Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2015 г. N 06АП-4707/15
г. Хабаровск |
|
08 октября 2015 г. |
А04-3943/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Казачье спасательное общество "Амурское": Чернова Н.В. представитель по доверенности от 15.07.2015;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: Никулин Д.В. представитель по доверенности от 12.01.2015;
от открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы": представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Центр ликвидации разливов нефтепродуктов": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Казачье спасательное общество "Амурское"
на решение от 08.07.2015 по делу N А04-3943/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Стовбуна А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Казачье спасательное общество "Амурское"
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
третьи лица: открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы", общество с ограниченной ответственностью "Центр ликвидации разливов нефтепродуктов"
об оспаривании ненормативных актов
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Казачье спасательное общество "Амурское" (ОГРН 1122801002554, ИНН 2801170463, общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - антимонопольный орган) с требованием о признании недействительным решения антимонопольного органа от 30.03.2015 по делу А-14/05 2015, предписания от 31.03.2015 N 10.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 08.07.2015 по делу N А04-3943/2015 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 08.07.2015 по делу N А04-3943/2015 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель антимонопольного органа против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Амурской области от 08.07.2015 по делу N А04-3943/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
156 ОАО "Амурские коммунальные системы" ООО "Центр ликвидации разливов нефтепродуктов"
Заседание суда апелляционной инстанции на основании статьи 153.1 АПК РФ проводилось с использованием систем видеоконференц-связи.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет жалобы исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно статье 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в Париже 20.03.1883, ратифицированной СССР 19.09.1968, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента.
Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц, ООО "ЦЛРН" осуществляет в качестве основной деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях (ОКВЭД 72.25), в качестве дополнительной прочую деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях (ОКВЭД 72.25.2). Указанную деятельность согласно пояснениям ООО "ЦЛРН" общество осуществляет в географических границах Амурской области. Право осуществлять данную деятельность подтверждено свидетельством от 08.04.2014 N 16/2-1-044, выданным отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса (OAK ТЭК 16/2-1).
ООО "КСО "Амурское" осуществляет в качестве дополнительной прочую деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях (ОКВЭД 72.25.2). Указанную деятельность согласно пояснениям ООО "КСО "Амурское" общество осуществляет в географических границах Амурской области. Право осуществлять данную деятельность подтверждено свидетельством от 10.10.2012 серии 903 N 000073, выданным территориальной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Амурской области.
ООО "ЦЛРН" и ООО "КСО "Амурское" являются конкурентами, осуществляющими в географических границах Амурской области деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях (ОКВЭД 72.25.2).
Решением аттестационной комиссии обществу выдано свидетельство от 10.10.2012 N 206 на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях по видам работ: поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, 1 противофонтанные, связанные с тушением пожаров, ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Другие виды деятельности, не отраженные в свидетельстве и протоколе аттестации аварийно-спасательное формирование проводить не имеет права.
29.05.2013 прокуратурой Амурской области направлено требование N 86-33-2013 о проведении внеплановой проверки деятельности ООО "КСО "Амурское".
25.07.2014 в адрес ОАО "АКС" направлено письмо ГУ МЧС России по Амурской области N 4137-2-2, исходя из которого следует, что в соответствии с требованием прокуратуры Амурской области от 29.05.2013 N 86-33-2013 подпунктом "а" пункта 4 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712, в период с 06.06.2014 по 14.06.2014 проведена внеплановая выездная проверка практической тренировки ООО "КСО "Амурское" по оценке соответствия осуществляемой деятельности требованиям законодательства об аварийно-спасательных службах и формированиях, готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В ходе проверки готовности аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя" установлено, что общество в соответствии со свидетельством на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях и паспорта аварийно-спасательных формирований, не имеет аттестованных спасателей и технику для выполнения заявленных и аттестованных видов работ. Из заявленных в паспорте 20 единиц техники в наличии имеется 3. Из заявленных в паспорте 22 человека, спасателей 5 человек, что составляет 23 % в нарушение подпункта "б" пункта 21 приказа МЧС России от 20.02.2013 N 102 "Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" (укомплектованность личным составом не менее 75 процентов которого составляют спасатели, аттестованные на право ведения тех видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется аварийно-спасательная служба (формирование). Общество не имеет возможности исполнить требования подпункта "м" пунктов 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных розливов нефти и нефтепродуктов", в части времени локализации разлива нефти и нефтепродуктов более 4 часов при разливе в акватории и 6 часов, при разливе на почве. Исходя из выше изложенного, пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя", аварийно-спасательное формирование ООО "КСО "Амурское" не подтвердило свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации и не может быть допущено к обслуживанию организаций по договорам и привлечению к проведению аварийно-спасательных работ, из-за полного отсутствия штатных аттестованных спасателей в штатной техники. В связи с этим общество с ООО "КСО "Амурское" не имеет законных оснований осуществлять деятельность по обслуживанию опасных производственных объектов (организаций) по локализации и ликвидации нефтерозливов.
Аналогичные письма с тем же исходящим номером и с таким же содержанием направлены 25.07.2015 в адрес ОАО "РусГидро-Бурейская ГЭС", ЗАО "Амурская нефтяная компания", ГУЛ "Аэропорт Благовещенск", ЗАО "Дальневосточная нефтяная компания", ОАО "РусГидро-Зейская ГЭС".
Письма ГУ МЧС России Амурской области от 25.07.2014 не связаны с осуществлением деятельности ООО "ЦЛРН", не содержат указаний на ООО "ЦЛРН".
Позднее подобные письма направлялись в адрес ООО "Амурский продукт" от 25.11.2014 N 6878-2-2, а также с информацией о результатах проведенной в 2013 году проверки в отношении ООО "КСО "Амурское" в адрес прокурора Амурской области от 14.06.2015 N 2783-2-2, прокурора города Благовещенска от 26.12.2014 N 7413-2-2. Результаты проверки указанной в письме ГУ МЧС России по Амурской области от 25.07.2014 N 4137-2-2 обжалованы ООО "КСО "Амурское" ранее направления указанного письма, что подтверждается решениями Благовещенского городского суда от 03.02.2014 по делу N АА-56/14, от 18.06.2014 по делу N АА-381/14.
ОАО "АКС" обратилось в адрес ООО "КСО "Амурское" за разъяснением изложенной в письме ГУ МЧС России по Амурской области от 25.07.2014 N 4137-2-2 информации.
В письме ООО "КСО "Амурское" от 04.08.2014 N 04/25, направленного в адрес филиала ОАО "АКС" - "Амуртеплосервис", ООО "КСО "Амурское" сообщает, что сотрудники МЧС угрожают руководителю предприятия и советуют заключать договоры с ПАСФ ООО "ЦЛРН", на что косвенно указывают письма от 25.07.2014, разосланные начальником ГУ МЧС России по Амурской области, общество просит сохранять спокойствие. В письме "КСО "Амурское" от 04.08.2014 N 04/25, указан получатель "руководителю предприятия", соответственно содержание письма адресовано неопределенному кругу лиц.
В своем письме ООО "КСО "Амурское" предположило, что ООО "ЦЛРН" организовал бывший сотрудник МЧС при поддержке начальника управления ГО и ЧС г.Свободного, поскольку для проведения показательного учения в г.Свободном, ПАСФ ООО "ЦЛРН", в июне 2014 года он предоставлял своих сотрудников и частично оборудование, о чем свидетельствуют фотоматериалы учений. В связи с этим ООО КСО "Амурское" попросило отнестись к сложившейся ситуации корректно и не способствовать продвижению ПАСФ ООО "ЦЛРН", потому что в дальнейшем, после того как ликвидируется ООО "КСО "Амурское", цены на услуги при поддержке сотрудников МЧС возрастут в несколько раз. В отношении ООО "ЦЛРН" и Главного управления МЧС России по Амурской области подано заявление в прокуратуру Амурской области по факту дискретизации ООО "КСО "Амурское" и установления возможной коррупционной связи. письмо "КСО "Амурское" от 04.08.2014 N 04/25, исходя из указания получателя ("руководителю предприятия"), содержания письма, адресовано неопределенному кругу лиц.
По результатам оценки материалов дела суд первой инстанции верно указал, что информация письма ООО "КСО "Амурское" от 04.08.2014 N 04/25 документально не подтверждена. Проведения показательного учения ПАСФ ООО "ЦЛРН" в г.Свободном в июне 2014 года с участием сотрудников управления ГО и ЧС г.Свободного и предоставление оборудования для проведения учений не может свидетельствовать о незаконности действий по проведению проверки.
Просьба ООО "КСО "Амурское" в письме от 04.08.2014 N 04/25 не способствовать продвижению ПАСФ ООО "ЦЛРН", потому что в дальнейшем, после того как ликвидируется цены на услуги при поддержке сотрудников МЧС возрастут в несколько раз, направлена на создание препятствий в осуществлении деятельности ООО "ЦЛРН". Информация о возможности роста цен на услуги ООО "ЦЛРН" не доказана при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в письме ООО "КСО "Амурское" указано мнение, предполагающее негативные последствия для него, неполучение им преимуществ, отсутствие убытков другой стороны в результате письма, отклоняются. Общество в спорном письме предполагает принижение конкурента, превозношение себя. В силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующего субъекта, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо могут нанести вред их деловой репутации. Согласно пункту 1 части 1 статьи 14 Закона N 135-ФЗ не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе в форме распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Таким образом, законодатель указал в норме права о направленности действий конкурирующего хозяйствующего субъекта и возможности получения ущерба.
По смыслу части 1 статьи 14 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах предоставленных ему полномочий выявляет только факт нарушения, которое может послужить основанием для причинения конкурирующему субъекту убытков. В любом случае порядок установления и возмещения убытков, возникших в результате совершения такого нарушения, определяется нормами гражданского законодательства, а не в рамках рассмотрения спора по проверке законности вынесенного антимонопольным органом решения. Право заявить требование о возмещении убытков принадлежит лицу, которое считает, что его право нарушено, установленным контролирующим органом фактом недобросовестной конкуренции по Закону N 135-ФЗ.
Антимонопольный орган принял оспариваемое решение в пределах полномочий, предоставленных Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331. Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Выявив указанный выше факт, антимонопольный орган правомерно квалифицировал подобное поведение общества как акт недобросовестной конкуренции. Направление обществом "КСО "Амурское" контрагентам, в частности обществу "АКС", информационных писем от 04.08.2014 N 04/25, не основано на нормах законодательства Российской Федерации, противоречит обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо могут нанести вред их деловой репутации.
Признавая законным решение антимонопольного органа о нарушении заявителем конкуренции, суд первой инстанции пришел к правомерным выводам о законности выданного на основании данного решения предписания с целью недопущения нарушений норм о защите конкуренции в будущем.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 08.07.2015 по делу N А04-3943/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Казачье спасательное общество "Амурское" (ОГРН 1122801002554, ИНН 2801170463) излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 05.08.2015 N 156 в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3943/2015
Истец: ООО "Казачье спасательное общество "Амурское"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
Третье лицо: ОАО "Амурские коммунальные системы, ОАО "Амурские коммунальные системы", Общество с огрнаниченной ответственностью "Центр ликвидации разливов нефтепродуктов", ООО "Центр ликвидации разливов нефтепродуктов", Шестой арбитражный апелляционный суд(А04-3943/2015, 3 томах)