г. Самара |
|
07 октября 2015 г. |
Дело N А55-29245/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 30 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 07 октября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представителя Черкасовой Е.Г., доверенность от 29.12.2014 года N 12-9288,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - представителя Самсоновой Ю.А., доверенность от 02.12.2014 года N 383,
от Министерства строительства Самарской области - представителя Тамодлиной О.В., доверенность от 03.03.2015 года N 3-49/39,
от Администрации городского округа Самара - представитель не явился, извещена,
от Главы городского округа Самара - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2015 по делу NА55-29245/2014 (судья Харламов А.Ю.), принятое по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г.Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства Самарской области, г.Самара, Администрации городского округа Самара, г.Самара, Главы городского округа Самара, г.Самара, об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик), с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства Самарской области, Администрации городского округа Самара, Главы городского округа Самара (далее - третьи лица), о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание, общей площадью 2 281,3 м2, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Промышленный район, Восьмая просека, д. 54 "А", оформленное Письмом-сообщением от 26 сентября 2014 года N 01/673/2014-579; о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области обязанности зарегистрировать право собственности Самарской области на объект недвижимого имущества - нежилое здание, общей площадью 2 281,3 м2, расположенное по адресу: Самарская область, город Самара, Промышленный район, Восьмая просека, д. 54 "А" (л.д. 3-6).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на неправомерный вывод суда о том, что кадастровый паспорт объекта в части указания его площади по своему содержанию не входит в противоречие с содержанием правоустанавливающего документа.
Министерство имущественных отношений Самарской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание 20.07.2015 представители третьих лиц не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании 20.07.2015 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 час. 50 мин. 27.07.2015. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: oinfo@11aas.arbitr.ru.
После перерыва рассмотрение дела продолжено.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Министерства строительства Самарской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание после перерыва представители Администрации городского округа Самара, Главы городского округа Самара не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 02.09.2015 на 30.09.2015.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, перерыве, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Министерства строительства Самарской области в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание 30.09.2015 представители Администрации городского округа Самара, Главы городского округа Самара не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
05 декабря 2013 года Министерству строительства Самарской области выдано разрешение N RU 63301000-110 на строительство объекта капитального строительства - реконструкция Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Самарский пансионат ветеранов труда и инвалидов (дом-интернат для престарелых и инвалидов) проектирование и строительство социально-бытового центра: количество этажей - 3, общая площадь здания - 1 441,94 м2, строительный объем - 8 466,2 м3, в том числе: подземной части - 1 366,55 м3, площадь земельного участка - 22 898,6 м2, сметная стоимость в базисных ценах - 2001 года, всего - 16 402,54 тыс.руб., в том числе, строительно-монтажные работы - 9 509,04 тыс.руб., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Восьмая просека, со сроком действия - до 05 июня 2015 года (л.д. 11).
27 декабря 2013 года по окончании строительства, в порядке, предусмотренном статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Министерству строительства Самарской области Главой городского округа Самара Разрешение выдано разрешение N RU 63301000-098э на ввод объекта в эксплуатацию, которым разрешено ввести в эксплуатацию реконструированный объект капитального строительства- Государственное бюджетное учреждение Самарской области "Самарский пансионат ветеранов труда и инвалидов (дом-интернат для престарелых и инвалидов), расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Восьмая просека (л.д. 12).
В пункте 2 разрешения от 27 декабря 2013 года N RU 63301000-098э указаны следующие сведения об объекте капитального строительства:
-строительный объем - всего - по проекту - 8 466,20 м3, фактически - 8 464,35 м3, в том числе: надземной части - по проекту - 7 099,65 м3, фактически - 7 099,2 м3;
-общая площадь - по проекту - 1 441,94 м2, фактически - 1 376,56 м2.
Строительство данного объекта капитального строительства осуществлялось Министерством строительства Самарской области на предоставленном ему в постоянное (бессрочное) пользование земельном участке с кадастровым номером - 63:01:0703005:1274, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - реконструкция Государственного бюджетного учреждения Самарской области "Самарский пансионат ветеранов труда и инвалидов (дом-интернат для престарелых и инвалидов) (проектирование и строительство социально-бытового центра), общая площадь - 2 522 м2, адрес (местонахождение): Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Восьмая просека, что подтверждается Свидетельством от 24 декабря 2013 года серия 63-АЛ N 234992 (л.д. 18).
27 декабря 2013 года Распоряжением заместителя Главы городского округа Самара N 238 "О присвоении адреса социально-бытовому центру, расположенному по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Восьмая просека" был присвоен адрес: Самарская область, город Самара, Промышленный район, Восьмая просека, д. 54 "А" (л.д. 14).
04 августа 2014 года Администрацией городского округа Самара вынесено Постановление N 1114 "О внесении изменения в Разрешение от 27 декабря 2013 года N RU 63301000-098э "На ввод объекта в эксплуатацию", согласно которому, в данное разрешение были внесены изменения относительно адреса объекта капитального строительства - Самарская область, город Самара, Промышленный район, Восьмая просека, д. 54 "А" (л.д. 13).
Построенный и введенный в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке указанный выше объект капитального строительства в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", был поставлен на кадастровый учет, с присвоением ему кадастрового номера - 63:01:0703005:1299, что подтверждается Кадастровым паспортом от 19 июня 2014 года N 63-00-102/14-441286 "Здания, сооружения, объекта незавершенного строительства", в пункте 2 которого, указана площадь здания - 2 281,3 м2 (л.д. 15, 16).
Относительно спорного объекта кадастровым инженером Башировым Р.Р. оформлено Дело по определению площади здания от 14 февраля 2014 года, включающее в себя, Пояснительную записку, поэтажную экспликацию помещений, ведомость и план этажа (л.д. 19-29).
Согласно Таблицы "Определения площади здания" (л.д. 22) площадь спорного объекта составляет:
-1-ый этаж - по проекту - 718,8 м2, фактическая - 752,9 м2;
-2-ой этаж - по проекту - 615,6 м2, фактическая - 623,7 м2;
-технический этаж - по проекту - 114,2 м2, фактическая - 163,7 м2;
-подвал - по проекту - 717,3 м2, фактическая - 741,0 м2, итого, общая площадь - - по проекту - 2 165,9 м2, фактическая - 2 281,3 м2.
15 августа 2014 года Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Самарской области на объект недвижимого имущества - нежилое здание, общей площадью 2 281,3 м2, расположенное по адресу: Самарская область, город Самара, Промышленный район, Восьмая просека, д. 54 "А" (л.д. 39, 40), представив на государственную регистрацию документы, указанные в расписке от 15 августа 2014 года N 63-63-01/673/2014 (л.д. 51).
По результатам рассмотрения заявления и приложенных документов ответчик отказал в государственной регистрации права собственности на спорный объект (л.д. 49, 50).
Основанием послужило непредставление документов, необходимых, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", для государственной регистрации, в разрешении от 27 декабря 2013 года N RU 63301000-098э на ввод объекта в эксплуатацию площадь спорного объекта составляет - 1 376,56 м2, а согласно кадастровому паспорту от 19 июня 2014 года N 63-00-102/14-441286 площадь спорного объекта составила - 2 281,3 м2.
Заявитель, полагая, что указанный отказ противоречит закону и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующему.
Заявителем в качестве правоустанавливающих документов к заявлению от 15 августа 2014 года приложены: разрешение на строительство от 05 декабря 2013 года N RU 63301000-110, в соответствии с которым, общая площадь спорного объекта составит - 1 441,94 м2; разрешение от 27 декабря 2013 года N RU 63301000-098э на ввод объекта в эксплуатацию, в соответствии с которым, фактически общая площадь вводимого в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства составляет 1 376,56 м2.
Пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и пунктом 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219, предусмотрено, что в ЕГРП вносятся сведения о площади объекта недвижимого имущества на основании данных кадастрового паспорта.
Согласно форме кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 831 в кадастровый паспорт вносятся данные о площади объекта недвижимого имущества на основании данных кадастрового учета.
В соответствии с данными кадастрового паспорта от 19 июня 2014 года N 63-00-102/14-441286 общая площадь спорного объекта составляет - 2 281,3 м2.
Поскольку общая площадь спорного объекта, указанная в кадастровом паспорте от 19 июня 2014 года N 63-00-102/14-441286 и площадь, указанная в разрешении от 27 декабря 2013 года N RU 63301000-098э на ввод объекта в эксплуатацию данного спорного объекта, не совпадают, ответчиком сделан вывод о непредставлении заявителем документов, необходимых для государственной регистрации права.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с требованиями пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Суд верно указал, что заявителем в адрес ответчика представлены все надлежащим образом оформленные и необходимые для осуществления (проведения) испрашиваемого вида государственной регистрации документы.
При этом суд правильно указал, что выданный ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" кадастровый паспорт N 63-00-102/14-441286, в части указания площади спорного объекта, по своему содержанию не входит в противоречие с содержанием ранее выданного Министерству строительства Самарской области Главой городского округа Самара разрешения от 27 декабря 2013 года N RU 63301000-098э на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку в разрешении указана площадь 1 и 2 этажа спорного объекта - 1 376,56 м2, помещений, которые, в соответствии с разрешением на строительство, были реконструированы.
Тогда как в кадастровом паспорте указана общая площадь спорного здания - 2 281,3 м2.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции представители заявителя и третьего лица, пояснили суду, что технический этаж площадью - 163,7 м2 и подвал площадью - 741,0 м2, реконструкции не подвергались, что подтверждается пояснительной запиской 75710-ПЗ к проектной документации "Реконструкция государственного бюджетного учреждения Самарской области (л.д.153-оборот, л.д.159-предпоследний абзац), положительных заключением государственной экспертизы N 63-1-3-0722-12 объекта капитального строительства "Реконструкция государственного бюджетного учреждения Самарской области "Самарский пансионат ветеранов труда и инвалидов_"
Пунктом 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219, установлено, что подраздел 1 содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку на государственную регистрацию заявителем представлены все необходимые и надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные статьями 17, 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", представленные документы позволяли заинтересованному лицу с полной достоверностью идентифицировать спорный объект, право на который подлежит государственной регистрации. Основания для принятия решения от 26 сентября 2014 года N 01/673/2014-579 об отказе в государственной регистрации, отсутствовали.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.05.2015 по делу N А55-29245/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29245/2014
Истец: Министерство имущественных отношений Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, Главу городского округа Самара, Министерство строительства Самарской области