7 октября 2015 г. |
Дело N А83-1807/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2015.
В полном объеме постановление изготовлено 07.10.2015.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саматовой М.А.
при участии от Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора, Берловой Елены Владимировны, удостоверение ТО N 183172 от 30.04.2014; от Общества с ограниченной ответственностью "УЖКХ", Александрова Виктора Александровича, доверенность б/н от 30.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 июля 2015 года по делу N А83-1807/2015 (судья Кузнякова С.Ю.)
по заявлению Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора старшего советника юстиции Стаднюк Д.А о привлечении общества с ограниченной ответственностью "УЖКХ" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ",
установил:
решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.07.2015 по делу N А83-1807/2015 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Симферопольский межрайонный природоохранный прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявление удовлетворить.
Прокурор в судебном заседании поддержала апелляционную жалобу в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "УЖКХ" возражала против удовлетворения апелляционной жалобы (отзыв предоставлен в материалы дела).
Рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
19.05.2015, на основании задания прокуратуры Республики Крым N 7/2-2682 от 08.04.15 в соответствии с полномочиями, предусмотренными п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", помощником Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Савченко С.В. с участием заместителя начальника управления экологического надзора Центрально - Крымского региона - заведующим отдела экологического надзора г. Симферополя и Симферопольского района Шепилова В.В. проведена проверка исполнения федерального законодательства ООО "УЖКХ" эксплуатации полигона твердых бытовых отходов расположенного в районе с. Красная Зорька Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (юридический адрес: ООО "УЖКХ": ул. Первомайская, 50, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, Республика Крым). По результатам проверки составлен акт.
Данный объект незавершенного строительства - полигон твердых бытовых отходов эксплуатируется ООО "УЖКХ" на основании заключенного с Гвардейским поселковым советом Симферопольского района концессионного договора от 31.03.2010 без номера, а также дополнительного соглашения от 21.03.2014 N 1 для осуществления предпринимательской деятельности.
Проверкой установлено, что с 01.01.2015 по 19.05.2015, размещение отходов IV класса опасности на эксплуатируемом объекте незавершенного строительства - полигоне осуществляется ООО "УЖКХ" без соответствующей лицензии, а также без иных разрешительных документов, выданных государственными и иными официальными органами Украины или Автономной Республики Крым, действующих в силу ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и без уведомления об осуществлении соответствующего вида деятельности и соблюдения при осуществлении данного вида деятельности временных обязательных требований, устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 12.2. указанного Закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ.
С учетом данных нарушений в отношении ООО "УЖКХ", 26.05.2015 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно. Указанное постановление послужило основанием для обращения прокурора в суд.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (п.30 часть 1 статья 12).
Однако согласно части 1 статьи 12.2 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя виды деятельности, указанные в части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", могут осуществляться с 1 июня 2015 года исключительно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление таких видов деятельности, выданные в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
Часть 2 указанной статьи предусматривает, что Правительство Российской Федерации вправе определить виды деятельности из числа указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление которых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя допускается с 1 июня 2015 года без получения лицензии в соответствии с положениями указанного Федерального закона при условии представления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления об осуществлении соответствующего вида деятельности и соблюдения им при осуществлении данного вида деятельности временных обязательных требований, устанавливаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из Перечня видов деятельности из числа указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление которых на территориях Республики Крым и г. Севастополя допускается с 1 июня 2015 года без получения лицензии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2015 года N 207 к названным видам деятельности отнесена деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, которая может осуществляться не позднее 1 января 2018 г. без получения лицензии в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Кроме того, пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 09.03.2015 N 207 "О применении на территориях Республики Крым и г. Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на установление временных обязательных требований и перечня грубых нарушений временных обязательных требований, до 1 апреля 2015 года необходимо утвердить: временные обязательные требования; перечень грубых нарушений временных обязательных требований.
Приказом Минприроды России от 31.03.2015 N 164 "Об утверждении временных обязательных требований и перечня грубых нарушений временных обязательных требований при осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности" утверждены временные обязательные требования при осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, а также перечень грубых нарушений временных обязательных требований при осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, согласно которым:
1. Временными обязательным требованиями при осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности являются:
а) наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
б) наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя оборудования (в том числе специального) и установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
в) наличие у индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем трудовые договоры на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами;
г) проведение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
2. К грубым нарушениям временных обязательных требований при осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности относятся следующие нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности":
а) отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
б) отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя оборудования (в том числе специального) и установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
в) отсутствие у индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем трудовые договоры на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами;
г) непроведение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Следовательно, d соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.03.2015 N 207 на территориях Республики Крым и г. Севастополя допускается осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности без получения лицензии в срок не позднее 1 января 2018 года при условии уведомления об осуществлении указанного вида деятельности и соблюдения временных обязательных требований, установленных Минприроды России.
Наличие лицензии при осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности не входит в перечень временных обязательных требований при осуществлении указанной деятельности. Кроме того отсутствие лицензии также не входит в перечень грубых нарушений временных требований при осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с частью 4 статьи 12.2 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ лица, осуществляющие после 1 июня 2015 года виды деятельности, указанные в части 2 настоящей статьи, без представления уведомлений либо с представлением уведомлений, содержащих недостоверные сведения, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии). То есть по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
Часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что действия ООО "УЖКХ" по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности без лицензии в период с 01.01.2015 по 19.05.2015 не были противоправными, поскольку в данный отрезок времени законодательством установлен на территории Республики Крым переходный период для осуществления такой деятельности без лицензии (до 1 июня 2015 года) и возможность после 1 июня 2015 года осуществления такой деятельности без лицензии, но при условии подачи уведомления. Таким образом, действия ООО "УЖКХ" нельзя квалифицировать как административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 206 АПК РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд считает, что на момент проведения проверки, вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении не было события правонарушения, а потому оснований для привлечения ООО "УЖКХ" к административной ответственности не усматривается.
В связи с чем, удовлетворению заявление Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора старшего советника юстиции Стаднюк Д.А о привлечении общества с ограниченной ответственностью "УЖКХ" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ" не подлежит.
Между тем, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что выводы суда первой инстанции о необходимости применения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ при принятии обжалуемого решения противоречат материалам дела, а также номам части 4 статьи 12.2 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ.
В соответствии частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Однако принятие Правительством РФ Постановления от 09.03.2015 N 207 "О применении на территориях Республики Крым и г. Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" которым установлены особенности осуществления вышеуказанной деятельности на территориях Республики Крым и г. Севастополя не является обстоятельством, предусмотренным частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ, так как данные положения к изменению закона не привели, ответственность, установленная частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ осталась неизменной.
Правительством РФ Постановления от 09.03.2015 N 207 лишь упрощен порядок осуществления некоторых видов деятельности, подлежащих лицензированию, в частности к таким видам деятельности отнесена и деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IУ классов опасности.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 июля 2015 года по делу N А83-1807/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального согласно части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Горошко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1807/2015
Истец: Симферопольская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчик: ООО "УЖКХ"
Третье лицо: Прокуратура города Севастополя