВ 0001604 регистрационный номер 48РПА0010040 от 08 июля 2013 года сроком действия до 12 апреля 2018 года, выданной Управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области ООО "Идеал" на розничную продажу алкогольной продукции по месту нахождения обособленных подразделений согласно приложению: - в магазине "Продукты" по адресу: Липецкая область, г. Елец, пос. Мирный; - в магазине "Лира" по адресу: Липецкая область, г. Елец, пос. Электрик; - в магазине "Калинка" по адресу: Липецкая область, Елецкий район, д. Казинка, ул. Школьная д. 74; - в магазине "Вояж" по адресу: Липецкая область, Елецкий район, трасса Москва-Воронеж, у развилки дороги на с. Долгоруково; - в магазине "Лаванда" по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Яна Фабрициуса д. 12; - в магазине "Слобода" по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Маяковского д. 62; - в магазине "Продукты" по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Известковая д. 49; (заявление б/н/03-43 от 16.02.2015 г.,
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 22.07.2015 заявленные требования были удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Идеал" обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Управление потребительского рынка и ценовой политики по Липецкой области по Курской области считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Идеал" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления потребительского рынка и ценовой политики по Липецкой области доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклонил.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области 08.07.2013 года ООО "Идеал" выдана лицензия регистрационный номер 48 РПА 0010040 на право осуществления розничной продажи алкогольной продукции по местам нахождения обособленных подразделений согласно приложению. Срок действия лицензии - по 12 апреля 2018 года.
В Управление 13.01.2015 в целях решения вопроса о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии поступило письмо Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу от 29.12.2014 N у1-30404/02, из которого следовало, что принятым 06 марта 2014 году и вступившим в законную силу постановлением Пресненского районного суда г. Москвы по делу об административном правонарушении ООО "Идеал" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст.15.12 КоАП РФ.
К вышеуказанному письму была приложена копия постановления Пресненского районного суда г. Москвы от 06.03.2014 по делу N 5-3/2014 о привлечении ООО "Идеал" к административной по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей с конфискацией алкогольной продукции согласно протоколу ареста N 02- 13/1362-3 от 29.05.2013.
Судом было установлено, что ООО "Идеал" осуществляло оборот алкогольной продукции, маркированной в нарушении ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" поддельными специальными марками, а именно:
водки "Ивушка" емкостью 0.5 л, крепостью 40%, дата розлива 18.04.2012 года, производства ООО "Мценский СВК "Орловская крепость" в количестве 409 бутылок;
водки "Балтийская волна" емкостью 0.5 л, крепостью 40%, дата розлива 16.04.2012 года производства ООО "Мценский СВК "Орловская крепость" в количестве 61 бутылки.
Постановление Пресненского районного суда г. Москвы от 06.03.2014 по делу N 5-3/2014 оставлено без изменения вышестоящей судебной инстанцией.
Исполняющим обязанности начальника управления был издан приказ N 6-пр от 06.02.2015 об обращении в суд с требованием об аннулировании лицензии и о приостановлении с 09.02.2015 действия выданной ООО "Идеал" лицензии до дня вступления в законную силу принятого судом решения.
Не согласившись с указанным приказом, ООО "Идеал" обратилось в суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц и удовлетворение такого заявления является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта статьи 6 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N171-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится, в том числе: выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществление государственного контроля за их представлением.
В соответствии с пунктами 2.21, 2.23, 2.24 Положения об управлении потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, утвержденного Распоряжением администрации Липецкой области от 09.07.2010 N 239-р Управлением в пределах полномочий издан приказ N 6-пр от 06.02.2015 "О направлении в Арбитражный суд Липецкой области заявления об аннулировании лицензии и приостановлении действия лицензии в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Идеал" и обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В соответствии с п.10 ст.18 Закона N 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу первому п.1 ст.20 действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции.
В абзаце первом п.3 ст.20 Закона N 171-ФЗ указано, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.
Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, но не превышающий шести месяцев, за исключением случая приостановления действия лицензии в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии. В случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.
После получения от лицензиата заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение 14 дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия лицензирующим органом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным.
Принятое лицензирующим органом решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке в том числе является:
- оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона либо с поддельными марками.
Абзацем девятым пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ устанавливается запрет на оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 названного Закона, либо с маркировкой поддельными марками.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, в обязательном порядке маркируется федеральными специальными марками.
На основании пункта 3 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Правилами маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785, предусмотрено, что федеральные специальные марки должны наноситься на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, организациями, осуществляющими производство такой продукции на территории Российской Федерации, после нанесения на них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции и получения подтверждения о фиксации таких сведений в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 1).
Для нанесения на потребительскую тару федеральных специальных марок должна применяться технология, исключающая возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающая возможность считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в течение всего срока нахождения алкогольной продукции в обороте (пункт 2).
Нанесение сведений о маркируемой алкогольной продукции на федеральные специальные марки осуществляется организацией, осуществляющей производство алкогольной продукции, с помощью технических средств единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в последовательности, определенной пунктом 2 Правил нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785.
Приказом Росалкогольрегулирования от 12.05.2010 N 33н утвержден Перечень сведений о маркируемой алкогольной продукции, наносимых на федеральные специальные марки и считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также формат нанесения указанных сведений.
Согласно данному приказу сведения о маркируемой алкогольной продукции наносятся на федеральные специальные марки на русском языке (наименование и вид алкогольной продукции, наименование и местонахождение ее производителя и др.) и в виде двухмерного штрихового кода (в виде определенного количества символов наносится информация о местонахождении производителя алкогольной продукции, его ИНН и КПП, виде и наименовании алкогольной продукции, содержании этилового спирта, объеме алкогольной продукции в потребительской таре, подтверждении соответствия установленным требованиям качества и безопасности и др.).
В пункте 18 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522 (далее - Правила N 522), закреплена юридическая презумпция, в силу которой при выявлении несоответствия сведений об алкогольной продукции, нанесенных на федеральную специальную или акцизную марку, информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, достоверной считается информация, содержащаяся в единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Принимая во внимание приведенные нормы материального права, устанавливающие правила маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что маркировка алкогольной продукции федеральными специальными марками (равно как и акцизными марками) выполняет функции удостоверения законности (легальности) производства и оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации и контроля за уплатой налогов (акцизов и т.д.) с алкогольной продукции.
Руководствуясь подпунктом 8 пункта 3.1 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ, устанавливающим требование о том, что федеральная специальная марка и акцизная марка должны содержать, в том числе, сведения о подтверждении соответствия алкогольной продукции установленным требованиям качества и безопасности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что такие требования к маркировке алкогольной продукции направлены на защиту здоровья потребителей такой продукции и обеспечение ее безопасности.
Согласно пункту 3.3 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями - покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
В пункте 33 Правил продажи отдельных видов товаров также закреплено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, до подачи алкогольной продукции в торговый зал проверяют подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам Росалкогольрегулирования.
При этом в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции" (далее - Постановление N 47) разъяснено, что организация-покупатель не может быть освобождена от применения последствий оборота продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке, только лишь на том основании, что при визуальном осмотре федеральной специальной марки или акцизной марки не могли возникнуть сомнения в их подлинности.
Исследовав изложенные обществом в отзыве на заявление и заявленные в суде апелляционной инстанции доводы о соблюдении требований о проверке подлинности федеральных специальных марок путем использования им ресурсов сайта Росалкогольрегулирования, а также принимая во внимание несоблюдение требований пункта 3.3 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ и пункта 33 Правил продажи отдельных видов товаров документов суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обществом в материалы дела не представлено соответствующих доказательств, подтверждающих принятие им всех предусмотренных действующим законодательством мер для проверки подлинности федеральных специальных марок.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции верно пришел к выводу о том, что по состоянию на 06.02.2015 Управление располагало надлежащими и достаточным доказательствами, полученными от органа, осуществляющего контроль и надзор за соблюдением Закона N 171-ФЗ (Росалкогольрегулирование), подтверждающими факт осуществления ООО "Идеал" оборота алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками.
Факты оборота алкогольной продукции (в количестве 470 бутылок) с поддельными федеральными специальными марками ООО "Идеал" в нарушение пункта 3.3 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ, пункта 33 Правил продажи отдельных видов товаров были выявлены в результате осмотра как складских, так и торговых помещений, что установлено судебным актом по делу N 5-3/2014.
Таким образом, апелляционная коллегия считает, что 06.02.2015 Управление имело законные основания для издания приказа N 6-пр, и заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, и не могут явиться основанием для отмены принятого по делу решения.
При таких обстоятельствах, принятое судом решение отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по оплате госпошлины перераспределению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 22.06.2015 по делу N А36-782/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-782/2015
Истец: ООО "Идеал", Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области
Ответчик: ООО "Идеал", Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области