г. Санкт-Петербург |
|
08 октября 2015 г. |
Дело N А21-1605/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Сафроновой В.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19343/2015) Военного комиссариата Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.07.2015 по делу N А21-1605/2015 (судья Генина С.В.), принятое
по иску ГБУЗ Калининградской области "Зеленоградская центральная районная больница"
к Военному комиссариату Калининградской области
3-е лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области
о взыскании
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Зеленоградская центральная районная больница", место нахождения: 238530, Калининградская обл., г. Зеленоградск, ул. Лесопарковая, д. 1, ОГРН: 1023902057717 (далее - Больница, истец), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Калининградской области", место нахождения: 236029, Калининградская область, Калининград, Озерная улица, дом 29, ОГРН 1023901012189 (далее - Комиссариат, ответчик), о взыскании 117 983 задолженности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области, место нахождения: 236022, Калининградская область, Калининград, улица Космонавта Леонова, дом 49, ОГРН 1023900598150 (далее - Фонд, третье лицо).
Решением суда от 14.07.2015 исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, условиями договора не предусмотрена оплата лабораторных и диагностических исследований; расходы на врачей-специалистов и средний медицинский персонал за время участия в составе медицинских комиссий Комиссариата были возмещены в полном объеме; акты выполненных работ по выставленным счетам не акцептованы и не подписаны заказчиком.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 27.04.2011 между Комиссариатом (заказчик) и Больницей (Исполнитель) заключен договор N 96 о компенсации расходов медицинских учреждений (далее - Договор), согласно которому Исполнитель обязался принять участие в мероприятиях по привлечению врачей-специалистов и среднего медицинского персонала к участию в работе медицинских комиссий по медицинскому освидетельствованию граждан (в связи с первоначальной постановкой на воинский учет, призывом на военную службу, с учетом, призывом на военную службу или сборы лиц, пребывающих в запасе, и по прочим основаниям в соответствии с пунктом 84 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствовании в вооруженных силах Российской Федерации) в ходе реализации Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), а Заказчик обязался компенсировать расходы исполнителя в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704).
Порядок расчетов стороны согласовали в разделе 5 Договора.
В соответствии с пунктом 5.3 Договора заказчик обязан в течение 30 банковских дней перечислить исполнителю денежные средства согласно выставленному счету.
Согласно условиям Договора общая сумма компенсируемых расходов определяется Правилами N 704 и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
Больница, ссылаясь на то, что оказанные ею услуги по проведению лабораторно-диагностических исследований граждан призывного возраста не оплачены Комиссариатом, в результате чего образовалась задолженность в размере 117 983 руб., обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными и документально подтвержденными как по праву, так и по размеру, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 22 Закона N 53-ФЗ призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением названного закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии пунктом 1 статьи 5 Закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
В пунктах 6 и 7 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение медицинского обследования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее обязательное медицинское освидетельствование граждан в целях определения их пригодности к военной службе (далее - Положение N 123).
В целях проведения медицинского освидетельствования военные комиссариаты согласно пунктам 15 и 23 Положение N 123 направляют граждан на диагностические исследования, которые в силу пунктов 6 и 7 приложений N 2 и 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.05.2001 N 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" включают в себя лабораторные анализы.
Обязательства, возникшие из предоставления медицинской организацией услуг по амбулаторному, стационарному медицинскому обследованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также при первоначальной постановке на воинский учет, регулируются Законом N 53-ФЗ и Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441.
Имущественные потери, понесенные Больницей вследствие проведенного медицинского обследования, связанного с исполнением гражданами воинской обязанности, подлежат финансированию за счет средств Российской Федерации в силу прямого указания закона. Основанием для возникновения обязанности по оплате медицинских услуг является закон, предусматривающий компенсацию государством медицинскому учреждению расходов (затрат на оказание услуг). Порядок компенсации таких расходов определен Правилами N 704.
На основании подпункта 3 пункта 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий: медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
В соответствие с пунктом 3 Правил N 704 компенсация названных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Возмещение затрат осуществляется в том числе путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату (пункт 4 Правил N 704).
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с Комиссариата задолженности за оказанные услуги.
Размер задолженности установлен судом первой инстанции и подтвержден материалами дела, Комиссариатом в установленном порядке не оспорен. Ссылка Комиссариата на неподписание поступивших в его адрес актов приемки оказанных услуг не свидетельствует о том, что эти услуги не подлежат оплате. Кроме того, ответчик ошибочно ссылался на то, что компенсация расходов медицинским учреждениям за проведение лабораторно-диагностических исследований при проведении медицинских освидетельствований граждан за счет федерального бюджета в соответствии с Правилами N 704 не предусмотрена.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на переоценку установленных по делу обстоятельств и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.07.2015 по делу N А21-1605/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1605/2015
Истец: ГБУЗ Калининградской области "Зеленоградская центральная районная больница"
Ответчик: Военный комиссариат Калининградской области
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области