г. Вологда |
|
06 октября 2015 г. |
Дело N А13-6098/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 июня 2015 года по делу N А13-6098/2015 (судья Логинова О.П.),
установил:
открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076; место нахождения: 109147, город Москва, улица Марксистская, дом 4) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области (ОГРН 1043500062517, ИНН 3525140148; место нахождения: 160019, город Вологда, улица Некрасова, дом 34а; далее - управление, административный орган, Роскомнадзор) о признании незаконными и отмене постановлений от 14.04.2015 N 307 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), от 14.04.2015 N 309, 310 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16 июня 2015 года по делу N А13-6098/2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционный суд от публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" поступило ходатайство о переименовании заявителя в результате внесения изменений в учредительные документы открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы", а также в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Наименование заявителя изменено на публичное акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы". В подтверждение указанному публичное акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" представило копию выписки N 45/2015 из протокола от 25.06.2015 N 35 годового общего собрания акционеров открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы", копию устава публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы", копию выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.07.2015.
В связи с изложенным заявителем по делу вместо открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" следует считать публичное акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076; место нахождения: 109147, город Москва, улица Марксистская, дом 4; далее - ПАО "МТС", общество).
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Считает, что оператор связи обязан получить разрешение на использование каждой радиочастоты или радиочастотного канала, при этом использование без разрешения нескольких номинальных радиочастот образует составы нескольких административных правонарушений с различной объективной стороной. Также считает, что использование незарегистрированного радиоэлектронного средства и использование радиочастот без соответствующего разрешения нельзя считать одним действий. В связи с этим полагает, что суд первой инстанции неправомерно применил положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ. В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
ПАО "МТС" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Управлением по Вологодской области филиала ФГУП "РЧЦ ЦФО" в Северо-Западном федеральном округе (далее - предприятие) 18.03.2015 проведены мероприятия по радиоконтролю по адресу: город Череповец, улица Любецкая, дом 24. При проведении указанных мероприятий произведено измерение технических параметров излучения радиоэлектронных средств, о чем составлены протокол 19.03.2015 N 35-1044-18113-11 (листы 59 - 65) и акт от 19.03.2015 N 35-0523-01 (листы 56-57).
В ходе проведения указанных мероприятий данным предприятием зафиксирована эксплуатация 18.03.2015 по вышеуказанному адресу базовой станции (далее - БС) стандарта GSM (Cell ID: 5771, 5772, 5773), принадлежащей обществу, с нарушением обязательных требований, а именно использованием радиочастотного спектра (радиочастоты 944, 945, 949,6 МГц) без специального разрешения.
Также управлением установлено использование обществом по указанному адресу радиоэлектронного средства (далее - РЭС) без регистрации.
С учетом изложенного Роскомнадзор пришел к выводу о нарушении обществом требований части 5 статьи 22, пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ), Правил регистрации радиоэлектронных средств (далее - Правила N 539) и высокочастотных устройств и Перечня радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации (далее - Перечень), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 N 539.
Управлением в отношении общества составлены протоколы об административном правонарушении в области связи от 26.03.2015 N 355-Пр, N 356-Пр (лист 91), N 357-Пр (лист 75) за использование по адресу: город Череповец, улица Любецкая, дом 24, без разрешения каждой частоты в отдельности.
Рассмотрев вышеуказанные протоколы и другие материалы дела об административном правонарушении, управлением 14.04.2015 в отношении общества вынесены постановления N 308, 309 и 310 (листы 11, 25, 40), каждым из которых общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей без конфискации РЭС.
Также управлением по факту нарушения правил регистрации РЭС, выразившегося в использовании на радиочастотах 944, 945, 949,6 МГц по адресу: город Череповец, ул. Любецкая, дом 24, незарегистрированного РЭС, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 26.03.2015 N 354-пр (лист 53) и принято постановление от 14.04.2015 N 307 (лист 51), о назначении обществу наказания по части 1 статьи 13.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей без конфискации РЭС.
Общество с постановлениями от 14.04.2015 N 307, 309, 310 не согласилось и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Частью 1 статьи 13.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.
Частью 2 этой же статьи определена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения.
В силу пункта 5 статьи 22 Закона N 126-ФЗ средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации.
Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в соответствии с настоящей статьей, не допускается.
На основании пунктов 3, 7 Правил N 539 регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в целях учета источников электромагнитного излучения, влияющих на обеспечение надлежащего использования радиочастот (радиочастотных каналов).
Согласно статье 2 Закона N 126-ФЗ радиоэлектронным средством является техническое средство, предназначенное для передачи и (или) приема радиоволн, состоящее из одного или нескольких передающих и (или) приёмных устройств либо комбинации таких устройств и включающее в себя вспомогательное оборудование.
В соответствии с пунктом 1 Перечня радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 N 539, подлежат регистрации радиоэлектронные средства сухопутной подвижной связи.
Пунктом 18.1.1.5 приложения N 1 к приказу Роскомнадзора от 19.01.2011 N 23 "О едином техническом справочнике радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств" к базовым станциям сети подвижной радио-телефонной (сотовой) связи отнесены сети подвижной радиотелефонной (сотовой) связи стандарта GSM.
В пункте 8 Правил N 539 указано, что заявление о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств подается в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на территории деятельности которого планируется использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, с указанием, в том числе, номера и даты разрешения на использование радиочастот (радиочастотных каналов) для радиоэлектронных средств.
Пунктами 4, 15, 17 статьи 2 Закона N 126-ФЗ закреплены следующие понятия:
- радиочастотный спектр - упорядоченная совокупность радиочастот в установленных Международным союзом электросвязи пределах, которые могут быть использованы для функционирования радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств;
- использование радиочастотного спектра - это обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации целей;
- пользователь радиочастотным спектром - лицо, которому выделена полоса радиочастот либо присвоены (назначены) радиочастота или радиочастотный канал;
- присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала - разрешение в письменной форме на использование конкретной радиочастоты или радиочастотного канала с указанием конкретного радиоэлектронного средства, целей и условий такого использования.
Исходя из положений статьи 24 Закона N 126-ФЗ, право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов, осуществляемое федеральным органом исполнительной власти в области связи на основании заявлений российских юридических лиц с учетом результатов проводимой радиочастотной службой экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами (экспертиза электромагнитной совместимости).
Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Решением Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.04.2014 N 14-23-08 между операторами GSM-900 распределены полосы используемых радиочастот. На территории Вологодской области полосы радиочастот 897,9 - 909,9/942,9 - 954,9 МГц распределены ОАО "МТС" (листы 105, 106).
Представители сторон в судебном заседании подтвердили, что радиоэлектронное средство на момент проверки одновременно работало на радиочастотах 944, 945, 949,6 МГц, входящих в радиочастотный спектр.
Использование для оказания услуг мобильной связи одновременно указанных разных частот на прием и передачу по указанному адресу подтверждается выданным обществу разрешением на использование радиочастот от 16.06.2015 N 362-рчс-15-0030 (том 2, листы 11-14).
Данные обстоятельства не опровергнуты управлением.
Следовательно, общество в данном случае обязано получить разрешение на пользование полосой радиочастот.
Таким образом, управлением выявлено одно правонарушение, а именно использование радиочастотного спектра (полосы радиочастот) без соответствующего разрешения, что прямо указано в акте проверки.
При таких обстоятельствах у Роскомнадзора отсутствовали правовые основания для квалификации работы РЭС на каждой из радиочастот, входящих в используемый заявителем радиочастотный спектр, без разрешения как самостоятельного состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ, и назначения административное наказание за каждый такой факт.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
Учитывая, что постановлением от 14.04.2015 N 308 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 13.4 КоАП РФ, данное постановление обществом не оспаривается, то требования ПАО "МТС" о признании незаконным и отмене постановлений от 14.04.2015 N 309 и 310 подлежат удовлетворению.
Также суд первой инстанции правомерно посчитал, что обществом совершено одно действие, содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые установлены частями 1 и 2 статьи 13.4 КоАП РФ, а именно предоставление услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи по адресу: город Череповец, улица Любецкая, дом 24, с использованием радиочастотного спектра без соответствующего разрешения и РЭС, не зарегистрированной в управлении.
В связи с этим в рассматриваемой ситуации подлежат применению правила назначения наказания, установленные частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
Поскольку, постановлением от 14.04.2015 N 308 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 13.4 КоАП РФ, следовательно, постановление от 14.04.2015 N 307 правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы управления.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 июня 2015 года по делу N А13-6098/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-6098/2015
Истец: ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (филиал ОАО "МТС" в Вологодской области), ПАО "Мобильные Телесистемы", филиал ПАО "МТС" в Вологодской области
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области