г. Санкт-Петербург |
|
06 октября 2015 г. |
Дело N А42-9610/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Дмитриевой И.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явились-извещены (уведомление N 41456,41457);
от заинтересованного лица: не явились-извещены (уведомление N 41448);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27525/2014) ОАО "Славянка" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.06.2015 по делу N А42-9610/2014 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ОАО "Славянка" в лице филиала "Североморский"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
об оспаривании постановления
установил:
ОАО "Славянка" ( 129110, г.Москва, пл.Суворовская, д.2, стр.3, ОГРН 1097746264219) в лице филиала "Североморский" (183034, г.Мурманск, пр-д Михаила Ивченко, д.8; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Мурманской области (183038, г.Мурманск, ул.Софьи Перовской, д.25/26; ОГРН 1025100849850; далее - инспекция, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях виде штрафа в размере 40 000 рублей за нарушения правил содержания и ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ОАО "Славянка" отказано, в связи с правомерным привлечением общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что управляющей организацией принимались все зависящие от нее меры по недопущению либо устранению нарушений ; общество не согласилось с выводом суда об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, Военной прокуратурой (войсковая часть 77940) совместно с ГЖИ Мурманской области осуществлен контроль за соблюдением требований обеспечения чистоты и порядка на придомовых территориях жилищного фонда и требований по содержанию ОАО "Славянка" фасадов зданий жилищного фонда, расположенного в поселке Кильдинстрой Кольского района Мурманской области.
01.10.2014 в ходе проведенных обследований технического состояния жилых домов N N 16, 17, 18, 19, 20, 21 по улице Железнодорожный тупик поселка Кильдинстрой установлен ряд нарушений требований жилищного законодательства по содержанию и текущему ремонту общего имущества - подъезда, подвала, кровли, стен этих жилых домов, а именно:
- разрушение штукатурного слоя фасадов до состояния выкрашивания кирпичной кладки;
- в подъездах отсутствуют плафоны этажных светильников, внутренние рамы и остекление;
-окна подъездов немытые;
- входные и тамбурные двери подъездов не примыкают;
- отсутствует запорное устройство на газовых шкафах;
- ящик вводно-распределительного устройства и этажные электрощиты в открытом состоянии;
- в подвале имеются утечки на инженерных сетях;
- герметизация панельных швов, примыкания кровли к печным и вентиляционным трубам не выполнена;
- имеются сквозные отверстия кровельного покрытия.
Результаты обследования (проверки) оформлены актом от 20.10.2014,
Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения 31.10.2014 21.08.2014 в отношении ООО "Управляющая Компания" постановления о возбуждении административного производства по по делу и направлении материалов проверки в ГЖИ СПб.
По факту нарушения пунктов 2.6.2, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.9, 4.2.1.3, 4.2.3, 4.2.3.2, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.7.1, 4.7.2, 4.10.2.1, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), прокуратурой 21.10.2014 в отношении ОАО "Славянка" возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения указанного административного дела ГЖИ по Мурманской области вынесено постановление N 584/14/16 от 21.11.2014 о привлечении ОАО "Славянка" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
ОАО "Славянка" с указанным постановлением административного органа не согласилось и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, дал объективную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), которыми крыши, технические подвалы, лестничные площадки, лестницы, несущие стены, окна, двери, электрическое и иное оборудование общего пользования подпунктами "а", "б", "в", "г", "д" пункта 2 включены в состав общего имущества.
Согласно пункту 10 названных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, его текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества (подпункты "а" и "з" пункта 11 Правил N 491).
Подпунктом "а" пункта 16 Правил N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственниками помещений обеспечивается путём заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьёй 162 ЖК РФ; путём заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), в соответствии со статьёй 164 ЖК РФ.
В рассматриваемом случае надлежащее санитарно-техническое содержание и текущий ремонт многоквартирных домов N N 16, 17, 18, 19, 20, 21 по улице Железнодорожный тупик в поселке Кильдинстрой Кольского района Мурманской области - военного городка N 47 осуществляет ОАО "Славянка" на основании договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 02.08.2010 N 1-УЖФ.
Таким образом, именно общество в силу вышеприведенных норм обязано осуществлять осмотр, а также ремонт общего имущества указанных многоквартирных жилых домов.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила эксплуатации), которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
В частности, Правила N 170 обязывают организации по обслуживанию жилищного фонда выполнять следующие требования и условия.
При подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит, помимо прочего:
- устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;
- обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов (пункт 2.6.2).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий (пункт 4.1.1).
Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию (пункт 4.1.3).
Следует обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации (пункт 4.1.9).
Не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей (пункт 4.2.1.3).
С появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоёв необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; повреждённые места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией (пункт 4.2.3.2).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, помимо прочего: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования (пункт 4.6.1.1).
Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях, в том числе в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоёв) (пункт 4.6.1.2).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений (пункт 4.7.1).
Неисправности заполнений оконных и дверных проёмов, в частности, неплотности по периметру оконных и дверных коробок, зазоры повышенной ширины в притворах переплётов и дверей следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития (пункт 4.7.2).
Организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоёв стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажнённых мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.) (пункт 4.10.2.1).
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию, в том числе:
- шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления;
- этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счётчиков энергии;
- осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда (пункт 5.6.2).
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, Правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Между тем, в ходе проверки было установлено, что в жилых домах N N 16, 17, 18, 19, 20, 21 по улице Железнодорожный тупик в поселке Кильдинстрой (военного городка N 47) : штукатурный слой фасадов разрушен до состояния выкрашивания кирпичной кладки; в подъездах нет плафонов этажных светильников, внутренних рам и остекления; окна подъездов не мыты; входные и тамбурные двери подъездов не примыкают; нет запорного устройства на газовых шкафах; ящик вводно-распределительного устройства и этажные электрощиты открыты; в подвале имеются утечки на инженерных сетях; панельные швы, примыкания кровли к печным и вентиляционным трубам негерметичны; в кровельном покрытии сквозные отверстия. Наличие указанных нарушения общество не отрицает.
Вышеуказанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наличие указанных нарушений общество не отрицает.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом Правил и норм технической эксплуатации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
В силу договора управления специализированным жилищным фондом военных городков ОАО "Славянка" обязано осуществлять надлежащее содержание общего имущества собственников данного дома.
При этом наличие или отсутствие вины других лиц не исключает административной ответственности общества, ответственного за обеспечение надлежащего содержания общедомового имущества, создание и поддержание благоприятных и безопасных условий для проживания граждан. Управляющая организация от имени и в интересах собственников помещений в многоквартирном жилом доме должна предпринимать активные действия, направленные на соблюдение этих условий.
С учетом изложенного, административным органом доказан факт правонарушения и вина общества в его совершении. Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, не позволивших полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а обществу реализовать права на защиту по административному производству, апелляционным судом не установлено. Постановление о возбуждении административного производства вынесено в присутствии представителя общества, ГЖИ Мурманской области соблюден срок привлечения заявителя к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Наличие вышеуказанных нарушений общество не отрицало, однако полагало, что устранение части нарушений может являться основанием для признания правонарушения малозначительным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о невозможности применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях по следующим основаниям.
Согласно статье 1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами законодательства об административных правонарушениях является, в том числе, защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений, а также восстановления нарушенной социальной справедливости.
Согласно пунктам 18,18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
В связи с отсутствием доказательств исключительности рассматриваемого случая, расценивать совершенное обществом правонарушение по статье 2.9 Кодекса как малозначительное, у суда первой инстанции оснований не имелось. Частичное устранение выявленных нарушений к таким обстоятельствам отнесено быть не может.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им объективную оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11 июня 2015 года по делу N А42-9610/2014, оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Славянка"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-9610/2014
Истец: ОАО "Славянка", Филиал "Североморский " ОАО "Славянка"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Мурманской области