город Ростов-на-Дону |
|
07 октября 2015 г. |
дело N А01-450/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Кубанская энергосбытовая компания" - Козловой Елены Викторовны по доверенности от 22.12.2014 N 23АА3981874,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственной инспекции по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.07.2015 по делу N А01-450/2015, принятое судьёй Парасюк Е.А., по заявлению открытого акционерного общества "Кубанская энергосбытовая компания" к Управлению государственной инспекции по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея, при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Майкопская ТЭЦ"; товарищества собственников жилья "ЖСК N 20", о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Кубанская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Кубаньэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 03 февраля 2015 года N 4-3.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.07.2015 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что компенсация потерь взималась в соответствии с условиями договора энергоснабжения, основанными на положениях пункта 144 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии", утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, предусматривающих корректировку расчетов за потребленную энергию на величину потерь, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учёта в случае установки последнего не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики. Кроме того, суд пришёл к выводу, что у заинтересованного лица отсутствовали основания для выдачи оспариваемого предписания ОАО "Кубаньэнергосбыт", являющемуся ресурсоснабжающей организацией, а не исполнителем коммунальных услуг. Суд указал, что действия по выдаче предписания ресурсоснабжающей организации выходит за пределы полномочий административного органа.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы административный орган указал, что собственники жилых помещений многоквартирного жилого дома несут бремя содержания только общего имущества. Внешней границей сетей электроснабжения является внешняя стена дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного прибора учёта является место соединения коллективного прибора учёта с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом. Бремя содержания сетей, не входящих в состав общего имущества, не может быть возложено на собственников помещений многоквартирного дома. Следовательно, по мнению заявителя жалобы, предъявление в составе платы за электроэнергию компенсации потерь в наружных сетях электроснабжения неправомерно влечет увеличение платы за коммунальный ресурс. Кроме того, заинтересованное лицо сослалось на то, что проверка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы входит в предмет государственного жилищного надзора, относящегося к его полномочиям. В рамках проверки обществом представлен акт разграничения балансовой принадлежности (приложение к договору от 07.10.2005) между ТСЖ "ЖСК-20" и МП "Майкопские электросети", который не относится к рассматриваемому договору между ТСЖ "ЖСК-20" и ОАО "Кубаньэнергосбыт", так как общедомовой прибор учёта электроэнергии установлен на вводе в жилой дом, а не в трансформаторной подстанции, находящейся в 20 метрах от многоквартирного дома.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Представители заинтересованного и третьих лиц не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатации жилищного фонда Республики Адыгея (далее - Управление ГСН и ГЖИ РА) обратился гражданин Мясоедов И.Н. по вопросу принадлежности сетевого кабеля от трансформаторной подстанции до общедомового коллективного прибора учета потребленной электроэнергии, а также платы за потери, возникающие на указанном участке сети.
На основании распоряжения от 16 января 2015 года N 17 Управлением ГСН и ГЖИ РА 03 февраля 2015 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "Кубаньэнергосбыт", в ходе которой выявлено, что ОАО "Кубаньэнергосбыт" выставляет ТСЖ потери напряжения кабельной линии от границы раздела до общедомового прибора учета многоквартирного дома.
На основании указанного акта Управлением ГСН и ГЖИ РА 03 февраля 2015 года выдано ОАО "Кубаньэнергосбыт" предписание N 4-3 об устранении нарушений правил при использовании, содержании жилищного фонда и предоставлении коммунальных услуг, согласно которому предписано производить ТСЖ "ЖСК-20" по МКД N 130, корпус 2 по ул. 12 Марта в г. Майкопе, начисление платы за потребленную электроэнергию без учета объемов электроэнергии, рассчитанных как потери электроэнергии в наружных сетях электроснабжения (от многоквартирного дома до трансформаторной подстанции).
ОАО "Кубаньэнергосбыт" не согласилось с предписанием административного органа, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 утверждены "Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями" (далее - Правила N 124).
Согласно подпункту "а" пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения. Исполнитель несет ответственность в том числе за действия потребителей, предусмотренные пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), которые повлекли нарушение установленных договором ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса и объемов поставляемого коммунального ресурса.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества).
Согласно пунктам 7, 8 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Как следует из материалов дела, пунктом 4.5. договора энергоснабжения N 451146 от 1 июня 2009 года заключенного между ОАО "Кубаньэнергосбыт" и ТСЖ "ЖСК-20", стороны предусмотрели, что в случае, если расчетное средство измерения расположено не на границе балансовой принадлежности, количество поданной электрической энергии корректируется на величину нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки средства измерения, рассчитанных владельцем сети по утвержденной законодательством РФ методике.
В материалы дела представлен акт от 07.10.2005 по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок с утвержденной схемой, подписанный председателем ТСЖ "ЖСК-20" (том 1, л.д. 20).
В пункте 144 основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 предусмотрено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с указанным разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. Если на дату вступления в силу указанного документа в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа. В этом случае такой акт уполномоченного федерального органа используется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором одна из сторон в письменной форме направила заявление о его использовании.
На основании заявления ТСЖ "ЖСК-20" обществом с ограниченной ответственностью проектный институт "Адыгеягражданпроект" произведен расчет электрических потерь напряжения кабельной линии от границы раздела до щита учета по ул. 12 Марта, 130/2 в г. Майкопе, которые составили 2,16 %.
Приложением N 1 к договору энергоснабжения N 451146 от 01.06.2009, являющимся неотъемлемой частью договора энергоснабжения, по указанным в нем точкам поставки сторонами предусмотрены потери в размере 2,16%.
Представители ОАО "Кубаньэнергосбыт" и ТСЖ "ЖСК-20" в суде первой инстанции подтвердили, что договор энергоснабжения от 01.06.2009 N 451146 является действующим, разногласий при его заключении не возникало, положения договора не оспаривались, предложения по их изменению на момент проверки Управлением ГСН и ГЖИ РА, а также в ходе рассмотрения дела сторонами также не заявлялись.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что включение положений пункта 4.5 в договор энергоснабжения основано на законодательстве в сфере электроэнергетики.
Довод заявителя жалобы о том, что ответственность собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома ограничена внутридомовым инженерно-техническим оборудованием, находящимся внутри дома и ограниченным внешними стенами дома, не принимается судебной коллегией, поскольку пунктом 8 Правил содержания общего имущества установлено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В данном случае стороны договора согласовали границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Вместе с тем согласно пункту 2.2 договора гарантирующий поставщик подает товариществу электроэнергию в точку поставки, указанную в приложении N 1 к договору.
В приложении N 1 к договору от 01.06.2009 N 451146 (том 1, л.д. 19) приведен перечень точек поставки, по которым производится контроль и расчет за отпущенную электроэнергию и мощность, с указанием присоединенной и максимальной мощностей, а также категории надежности.
В соответствии с указанным приложением местом установки учета является ТП:250 Фидер: РП-8-1/5. Величина потерь составляет 2,16%.
Довод о том, что указанный акт не соответствует заключенному между ОАО "Кубаньэнергосбыт" и ТСЖ "ЖСК-20" договору энергоснабжения, отклоняется судебной коллегией, поскольку акт по разграничению балансовой принадлежности, как и вышеуказанное приложение N 1 к договору от 01.06.2009 N 451146 подписаны представителем ТСЖ "ЖСК-20".
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, выражают только несогласие с ними, в связи с чем судебной коллегией не принимаются.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.07.2015 по делу N А01-450/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 АПК РФ постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 АПК РФ, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-450/2015
Истец: ОАО "Кубанская энергосбытовая компания"
Ответчик: Инспекция государственного строительного надзора Республики Адыгея Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея, Управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея
Третье лицо: ООО "МАЙКОПСКАЯ ТЭЦ", ТСЖ "ЖСК N 20", ТСЖ "ЖСК N20"