г. Ессентуки |
|
5 октября 2015 г. |
Дело N А61-1682/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционную жалобу Министерства здравоохранения РСО-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 31.07.2015 по делу N А61-1682/2015 (судья Акимцева С.А.) по заявлению Министерства здравоохранения РСО-Алания (ОГРН 1021500582950, ИНН1501023924), к индивидуальному предпринимателю Багаеву Артуру Афанасьевичу (ОГРНИП314151321100024, ИНН 150402161852), о привлечении к административной ответственности предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от Министерства здравоохранения РСО-Алания - представитель Бритаева М.М. и Кучиева З.А. по доверенности от 28.09.2015 N 3554,
от индивидуального предпринимателя Багаева Артура Афанасьевича - Багаев А.Ф., представитель Дзестелова А.А. по доверенности от 28.09.2015 N 15АА0479133,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания (далее -министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Багаева Артура Афанасьевича (далее - предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде приостановления лицензионной деятельности на 90 суток.
Решением суда от 31.07.2015 в удовлетворении заявленных требований министерства отказано. Судебный акт мотивирован малозначительностью допущенного предпринимателем правонарушения.
Не согласившись с решением суда, министерство обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
В своем отзыве предприниматель просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы министерства, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители министерства поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Предприниматель и его представитель поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, предприниматель осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 06.10.2014 серии ЛО-15-02-000662, а именно, осуществляет розничную торговлю, хранение, перевозку, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения (аптека ГЛФ) в аптечных учреждениях, расположенных по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 260 и пр. Коста, 181 (л.д.38-40).
На основании приказа министерства от 14.03.2015 N 147 о/д, принятого во исполнение постановления УФСКН России по Республике Северная Осетия-Алания о проведении оперативно-розыскного мероприятия от 29.05.2015, в отношении предпринимателя проведена внеплановая выездная проверка в части соблюдения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности в аптеках г. Владикавказа, расположенных по пр. Коста, 181 и по пр. Коста, 260.
В ходе проверки 01.06.2015 специалистами УФСКН России по РСО-А составлены акты обследования помещений аптек, расположенных по вышеуказанным адресам (л.д.18, 20), а специалистами министерства - акты проверок соблюдения предпринимателем лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности (л.д.22, 26).
В результате проверки были выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение подпункта "з" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2012 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", пункта 32 главы VI приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств" в аптечных учреждениях предпринимателем не соблюдаются правила хранения лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры.
2. В нарушение подпункта "г" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2012 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", требования части 6 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 351н "Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи" не обеспечивается минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи - отсутствует Лоратадин сироп.
3. В нарушение требований подпункта "а" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2012 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", пункта 7 статьи Ш Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706к "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" в аптечном учреждении по пр. Коста, 260, прибор для регистрации параметров воздуха гигрометры психрометрические ВИТ-1 (2шт.) находятся в нерабочем состоянии, технический паспорт не представлен, поверка гигрометра в комнате хранения осуществлена в 2010 году, тогда как должна осуществляться 1 раз в 2 года.
4. В нарушение требований к хранению этилового спирта, установленных пунктами 30, 51 и 56 "Правил хранения лекарственных средств" (в ред. от 28.12.2010), утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н предпринимателем спирт этиловый хранится в обычных условиях, совместно с другими лекарственными препаратами, тогда как этиловый спирт различной концентрации следует хранить в прохладном (8-15 градусов) месте; хранение спирта должно осуществляться отдельно от других лекарственных средств.
5. В нарушение подпункта "г" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", Приказа Министерства здравоохранения РФ от 22.04.2014 N 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету" предпринимателем спирт этиловый на предметно-количественный учет не взят, журнал учета отсутствует.
6. В нарушение части 3 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", подпункта "г" пункта 5 Постановления Правительства от 22.12.2012 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", Постановления Правительства РФ от 2.0.07.2011 N 599 (ред. от 22.12.2011) "О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", Приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2012 N 562н "Об утверждении Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества" отпуск кодеинсодержащих лекарственных препаратов осуществлялся без рецептов врача.
7. В нарушение подпункта "г" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2012 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", пункта 2.6 части II Приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств" сотрудники аптечных учреждений при отпуске лекарственных средств по рецепту врача не делают отметку об отпуске препарата, т.е. не проставляются наименование аптечного учреждения, наименование и дозировка лекарственного средства, отпущенное количество, подпись отпустившего и дата отпуска.
8. В нарушение подпункта "г" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", Приказа Министерства здравоохранения РФ от 22.04.2014 N 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету" предпринимателем не осуществляется предметно-количественный учет комбинированных лекарственных препаратов, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества.
01.06.2015 предпринимателю вручено уведомление о необходимости явки 03.06.2015 в 17-30 в министерство для составления протокола об административном правонарушении. Предпринимателю выдано предписание об устранении нарушений в срок до 01.07.2015 (л.д.34-36). 03.06.2015 должностным лицом министерства в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N 11/02-2015.
В порядке, предусмотренном абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, министерство направило в арбитражный суд первой инстанции материалы административного дела для рассмотрения и решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции в мотивировочной части решения указал на наличие в действиях (бездействиях) предпринимателя составов административных правонарушений предусмотренных частью 4 статьи 14.1, статей 14.43 и 14.4.2 КоАП РФ.
В резолютивной части решения суд отказывает в удовлетворении заявленных требований министерства о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. В части правонарушений, предусмотренных статьей 14.43 и 14.4.2 КоАП РФ резолютивная часть решения выводов не содержит.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В части нарушений предпринимателя, отраженных в пунктах 1, 3, 4 протокола от 03.06.2015 N 11/02-2015 установлено следующее.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4., 10.3., 10.6., 10.8., частью 2 статьи 11.21., статьями 14.37., 14.44., 14.46., 20.4. настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к данной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47. настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В пункте 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
В соответствии счастью 1 статьи 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N61-ФЗ) хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.
Правила хранения лекарственных средств утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н (далее - Правила).
Судом апелляционной инстанции установлено, что нарушения отраженные в пунктах 1,3, 4 протокола от 03.06.2015 N 11/02-2015 образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предприниматель осуществляет деятельность по обращению лекарственных средств и соответственно является субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Рассмотрение правонарушений, предусмотренных статьей 14.43. КоАП РФ входит в компетенцию арбитражных судов.
Заявление министерства не содержит требование о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.43 КоАП РФ.
Однако, в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано: "Несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу".
Суд первой инстанции, излагая свои выводы в мотивировочной части решения в части наличия в действиях (бездействиях) предпринимателя нарушения правил хранения лекарственных средств, квалифицируемые по статье 14.43 КоАП РФ не переквалифицировал действия (бездействие) предпринимателя, на другую статью (14.43) КоАП РФ.
Вместе с тем, поскольку санкция в виде штрафа, предусмотренного ч. 4 статьи 14.1 КоАП РФ ниже, чем санкция, предусмотренная частью 1 статьи 14.43. КоАП РФ, что существенно ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности, суд апелляционной инстанции лишен возможности переквалифицировать правонарушение на часть 1 статьи 14.43. КоАП РФ.
Таким образом, в части нарушения предпринимателем правил хранения лекарственных средств, отраженных в пунктах 1, 3, 4 протокола и квалифицируемые по статье 14.43 КоАП РФ, надлежит отказать.
В части нарушений предпринимателем отраженных в пунктах 2, 5, 8 протокола от 03.06.2015 N 11/02-2015 установлено следующее.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
На основании подпункта 47 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Согласно статье 3 Закона N 99-ФЗ лицензионными требованиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 99-ФЗ целями лицензирования отдельных видов деятельности является, в том числе, и предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение N 1081), согласно пункту 6 которого осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" данного Положения.
Подпунктом "г" пункта 6 Положения N 1081 установлено, что одними из лицензионных требований и условий является, в том числе соблюдение требований части 6 статьи 55 Закона N61-ФЗ, которая предусматривает, что аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
В статьи 5 Закона N 61-ФЗ даны основные понятия.
В частности, под лекарственными средствами понимаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты (пункт 1).
Фармацевтическая субстанция - это лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность (пункт 2).
Под лекарственным препаратом понимается лекарственное средство в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности (пункт 4).
Лекарственная форма определена законодателем как состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта (пункт 5).
Лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 13 Закона N 61-ФЗ).
Статей 33 этого же Федерального закона предусмотрено ведение государственного реестра лекарственных средств, который содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, и другую информацию (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 N 785, для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 N 2782-р и применяется с 01.03.2015.
Согласно разделу I Приложения N 4 распоряжения N 2782-р в данный ассортимент для аптек готовых лекарственных форм входит и лекарственный препарат - Лоратадин сироп.
Таким образом, Лоратадин сироп должен находиться в аптечных организациях предпринимателя.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в Приложении N 4 приведен перечень именно лекарственных препаратов, а не лекарственных средств.
Аптечные организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, то есть в наличии должны находится именно те лекарственные препараты, которые поименованы в минимальном ассортименте (к примеру, Лоратадин, а не Кларитин или Ломилан).
В связи с этим, поскольку на момент проверки (01.06.2015) в аптечном пункте предпринимателя, расположенном по адресу: г. Владикавказ, пр. Коста, 260, не имелось Лоратадина (сироп), то в его деянии содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для квалификации правонарушения в части отсутствия минимального ассортимента лекарственных препаратов по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и необходимости квалификации правонарушения по статье 14.4.2 КоАП РФ ошибочен.
В части нарушений предпринимателем требований к ведению предметно-количественного учета спирта этилового (пункт 5 протокола об административном правонарушении) и отсутствие предметно-количественного учета комбинированных лекарственных препаратов, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов другие фармакологические активные вещества (Седальгин НЕО, Пентальгин Н, Пентальгин ICN, Терпикод) (пункт 8 протокола) суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в указанных действия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ и применил положения статьи 2.9 КоАП РФ освободив предпринимателя от административной ответственности.
Судебная коллегия полагает, что применение положений статьи 2.9 КоАП РФ, по указанным нарушениям недопустимо по следующим основаниям.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее соответственно - медицинские организации, обособленные подразделения медицинских организаций), ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом, согласно пункта 6 Положения о лицензировании, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "3" пункта 5 названного Положения.
В ходе проведенной проверки заявителем в действиях предпринимателя выявлены нарушения подпункта "г" пункта 5 указанного Положения.
Нарушение указанного требования в силу пункта 6 Положения относится к грубому нарушению лицензионных требований.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, не может являться малозначительным.
Таким образом, совершенные предпринимателем правонарушения (пункт 5 и 8 протокола), предусмотренные частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, не может быть квалифицировано как малозначительное.
В части нарушений предпринимателя, отраженных в пунктах 6 и 7 протокола от 03.06.2015 N 11/02-2015 установлено следующее.
В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной Кодексом.
Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с 01.01.2014 введена в действие статья 14.4.2 КоАП РФ "Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств".
Частью 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере обращения лекарственных средств, под действие статьи 14.4.2 КоАП РФ подпадают отношения, связанные с соблюдением правил при реализации лекарственных средств.
Таким образом, статья 14.4.2 является по отношению к статье 14.1 КоАП РФ специальной.
Как видно из материалов дела предпринимателем допущены нарушения подпункта "г" пункта 5 Постановления N 1081, выразившеися в отпуске кодеинсодержащих лекарственных препаратов без рецепта врача и в отсутствии соответствующих отметок при отпуске лекарственных средств по рецепту врача.
Судебная коллегия считает, что указанные действия предпринимателя по реализации лекарственных препаратов с нарушением порядка розничной торговли (пункты 6, 7 протокола) подлежат квалификации по специальной норме - части 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ.
Указанная позиция подтверждается и имеющейся судебно-арбитражной практикой (постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.10.2014 по делу N А10-704/2014, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.03.2015 по делу N А63-5803/2014 и другие).
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния. Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде.
Согласно части 1 статьи 23.81 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.4.2 данного Кодекса, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, и его территориальные органы.
Поскольку в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ, не относится к компетенции арбитражных судов, арбитражный суд не имеет оснований для рассмотрения вопроса о привлечения Общества к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции указав в мотивировочной части решения на противоправные действия вменяемые предпринимателю по реализации порядка розничной торговли по специальной статье (14.4.2) КоАП РФ, не отразил это в резолютивной части решения.
Вместе с тем при установлении неверной квалификации правонарушения по части 4 статьи 14.1 вместо 14.4.2 КоАП РФ производство по делу в арбитражном суде подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Судебная коллегия, учитывая неправильную квалификацию правонарушения министерством, учитывая родовой объект посягательства и то, что санкция 14.4.2 КоАП РФ ниже, чем санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ считает необходим переквалифицировать нарушения отраженные в пункте 6 и 7 протокола по статье 14.4.2 КоАП РФ и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в этой части прекратить производство по делу в связи с не подведомственностью спора арбитражному суду.
При проверке порядка проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении, нарушений министерством не допущено.
Совершенное предпринимателем правонарушение посягает в данном случае на права и интересы неопределенного круга лиц и нарушает законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
В данном случае днем обнаружения и выявления совершенного предпринимателем административного правонарушения является дата составления административным органом протокола осмотра - 01.06.2015, следовательно, годичный срок привлечения к ответственности не истек.
При таких обстоятельствах решение суда надлежит отменить, принять по делу новый судебный акт, которым привлечь предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в минимальном размере санкции статьи (4000р), отказать в привлечении к ответственности по части 1 стать 14.43 КоАП РФ, прекратить производство в части привлечения предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 14.4.2 КоАП РФ, апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 31.07.2015 по делу N А61-1682/2015 отменить.
Привлечь индивидуального предпринимателя Багаева Артура Афанасьевича (ОГРНИП314151321100024, ИНН 150402161852) к административной ответственности предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 4000р.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Республике Северная Осетия-Алания;
Наименование банка получателя: Отделение - НБ Республики Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Куйбышева, д.4,
ИНН/КПП 1501023924/150201001
р/с 40201810800000000008
л/с 01734734000
Наименование платежа "Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения".
В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу.
Отказать в привлечении индивидуального предпринимателя Багаева Артура Афанасьевича к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Прекратить производство в части привлечения индивидуального предпринимателя Багаева Артура Афанасьевича к административной ответственности предусмотренной статьей 14.4.2 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1682/2015
Истец: Минздрав РСО-Алания
Ответчик: Багаев Артур Афанасьевич
Третье лицо: Багаев Артур Афанасьевич, Базаева М. К., Кодзасова А А