г. Пермь |
|
07 октября 2015 г. |
Дело N А50-11444/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Васевой Е.Е., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536): не явились;
от заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Администрации города Перми (ОГРН 1025900528697, ИНН 5902502248): Жданова Л.Л., удостоверение, доверенность от 14.04.2015,
от третьего лица - Администрации Кировского района города Перми: Садовская Е.В., удостоверение, доверенность от 26.12.2014, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрация города Перми: Букреева Ю.А., удостоверение, доверенность от 23.03.2015, Администрации Индустриального района города Перми, Администрации Дзержинского района города Перми, Администрации Орджоникидзевского района города Перми: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 17 июля 2015 года
по делу N А50-11444/2014,
принятое судьей Катаевой М.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания"
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Перми
третьи лица: Администрация Индустриального района города Перми, Администрация Дзержинского района города Перми, Администрация Орджоникидзевского района города Перми, Администрация Кировского района города Перми, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми,
о признании недействительными распоряжений,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - заявитель, ООО "ПСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными распоряжений Департамента имущественных отношений Администрации города Перми (далее - заинтересованное лицо) от 21.03.2014 N СЭД-19-09-411, от 18.04.2014 N СЭД-19-09-619, от 22.04.2014 N СЭД-19-09-645, от 30.04.2014 N СЭД-19-09-677 о закреплении бесхозяйных объектов теплоснабжения за ООО "Пермская сетевая компания" для содержания и обслуживания".
Определением арбитражного суда от 23.06.2015 в связи о отказом заявителя от части требований прекращено производство по делу в части признания недействительными распоряжений от 21.03.2014 N СЭД-19-09-411 и от 18.04.2014 N СЭД-19-09-619 (т. 2 л.д. 148-150).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.07.2015 (резолютивная часть решения объявлена 09.07.2015) в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными распоряжений от 22.04.2014 N СЭД-19-09-645, от 30.04.2014 N СЭД-19-09-677 отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований общества.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что департаментом и третьими лицами в материалы дела не представлены доказательства соблюдения процедуры издания оспариваемых распоряжений и передачи бесхозяйных сетей на содержание и обслуживание; передаваемое по распоряжениям имущество не является бесхозяйным. Полагает, что вывод суда о недоказанности заявителем нарушения его прав оспариваемыми распоряжениями является незаконным и необоснованным.
ООО "ПСК" ходатайствовало о рассмотрении дела по апелляционной жалобе в отсутствие его представителя.
Департамент имущественных отношений Администрации города Перми с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми против жалобы также возражает по мотивам, указанным в письменных возражениях на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель третьего лица просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Кировского района города Перми также представила возражения на апелляционную жалобу, в которой указывает на законность оспариваемых распоряжений, просит решение суда оставить без изменения.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал позицию письменного отзыва.
Администрация Индустриального района города Перми, Администрация Дзержинского района города Перми, Администрация Орджоникидзевского района города Перми, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 22.04.2014 Департаментом имущественных отношений администрации города Перми издано распоряжение N СЭД-19-09-645 "О закреплении бесхозяйного объекта теплоснабжения за ООО "Пермская сетевая компания" для содержания и обслуживания" (т. 1 л.д. 15). На основании распоряжения за обществом до момента регистрации муниципальной собственности закреплен участок тепловой сети протяженностью 6 п.м., расположенный в Орджоникидзевском районе города Перми на участке от стены жилого дома N 13 по ул. Коспашская до ТК.
30.04.2014 Департаментом имущественных отношений администрации города Перми издано распоряжение N СЭД-19-09-677 "О закреплении бесхозяйного объекта теплоснабжения за ООО "Пермская сетевая компания" для содержания и обслуживания" (т. 1 л.д. 16). На основании распоряжения за обществом до момента регистрации муниципальной собственности закреплен участок тепловой сети протяженностью 120 п.м., расположенный в Кировском районе города Перми на участке от ТК 4014а до стены жилого дома N 22а по ул. Адмирала Макарова.
07.05.2014 Департаментом имущественных отношений администрации города Перми в адрес общества для подписания были направлены акты приема-передачи имущества на основании указанных выше распоряжений с приложением схем объектов инженерной инфраструктуры (т. 1 л.д. 71).
Не согласившись с распоряжениями, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности распоряжений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных отзывов на нее, проверив правильность применения и соблюдения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, являются законными и обоснованными.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
На основании ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как установлено п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В п. 6 ст. 15 Федерального закона N 190-ФЗ указано, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В силу Положения о Департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210, Департамент имущественных отношений является функциональным органом администрации города Перми.
В сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом города Перми департамент выполняет следующие функции: ведет реестр муниципального имущества города Перми, ведет учет бесхозяйного имущества, выявленного на территории города Перми и поставленного на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, определяет профиль (назначение) муниципального имущества, находящегося в казне (п. 3.1.3), реализует полномочия администрации города по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество в судебном порядке (п. 3.3.4).
Постановлением Администрации города Перми от 22.02.2008 N 130 утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке для их приобретения в муниципальную собственность города Перми (далее - Регламент).
В соответствии с п. 3.4.2 Регламента взаимодействия Департамент в рамках полномочий, установленных Положением о Департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210, в течение 5 рабочих дней с момента получения заключения, предусмотренного п. 3.3.1 настоящего Регламента, в соответствии с п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в отношении бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) направляет в теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с выявленными бесхозяйными тепловыми сетями, или в единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, копию распоряжения начальника Департамента о закреплении (передаче) бесхозяйных тепловых сетей для их содержания и обслуживания до момента регистрации права муниципальной собственности на такие объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 3.3.1 Регламента предусмотрено направление функциональным органом в Департамент заключения об обоснованности и целесообразности либо нецелесообразности приобретения бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми; определении особых условий и параметров технической инвентаризации бесхозяйного объекта (при необходимости); определении специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный объект.
Таким образом, основанием для закрепления бесхозяйных объектов теплоснабжения для содержания и обслуживания до момента регистрации права муниципальной собственности является положительное заключение функционального органа администрации города Перми.
Из материалов дела судом установлено, что в соответствии с требованиями Регламента территориальными органами местного самоуправления выявлены бесхозяйные тепловые сети, расположенные в Орджоникидзевском районе города Перми на участке от стены жилого дома N 13 по ул. Коспашская до ТК и в Кировском районе города Перми на участке от ТК 4014а до стены жилого дома N 22а по ул. Адмирала Макарова.
В отношении указанных сетей Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, являющимся функциональным органом администрации города Перми, составлены заключения соответственно от 19.12.2013 и от 21.04.2014 о целесообразности приобретения спорных бесхозяйных объектов в муниципальную собственность города Перми и необходимости его передачи на техническое обслуживание и содержание обществу "ПСК" (т. 1 л.д. 140, 148).
Тот факт, что спорные объекты инженерной инфраструктуры имеют техническое присоединение к сетям общества, подтверждается представленными в материалы дела документами.
В отношении тепловой сети на участке от ТК 4014а до стены жилого дома N 22а по ул. Адмирала Макарова представлены схемы расположения сети, акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с ТСЖ "Дом на А.Макарова, 22а" (т. 1 л.д. 130-131, т. 2 л.д. 106-109).
В отношении тепловой сети на участке ТК 4014а до стены жилого дома N 22а по ул. Адмирала Макарова имеются схемы сети теплоснабжения (т. 1 л.д. 133,т. 2 л.д. 164), а также акт обследования инженерных сетей от 02.07.2015 с фотографиями (т. 2 л.д. 157-163). Кроме того, в материалы дела представлены заключенные между ООО "ПСК" и ТСЖ "Коспашская, 13" договоры энергоснабжения тепловой энергией в сетевой воде (т. 2 л.д. 165).
Правильно применив положения ГК РФ, а также оценив в порядке, предусмотренном ст.ст. 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что наличие положительного заключения функционального органа администрации города Перми, необходимость выполнения соответствующей обязанности в отношении выявленного бесхозяйного спорного участка тепловой сети, а также установление факта технического присоединения тепловой сети к сетям общества явились основанием для вынесения оспариваемых распоряжений от 22.04.2014 N СЭД-19-09-645, от 30.04.2014 N СЭД-19-09-677 о закреплении бесхозяйного объекта теплоснабжения за ООО "Пермская сетевая компания" для содержания и обслуживания.
Поскольку Администрацией Орджоникидзевского района и Кировского района г. Перми выявлены бесхозяйные тепловые сети, уполномоченными органами местного самоуправления совершены действия, предусмотренные Регламентом взаимодействия, следовательно, и распоряжения изданы в рамках закона.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правомерный вывод о соответствии оспариваемых распоряжений требованиям действующего законодательства.
Доводы общества о нарушении Департаментом имущественных отношений порядка издания оспариваемых распоряжений подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права, в частности п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении, которая Департаментом соблюдена.
Обществом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств нарушения оспариваемыми распоряжениями его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Соответствующий довод апеллятора подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что распоряжения изданы Департаментом правомерно. Законные распоряжения, изданные должностным лицом уполномоченного органа местного самоуправления, не могут нарушать права и законные интересы юридического лица.
Доводы заявителя об отсутствии оснований для закрепления за обществом спорного объекта теплоснабжения ввиду непредставления ему документов, необходимых для идентификации объекта и подтверждения того, что объект не имеет собственника, подлежат отклонению, поскольку в обязанность органа местного самоуправления по передаче ООО "ПСК" в связи с закреплением за ним бесхозяйной тепловой сети документов, необходимых для подтверждения того, что объект не имеет собственника, Законом о теплоснабжении и Регламентом взаимодействия не предусмотрена.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемых распоряжений недействительными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Заявителю подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина в размере 1500 руб., поскольку в соответствии со ст.333.21 Налогового кодекса РФ госпошлина при подаче апелляционной жалобы составляет 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 июля 2015 года по делу N А50-11444/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 13640 от 07.08.2015 госпошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11444/2014
Истец: ООО "Пермская сетевая компания"
Ответчик: Департамент имущественных отношений администрации города Перми
Третье лицо: Администрация Дзержинского района г. Перми, Администрация Индустриального района г. Перми, Администрация Кировского района города Перми, Администрация Орджоникидзевского района города Перми, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Перми