г. Москва |
|
07 октября 2015 г. |
Дело N А40-48401/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Алексеевой Е.Б., Лящевского И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГОРОДСКОЕ ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ",
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2015,
по делу N А40-48401/14, принятое судьей Семушкиной В.Н. (шифр судьи: 169-421)
по иску общества с ограниченной ответственностью "ГОРОДСКОЕ ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ" (ОГРН 1125321001431, адрес: 173015, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Нехинская, д.1)
к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д.9, стр. 1)
к Новгородской области в лице Департамента Финансов Новгородской области (ОГРН 1025300788094, адрес: 173005, Новгородская область, г. Великий Новгород, площадь Победы - Софийская, д.1)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента транспорта и связи Новгородской области
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Семикин Д.С. по доверенности от 22.12.2014 года,
от ответчика(1): не явился, извещен;
от ответчика(2): не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городское пассажирское автотранспортное предприятие" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ о взыскании за счет казны РФ убытков в размере 20.140.280 руб. 87 коп., в том числе : 10.817.856 руб. 70 коп. - возникших в связи с неполным возмещением расходов истца на предоставление в 2013 году федеральным льготникам, проживающим в городе Великий Новгород, права льготного проезда на своем автобусном транспорте и 9. 322.424 руб. 17 коп. - возникших в связи с неполным возмещением расходов истца на предоставление в 2013 году региональным льготникам, проживающим в городе Великий Новгород, права льготного проезда на своем автобусном транспорте.
Определением суда от 29.05.14г. по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена Новгородская область в лице Департамента финансов Новгородской области.
Определением суда от 08.07.14г. по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент транспорта и связи Новгородской области.
С учетом ходатайства об увеличении исковых требований истец просит взыскать убытки в размере 20.140.443 руб. 36 коп., из них : 9 966.241 рублей 13 коп. за счет казны РФ в лице Минфина РФ - возникших в связи с неполным возмещением расходов истца на предоставление в 2013 году федеральным льготникам, проживающим в Новгородском муниципальном районе, права льготного проезда на своем автобусном транспорте и 10.174.202 руб. 23 коп. с Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области за счет казны Новгородской области - возникших в связи с неполным возмещением расходов истца на предоставление в 2013 году региональным льготникам, проживающим в Новгородском муниципальном районе, права льготного проезда на своем автобусном транспорте.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.05.2015 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 29.05.2015, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 29.05.2015 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 2013 г. при реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и Новгородской области мероприятий по обеспечению льготным категориям граждан равной доступности услуг общественного транспорта истец предоставлял федеральным и региональным льготникам, проживающим в городе Великом Новгороде, право проезда на своем автобусном транспорте в городском пассажирском сообщении на основании единых социальных проездных билетов, введенных Постановлением Администрации Новгородской области N 519 от 29.12.2005.
В обоснование исковых требований истец указывает, что в связи с предоставлением права льготного проезда на своем автобусном транспорте истец недополучил от потребителей - граждан льготных категорий плату за проезд в общей сумме согласно представленному уточненному расчету 20.140.443 руб. 36 коп., из них : от федеральных льготников - 9.966.241, 13 руб., от региональных льготников 10.174.202, 23 руб.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Закон N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" включена статья 26.3-1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
Передача субъектам Российской Федерации полномочий по обеспечению мерами социальной поддержки ряда лиц и отнесение соответствующих расходных обязательств к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации не лишает субъекты Российской Федерации возможности в случае необходимости решить на бюджетном уровне вопросы софинансирования Российской Федерацией льгот отдельным категориям граждан федерального регистра. Однако, такие вопросы подлежат разрешению по нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 и 3 статьи 22 Модельного закона о транспортной деятельности (принят в г. Санкт- Петербурге 31 октября 2007 года Постановлением 29-8 на 29-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) национальными законами могут устанавливаться льготы по оплате транспортных работ и/или услуг отдельным категориям граждан, а также в случаях и порядке, предусмотренных актами национального законодательства, может устанавливаться фиксированная плата (тариф, ставка, сбор); если установленная фиксированная плата (тариф, ставка, сбор) не покрывает затрат на транспортные работы и/или услуги, то эти затраты, а также расходы, связанные с предоставлением льгот, возмещаются из средств бюджета того уровня, органом государственной власти которого принято решение об установлении фиксированной платы (тарифа, ставки, сбора) или предоставлении льготы.
Субъект Российской Федерации - Новгородская область - обеспечил выполнение предусмотренных в Федеральном законе N 122-ФЗ требований по обеспечению равной доступности общественного транспорта льготным категориям граждан республиканского и федерального уровня.
Законом Новгородской области от 12 декабря 2011 года N 1145-03 "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (приложение 7, ведомственная структура расходов) Комитету транспорта Новгородской области в 2012 году предусмотрены расходы областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Новгородской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым отнесено к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в размере 22 224 000 руб.
Областным законом Новгородской области от 02.06.2009 N 540-ОЗ "О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок" предусмотрено право граждан, получающих ежемесячные или ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, приобретать ЕСПБ на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях.
Форма ЕСПБ, их стоимость, порядок продажи и пользования ЕСПБ, срок их действия, порядок распределения между перевозчиками выручки от продажи ЕСПБ устанавливается Правительством Новгородской области (часть 2 статьи 1 Закона Новгородской области от 02.06.2009 N 540-ОЗ).
Постановлением Администрации Новгородской области от 29 декабря 2005 года N 519 на территории Новгородской области с 1 января 2006 года введены месячные и квартальные единые социальные проездные билеты (далее - ЕСПБ), установлены стоимость ЕСПБ и порядок их распространения среди населения Новгородской области, а также утвержден перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение ЕСПБ, стоимость ЕСПБ. В перечень граждан, имеющих право на приобретение ЕСПБ включены льготные категории граждан федерального регистра.
В соответствии с областным Законом от 26.12.2008 N 459-03 органы местного самоуправления были наделены отдельными государственными полномочиями по компенсации выпадающих доходов организациям и индивидуальным предпринимателям за перевозки пассажиров и багажа, а также по расчету и предоставлению субвенций бюджетам городских поселений на компенсацию выпадающих доходов организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении, за счет средств областного бюджета.
Пунктом 1 постановления Администрации Новгородской области от 16 марта 2009 года N 65 утвержден Порядок предоставления субсидий организациям автомобильного транспорта общего пользования и индивидуальным предпринимателям на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области.
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка в целях получения субсидии на компенсацию выпадающих доходов перевозчик представляет в уполномоченный комитет администрации копию договора (контракта) на осуществление транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, а также информацию о транспортной работе (пробег пассажирского транспорта, приведенный по предельной вместимости, в целых числах, измеряемый в место-километрах), которая включается в отчет о транспортной работе по форме согласно приложению к настоящему Порядку, ежеквартально до 30-го числа месяца (включительно), следующего за отчетным периодом.
Согласно пунктам 6 и 7 Порядка при расчете объема субсидии перевозчику количество поездок в месяц, осуществляемых льготными категориями граждан по ЕСПБ, определяется из расчета 30 поездок в городском сообщении и 20 поездок в пригородном сообщении.
В соответствии с пунктом 35 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-АТП "Сведения о деловой активности организаций автомобильного транспорта", утвержденной Приказом Федеральной службы государственной статистики от 06.09.2012 N 480 (подлежало применению в спорный период) при продаже гражданам ЕСПБ количество поездок в месяц устанавливается органами местного самоуправления на основании результатов проведенных натурных обследований, согласованных с органами государственной статистики, или принимается равным 50 (суммарно во внутригородском и пригородном сообщениях). Распределение объемов перевозок по видам сообщения производится пропорционально выполненной работе на линии.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование в Новгородской области устанавливает возмещение суммы убытков за перевозку льготных категорий граждан путем предоставления субсидий, размер которых определяется, в том числе, на основании отчетов перевозчиков.
В целях получения субсидий, предоставляемых в соответствии с пунктом 2 Порядка, комитетом транспорта и связи Новгородской области, перевозчик на основании пункта 4 Порядка представляет в комитет копию договора (контракта) на осуществление транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования, а также информацию о транспортной работе (пробег пассажирского транспорта, приведенный по предельной вместимости, в целых числах, измеряемый в место-километрах), которая включается в отчет о транспортной работе по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Согласно пункту 5 Порядка взаимодействующая с комитетом, представляет информацию о количестве реализованных ЕСПБ полученной выручке от их реализации в разрезе городского округа Великий Новгород и муниципальных районов области в комитет ежеквартально.
В соответствии с Порядком расчет субсидии, причитающейся перевозчику, производится ежеквартально по установленным в нем формулам.
Согласно пункту 9 Порядка перечисление субсидии перевозчику производится на основании представленного отчета.
В соответствии с пунктом 10 Порядка решение комитета о предоставлении субсидии перевозчику осуществляется путем направления комитетом в управление Федерального казначейства по Новгородской области платежных поручений на перечисление субсидий на счет перевозчика.
Основания для применения иного алгоритма расчета суммы компенсации за понесенные убытки, нежели установленного нормативными правовыми актами Новгородской области не имеется.
Истцом заявлено требование о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации, а также о взыскании убытков с Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области за счет казны Новгородской области.
Согласно ст. 35 АПК РФ иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
В силу положений ч. 3 ст. 130 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия.
Вместе с тем, суд первой инстанции требования истца к Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области не выделил в отдельное производство. Стороны не заявляли ходатайства о выделении требований ко второму ответчику в отдельное производство и направления дела в Арбитражный суд Новогородской области.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", нарушение подсудности является основанием отмены решения суда, если судом будет установлено, что у лица, подавшего апелляционную жалобу, не было возможности в суде первой инстанции заявить о неподсудности дела этому суду в форме ходатайства о передаче дела по подсудности в связи с неизвещением его о времени и месте судебного заседания или непривлечением его к участию в деле.
В данном случае на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции ходатайство о передаче настоящего дела по подсудности у суда отсутствовало. При этом представитель ответчика присутствовал в судебном заседании, однако ходатайство о передаче дела по подсудности суду не заявил, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда, как принятого с нарушением правил подсудности.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 29.05.2015.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.05.2015 по делу N А40-48401/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГОРОДСКОЕ ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48401/2014
Истец: ООО "Городское ПАТП", ООО ГОРОДСКОЕ ПАТП
Ответчик: Департамент финансов Новгородской области, МИНФИН РФ, Новгородская область в лице Департамента финансов Новгородской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Департамент транспорта и связи Новгородской области, Департамент транспорта Новгородской области