г. Саратов |
|
07 октября 2015 г. |
Дело N А12-21403/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Луговского Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курышовой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КАССИР.РУ Волгоград" на решение арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2015 года по делу N А12-21403/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Пономарева Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КАССИР.РУ Волгоград" (ИНН 3444173699, ОГРН 1093444007117) об оспаривании постановления инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда от 07.05.2015 N 058 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КАССИР.РУ Волгоград" (далее - общество, ООО "КАССИР.РУ Волгоград", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда от 07.05.2015 N 058 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2015 года по делу N А12-21403/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Согласно отчету о публикации, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.11 при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, сотрудниками инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда на основании поручения от 03.04.2015 N 16/59 в период с 03.04.2015 по 09.04.2015 проведена проверка общества с ограниченной ответственностью "КАССИР.РУ Волгоград" по вопросу соблюдения платежным агентом обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежным агентом, поставщиком специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей за период с 01.01.2014 по 15.03.2015, в результате которой выявлены нарушения норм Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
В ходе проверки установлено, что за период с 01.01.2014 по 15.03.2015 через кассу общества с ограниченной ответственностью "КАССИР.РУ Волгоград" реализовано билетов (БСО) всего на общую сумму наличных денежных средств - 4059701 рублей. В проверяемом периоде наличные денежные средства, полученные от продажи физическим лицам билетов (БСО), на основании приходных кассовых ордеров учтены в полном объеме в кассовой книге общества с ограниченной ответственностью "КАССИР.РУ Волгоград". Вместе с тем при осуществлении деятельности в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ обществом с ограниченной ответственностью "КАССИР.РУ Волгоград" не использовался специальный банковский счет для осуществления расчетов, а также не исполнена обязанность по сдаче на свой специальный банковский счет (счета) в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств.
По результатам проведения проверки составлен акт проверки от 09.04.2015 N 16-20/27.
Главным государственным налоговым инспектором в отношении общества с
ограниченной ответственностью "КАССИР.РУ Волгоград" 09.04.2015 составлен
протокол об административном правонарушении N 020291 по части 2 статьи 15.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе об административном правонарушении от 09.04.2015 N 020291 указано, что законный представитель общества директор Анфимов В.П. в назначенное время явился на составление протокола, однако от ознакомления с протоколом об
административном правонарушении и получении второго экземпляра отказался.
Рассмотрев протокол и материалы проверки, начальник инспекции Федеральной
налоговой службы по Центральному району г. Волгограда в присутствии законного
представителя общества с ограниченной ответственностью "КАССИР.РУ Волгоград" 07.05.2015 вынес постановление по делу об административном правонарушении N 058, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что общество является платежным агентом, в связи с чем событие административного правонарушения доказано, установлен состав вмененного правонарушения, вина правонарушителя в совершении правонарушения подтверждена материалами дела, административным органом соблюдены процессуальные требования, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к порядку привлечения юридического лица к административной ответственности.
Апелляционный суд считает выводы о том, что общество является платежным агентом, ошибочными на основании следующего.
Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Субъектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Субъектами правонарушения являются платежные агенты, поставщики, банковские платежные субагенты и другие.
Согласно статье 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: 1) поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации; 2) плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; 3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; 4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; 5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Согласно статье 2 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент - это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей (юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) либо платежный субагент (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц).
Под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях указанного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (части 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами").
Из системного анализа приведенных норм следует, что действие данного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги - услуги по приему платежей с их последующей передачей поставщикам и иным субъектам, указанным в законе, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), выступая в качестве платежного агента не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
Из материалов дела следует, что ООО "КАССИР.РУ Волгоград" на основании Агентских договоров осуществляет не только прием денежных средств за продажу билетов, а оказывает и иные услуги потребителям. К таким услугам относятся и бронирование билетов, продажа билетов по различным каналам сети "Интернет", продажа билетов через мобильные приложения, услуги по информационному сопровождению, услуги доставки билетов, услуги по возврату денежных средств за билеты в случае отмены, замены, переноса мероприятия, размещение на билетах рекламной информации и иные услуги.
Статус платежного агента, деятельность которого, как следует из положений названного Закона, состоит исключительно в оказании услуги по приему денежных средств, направленных на исполнение уже возникших обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае ООО "КАССИР.РУ Волгоград" не является платежным агентом в смысле, установленном статьями 2 и 3 Закона N 103-ФЗ. В этой связи обязанность Общества по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), установленная частью 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ, в данном деле не доказана.
Поскольку распространение действия Закона N 103-ФЗ на деятельность Общества не доказано, в деянии заявителя отсутствует событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Оснований для иных выводов из имеющихся доказательств не усматривается.
Учитывая, что в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его.
На основании изложенного доводы Инспекции о наличии в деянии Общества состава вменяемого ему административного правонарушения в связи с тем, что заявитель является платежным агентом, подлежат отклонению как недоказанные.
Таким образом, инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда необоснованно привлекла заявителя к административной ответственности по ч.2 ст.15.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения. Оспоренное постановление о привлечении к административной ответственности подлежит признанию незаконным.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в полном объёме. Апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2015 года по делу N А12-21403/2015, принятое в порядке упрощенного производства отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда от 07.05.2015 N 058 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "КАССИР.РУ Волгоград" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.В.Луговской |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-21403/2015
Истец: ООО "КАССИР.РУ Волгоград"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда