г. Санкт-Петербург |
|
05 октября 2015 г. |
Дело N А21-860/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего И.В. Сотова
судей М.А. Шестаковой, В.Б. Слобожаниной
при ведении протокола судебного заседания секретарем В.В. Тутаевым
при участии:
от истца: представитель М.В. Дементьева по доверенности от 06.07.2015 г.
от ответчика: представитель О.С. Хроленко по доверенности от 24.09.2014 г.
от 3-х лиц: представители Правительства Калининградской области А.В. Воробьев, Ю.М. Сафонов, М.А. Николаенко по доверенности от 26.12.2014 г.; представитель Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области О.Ю. Силко по доверенности от 12.01.2015 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19198/2015) ОАО "Калининградская пригородная пассажирская компания" на решение Калининградской области от 15.06.2015 г. по делу N А21-860/2015 (судья О.М. Педченко), принятое
по иску ОАО "Калининградская пригородная пассажирская компания"
к Калининградской области в лице Министерства финансов Калининградской области
3-и лица: Правительство Калининградской области, Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
о взыскании 269 045 585 руб. 84 коп.
установил:
Открытое акционерное общество "Калининградская пригородная пассажирская компания" (далее - истец, Общество, Компания, ОАО "КППК") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Калининградской области в лице Министерства финансов Калининградской области (далее - Ответчик, Министерство финансов) о взыскании с ответчика за счет казны Калининградской области убытков, вызванных государственным регулированием тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения по территории Калининградской области, в размере 269 045 585 руб. 84 коп. с взысканием с ответчика также расходов по оплате государственной пошлины, уплаченных при подаче настоящего искового заявления.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Правительство Калининградской области (далее - Правительство) и Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба).
Решением суда от 15.06.2015 г. в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Данное решение обжаловано истцом в апелляционном порядке, в жалобе ее податель просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, мотивируя жалобу неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, и в частности указывая на неправомерность вывода суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска в силу неоспаривания истцом в предусмотренном законодательством порядке установленных для него тарифов на перевозки населения железнодорожным транспортом в соответствующий период (на 2011 г.) при наличии в то же время, по мнению подателя жалобы, условий для удовлетворения его иска о возмещении понесенных им потерь вследствие тарифного регулирования; необоснованность ссылки суда на пункт 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 145 от 31.05.2011 г. при наличии соответствующей судебной практики об удовлетворении требований, аналогичных заявленным в настоящем деле; правомерность использованного истцом способа защиты (вне зависимости от оспаривания указанных выше тарифов), а равно как и способа расчета заявленных убытков; необоснованное в связи с этим отклонение судом (отсутствие надлежащей оценки с его стороны) представленных истцом доказательств (и в частности - заключения эксперта), при том, что суд не разъяснил истцу последствия нерассмотрения вопроса о возможности назначении судебной экспертизы в рамках данного спора.
Кроме того истец в свой жалобе ссылается на ошибочность вывода суда о пропуске срока исковой давности, который, по мнению Компании, начал течь с момента сдачи в установленные сроки бухгалтерской отчетности за заявленный период (за 2011 г.).
В заседании апелляционного суда истец поддержал свою жалобу, ответчик и третьи лица возражали против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в представленном отзыве.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 268-270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционный суд пришел к следующим выводам:
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не спаривается сторонами, ОАО "КППК" является специализированной компанией - пригородным перевозчиком, созданным в рамках структурной реформы железнодорожного транспорта Российской Федерации и имеющим лицензию на право осуществления перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.
11.02.2011 г. между Правительством и Обществом заключено Соглашение на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Калининградской области сроком действия с 01.01.2011 по 31.12.2013 г., из условий которого следует, что Правительство помимо прочего приняло на себя обязательство осуществлять государственное регулирование тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в рамках параметров расписания движения пригородных поездов по территории Калининградской области, определенных на календарный год; в пределах полномочий организовать разработку нормативных правовых актов по организации перевозок отдельных категорий граждан, имеющих право на льготы по провозной плате в соответствии с действующим законодательством, а также порядок возмещения потерь в доходах ОАО "КППК" по перевозке льготных категорий граждан; подготовить Соглашение о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов ОАО "КППК" в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения и установлением льгот по тарифам на проезд отдельной категории граждан.
Обязанности же Компании изложены в пункте 3.1 указанного Соглашения, где, кроме прочего, она обязалось предоставить Правительству данные, необходимые для расчета экономически обоснованного уровня тарифов.
Настоящий иск заявлен в силу прочего со ссылкой на Федеральный закон от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", в соответствии с которым потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Также в обоснование своего иска истец указал на пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
При этом согласно "Перечню услуг транспортных, снабженческо-бытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок", установленному Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г.N 239 (в ред. Постановлений Правительства от 07.05.2001 г. N 350, от 08.08.2009 г. N 654 и от 08.09.2012 г. N 694), исполнительные органы субъектов РФ вправе вводить тарифы на перевозки железнодорожным транспортном пассажиров и багажа в пригородном сообщении при условии возмещения экономических потерь вследствие тарифного регулирования за счет бюджетов соответствующих субъектов РФ, и в данном случае приказами Службы по тарифам N 92-01н/10 от 30.12.2010 г., N 18-02н/11 от 24.03.2011 г., N 56-01н/11 от 26.05.2011 г., N 74-01н/11 от 25.07.2011 г., N 82-01н/11 от 26.08.2011 г., N 90-01н/11 от 23.09.2011 г., N 101-01н/11 от 24.10.2011 г., N 110-01н/11 от 24.11.2011 г. Обществу был установлен тариф на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении, осуществляемые им на территории Калининградской области, в размере 12,0 руб. за одну тарифную зону (до 10 пассажиро-километров включительно); кроме того приказами Службы по тарифам N 56-01н/11 от 26.05.2011 г. и N 74-01н/11 от 25.07.2011 г. был установлен тариф на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении, осуществляемые Обществом на территории Калининградской области, в размере 72,0 руб. за одну поездку по определенным маршрутам для поездов NN 6741, 6743, 6745, 6742, 6744, 6746 (Калининград Южный - Светлогорск-2, Калининград Северный - Светлогорск-2, Светлогорск-2 - Калининград Южный, Светлогорск-2 - Калининград Северный).
В связи с изложенным истец полагает, что, реализовав право на установление тарифов, действовавших в 2011 г., у Калининградской области возникла обязанность по возмещению убытков, понесенных Обществом за указанный год вследствие тарифного регулирования, которую Ответчик в нарушение действующего законодательства не исполнил, при том, что принимая Закон Калининградской области от 14.12.2011 г. N 525 "Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" и устанавливая тарифы, Калининградская область как субъект Российской Федерации должна была обеспечить полную компенсацию Истцу выпадающих доходов, в противном случае нарушаются права последнего на полное возмещение убытков.
При таких обстоятельствах истец ссылается на то, что на основании статей 1069 и 1071 Гражданского кодекса РФ и статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, ему путем взыскания с Калининградской области в лице Министерства финансов подлежит компенсации сумма убытков в размере 269 045 585 руб. 84 коп., которая представляет собой разницу за 2011 г. между расходами Общества на организацию перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Калининградской области (384 549 878 руб. 91 коп.) и доходами от продажи билетов по тарифам, установленным Службой по тарифам (110 504 293 руб. 07 коп.), за вычетом частичной компенсации в соответствии с заключенным между Агентством главного распорядителя средств бюджета Калининградской области (Плательщик) и ОАО "КППК" (Перевозчик) Соглашением от 28.12.2011 г. (5 000 000 руб.).
Суд первой инстанции, подробно проанализировав доводы сторон, представленные истцом доказательства, а также нормы соответствующих правовых актов, а также учтя разъяснения высших судебных инстанций и сложившуюся судебную практику, пришел к выводу о недоказанности исковых требований как в силу их несоответствия их нормам права, устанавливающим основания для взыскания убытков, так и ненадлежащего определения истцом размера этих убытков (в указанном выше порядке (согласно расчету истца)).
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с этими выводами, отклоняя в этой связи доводы апелляционной жалобы и отмечая (с учетом возражений ответчика и третьих лиц), что наличие у истца разницы между его расходами и доходами не означает, что эта разница явилась следствием тарифного регулирования Калининградской области (в том числе и в силу того, что разница включает (может включать) и затраты (убытки), которые не связаны с тарифным регулированием), то есть Общество в данном случае просит фактически взыскать с публично-правового образования убытки от всей своей хозяйственной деятельности за 2011 год, а не межтарифную разницу (выпадающие доходы).
В этой связи следует иметь ввиду, что именно на истце в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ лежала обязанность надлежащим образом (то есть путем предоставления достаточных, допустимых и относимых доказательств) доказать свои требования (в том числе и по их размеру), вследствие чего именно он несет неблагоприятные последствия несовершения тех или иных действий по предоставлению (получению) указанных доказательств, в том числе незаявления ходатайства о назначении экспертизы по делу вне зависимости от наличия соответствующего предложения (разъяснения такого права) ему со стороны суда.
Также суд учитывает, что нормативными актами Калининградской области определен размер подлежащей Компании в связи с тарифным регулированием компенсации (Закон Калининградской области от 14.12.2011 г. N 525 "Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов", Постановление Правительства Калининградской области от 09.02.2011 г. N 94, а также уже указанное выше Соглашение от 28.12.2011 г.), и истец в установленном порядке эти акты не оспорил, как не оспаривал он и указанные выше приказы Службы по тарифам, а равно не доказал он и их незаконность (необоснованность) и в ходе рассмотрения настоящего спора, при том, что указанные тарифы установлены Службой по предложению самого Общества (на основании представленных им документов).
Также представляется полностью обоснованным и вывод суда первой инстанции о пропуске Компанией срока исковой давности по заявленным требованиям.
В этой связи апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что срок исковой давности в данном случае начал течь с момента формирования (предоставления в налоговый орган) бухгалтерской отчетности за 2011 г., поскольку истец при этом исходит из неправильного толкования как соответствующих правовых норм, так и обстоятельств дела, так как право на компенсацию понесенных, по его мнению, убытков, возникает именно вследствие возникновения убытков (то есть - в данном случае - по истечении 2011 г.), а не выявления этого факта позднее (в ходе формирования соответствующей отчетности).
В связи с изложенным апелляционный суд признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела (при отсутствии помимо прочего и оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ), а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.06.2015 г. по делу N А21-860/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Калининградская пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сотов |
Судьи |
М.А. Шестакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-860/2015
Истец: ОАО "Калининградская пригородная пассажирская компания"
Ответчик: Калининградская область в лице Министерства финансов К/о
Третье лицо: Правительство Калининградской области, Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17377/16
29.08.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17373/16
02.02.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1629/15
05.10.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19198/15
15.06.2015 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-860/15