г. Киров |
|
05 октября 2015 г. |
Дело N А28-8110/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца: Шевелева А.А., действующего на основании доверенности от 12.01.2015,
представителя ответчика (Министерства финансов Кировской области): Шатунова О.М., действующего на основании доверенности N 24-53-04 от 01.10.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Автотранспортное предприятие"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.07.2015 по делу N А28-8110/2013, принятое судом в составе судьи Зведер Е.Р.,
по иску открытого акционерного общества "Автотранспортное предприятие" (ИНН: 4345229303, ОГРН: 1084345010826)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636),
к субъекту Российской Федерации "Кировская область" в лице Департамента финансов Кировской области (ИНН: 4347015963, ОГРН: 1034316505497)
третьи лица: Администрация муниципального образования "Город Киров"
(ИНН: 4348005534, ОГРН: 1024301340238)
Департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области (ИНН: 4345110989, ОГРН: 1054316677601),
Региональная служба по тарифам Кировской области
(ИНН: 4345163236, ОГРН: 1074345002665),
общество с ограниченной ответственностью "Электронный проездной"
(ИНН: 4345312512, ОГРН: 1114345036068),
о взыскании 19 742 519,50 руб. убытков,
установил:
открытое акционерное общество "Автотранспортное предприятие" (далее - Истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин), к субъекту Российской Федерации Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области (в настоящее время - Минфин Кировской области, далее - Департамент финансов) о взыскании 30 051 284,50 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 28.11.2013 прекращено производство по делу в части отказа Истца от иска к Министерству финансов о взыскании 261 840 рублей 00 копеек, исковые требования удовлетворены частично, в пользу ОАО "Автотранспортное предприятие" взыскано с Министерства финансов 2 262 186 рублей 00 копеек убытков, с Департамента финансов - 17 480 333 рубля 50 копеек убытков; отказано в удовлетворении остальной части иска о взыскании с Департамента финансов 10046925 рублей 00 копеек.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.05.2014 решение Арбитражного суда Кировской области от 28.11.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 в части удовлетворения иска о взыскании убытков с Минфина в сумме 2 262 186 руб. и с Департамента финансов в сумме 17 480 333,50 руб. отменены, дело в данной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кировской области. В остальной части решение Арбитражного суда Кировской области от 28.11.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 оставлены без изменения.
По результатам нового рассмотрения дела решением Арбитражного суда Кировской области от 06.07.2015 в иске отказано.
Общество с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 06.07.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, для целей исчисления понесенных убытков Общество правомерно использовало тариф в размере 15 руб., поскольку он экономически обоснован, притом, что себестоимость поездок составляет 14,26 руб.
Тариф же в размере 12 руб. фактически по своей сути тарифом не является, так как представляет собой стоимость долгосрочного проездного билета при условии пользования транспортной картой с предоплатой суммы эквивалентной 60 поездкам в месяц.
Суд первой инстанции не обосновал отказ в удовлетворении требований в части взыскания недополученных доходов от перевозки льготных категорий граждан в переходный период с 01.09.2012 по 30.09.2012, которые оплачивали проезд не по транспортным картам, а за наличный расчет.
Соответственно, заявитель жалобы считает, что решение от 06.07.2015 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Минфин РФ в лице УФК по Кировской области представил отзыв на жалобу, в котором против доводов Истца возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Министерство финансов Кировской области, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области, ООО "Электронный проездной", Региональная служба по тарифам Кировской области, Администрация города Кирова отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Минфин России, УФК по Кировской области, Администрация Кировской области, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области, ООО "Электронный проездной", Региональная служба по тарифам Кировской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей вышеперечисленных лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании апелляционного суда представители Истца и Минфина Кировской области изложили свои позиции по рассматриваемому спору.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области от 06.07.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, полагая, что Российская Федерация и Субъект Российской Федерации "Кировская область" должны возместить убытки, понесенные в результате предоставления отдельным категориям граждан льготного проезда в транспорте общего пользования, Общество обратилось с иском в суд.
Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь Решениями правления РСТ Кировской области от 31.07.2012 N 31/1, от 08.02.2013 N 4/6, Постановлением администрации города Кирова от 07.08.2012 N 3079-П, постановлениями Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 140/286, от 07.08.2012 N 165/470, от 23.08.2012 N 167/493, N 124/524, от 25.01.2012 N136/24, статьями 15, 16, 125, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федеральных законов от 22.08.2004 N122-ФЗ, от 17.07.1999 N 178-ФЗ, от 06.10.1999 N 184-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 от 22.06.2006 N 23, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864, требования Истца признал необоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва Минфина, выслушав представителей Общества и Минфина Кировской области, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
07.12.2009 администрация города Кирова (заказчик) от имени МО "Город Киров" и ОАО "Автотранспортное предприятие" (исполнитель) заключили договор N 04-1237 об осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории города Кирова, по условиям которого (пункт 1) заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства по осуществлению перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории муниципального образования "Город Киров" по городским маршрутам NN 1, 3,10, 12, 15, 20, 21, 23, 37, 38, 39, 40 и 52; срок действия договора - с 01.01.2010 по 31.12.2014.
16.02.2011 муниципальное образование "Город Киров" (заказчик) и Общество (исполнитель) заключили договор N 04-111 об осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории города Кирова, по условиям которого (пункт 1) заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства по осуществлению перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории муниципального образования "город Киров" по городскому маршруту N 61; срок действия договора - с 21.02.2011 по 21.02.2016.
06.10.2011 муниципальное образование "Город Киров" (заказчик) и Общество (исполнитель) заключили договор N 04-883 об осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории города Кирова, по условиям которого (пункт 1) заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства по осуществлению перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории муниципального образования "Город Киров" по городскому маршруту N 11; срок действия договора - с 28.11.2011 по 28.11.2016.
06.10.2011 муниципальное образование "Город Киров" (заказчик) и Общество (исполнитель) заключили договор N 04-884 об осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории города Кирова, по условиям которого (пункт 1) заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства по осуществлению перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории муниципального образования "город Киров" по городским маршрутам NN 51 и 53; срок действия договора - с 09.10.2011 по 09.10.2016.
30.11.2012 муниципальное образование "Город Киров" (заказчик) и Общество (исполнитель) заключили договор N 04-1292 об осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории города Кирова, по условиям которого (пункт 1) заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства по осуществлению перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории муниципального образования "город Киров" по городскому маршруту N 7; срок действия договора - с 01.12.2012 по 01.12.2017.
31.01.2013 муниципальное образование "Город Киров" (заказчик) и Общество (исполнитель) заключили договор N 04-52 об осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории города Кирова, по условиям пункта 1 которого заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства по осуществлению перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории муниципального образования "город Киров" по городскому маршруту N 45; срок действия договора - с 01.02.2013 до дня, с которого вышеуказанный маршрут будет обслуживать перевозчик, привлеченный по итогам конкурса.
17.04.2013 муниципальное образование "Город Киров" (заказчик) и Общество (исполнитель) заключили договор N 04-250 об осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования на территории города Кирова, по условиям которого (пункт 1) заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства по осуществлению перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории муниципального образования "город Киров" по городским маршрутам NN 5, 9, 26, 46 и 68; срок действия договора - с 17.04.2013 по 17.01.2014.
В пункте 2.1.3 договоров установлена обязанность исполнителя взимать с пассажиров провозную плату по тарифам, установленным Правительством Кировской области либо уполномоченным им органом, в том числе предоставлять меры социальной поддержки.
За период с сентября 2012 по апрель 2013 включительно Истец на основании договоров осуществлял пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования по указанным маршрутам, в том числе перевозки пассажиров, имеющих право на льготы.
Решением правления РСТ Кировской области "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированным транспорте городского, пригородного и международного сообщения на территории Кировской области" от 31.07.2012 N 31/1 установлены и введены в действие с 01.09.2012 тарифы на проезд пассажиров и провоз одного места ручной клади и багажа согласно приложениям NN 1-7 к решению. В приложении N 1 к решению тарифы на проезд в автобусе или троллейбусе составляют при отсутствии в муниципальном образовании автоматизированной системы учета и оплаты проезда за одну поездку независимо от расстояния - 13 рублей; при наличии автоматизированной системы учета и оплаты проезда за одну поездку независимо от расстояния - 15 рублей, за одну поездку независимо от расстояния по электронной транспортной карте с ограничением лимита поездок 60 штук в течение календарного месяца - 12 рублей.
Постановлением администрации города Кирова от 07.08.2012 N 3079-П для граждан, проживающих на территории города Кирова, в том числе имеющих право льготного и бесплатного проезда на основании постановления Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 140/286 "О льготном проезде отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области" с 01.09.2012 введена автоматизированная (электронная) система учета и оплаты проезда на транспорте общего пользования по регулярным городским маршрутам города Кирова.
Постановлениями Правительства Кировской области от 07.08.2012 N 165/470 и от 23.08.2012 N 167/493 установлена стоимость льготного проезда для отдельных категорий граждан с 01.09.2012. Согласно приложению 1 к названным постановлениям стоимость льготного проезда на территории муниципального образования при наличии в муниципальном образовании автоматизированной системы учета оплаты проезда (транспортной карты на 60 поездок) для граждан, имеющих право на льготный проезд в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 24.10.2011 N 124/524 "Об утверждении перечня отдельных категорий граждан, имеющих право на льготный проезд в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения и автомобильном транспорте пригородного сообщения" устанавливается в абсолютном выражении с округлением из расчета 70 процентов от тарифа и составляет 8 рублей 50 копеек за одну поездку (стоимость транспортной карты на 60 поездок 510 рублей без ограничения срока использования); для обучающихся по очной форме обучения общеобразовательных учреждений области основного общего и среднего (полного) общего образования, 5-11 классы устанавливается в абсолютном выражении с округлением из расчета 70 процентов и составляет 8 рублей 50 копеек за одну поездку (стоимость транспортной карты на 60 поездок 510 рублей без ограничения срока использования); для обучающихся по очной форме обучения образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования устанавливается в абсолютном выражении с округлением из расчета 85 процентов от тарифа при наличии в муниципальном образовании автоматизированной системы учета и оплаты проезда и составляет 10 рублей за одну поездку (стоимость транспортной карты на 60 поездок 600 рублей в течение календарного месяца).
Решением правления РСТ Кировской области от 08.02.2013 N 4/6 в приложение 1 к решению правления РСТ по Кировской области от 31.07.2012 N31/1 внесены изменения, согласно которым при наличии в муниципальном образовании автоматизированной системы учета и оплаты проезда при ограничении лимита поездок и срока действия транспортной карты в течение календарного месяца тариф на перевозку пассажиров в автомобильном и электрифицированном транспорте городского, пригородного и международного сообщения на территории Кировской области для граждан, не имеющих права на льготный проезд, установлен в размере 13 рублей 50 копеек (лимит поездок 30 штук), 12 рублей (лимит поездок 60 штук) и 11 рублей 50 копеек (лимит поездок 90 штук).
За спорный период осуществления перевозок пассажиров Истец представил в Администрацию города Кирова ежемесячные отчеты о перевозке граждан, воспользовавшихся правом льготного проезда, определил сумму недополученных доходов как разницу между тарифом на перевозку граждан, не имеющих права на льготный проезд, и тарифом на перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд. Суммы по отчетам Истца возмещены ему в полном объеме.
Обращаясь с иском в суд, Истец указал, что полученное возмещение убытков, понесенных в результате предоставления льгот при перевозке пассажиров является неполным и представил расчет, в котором сумма недополученных доходов определена Обществом в виде разницы между тарифом в размере 15 руб. при разовых поездках при наличии автоматизированной системы учета оплаты проезда и тарифами на перевозку пассажиров, не имеющих права на льготный проезд по транспортным картам, в том числе в зависимости от лимита поездок (с 01.09.2012 по 31.12.2012 - 12 руб., с 01.01.2013 по 30.04.2013 - 11,50 руб., 12 руб., 13,50 руб.).
Согласно расчету Общества размер убытков (неполученных доходов), понесенных в связи с перевозкой пассажиров, имеющих право льготного проезда, за период с сентября 2012 по апрель 2013 включительно составил 2262186 руб. (по федеральному регистру) и 17 480 333,50 руб. (по областному регистру).
Между тем, при рассмотрении позиции Общества судом первой инстанции обоснованно было учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 названной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер убытков, причинную связь между допущенным правонарушением и возникшими убытками. Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
В статье 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в силу пункта 3 статьи 125 эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В пункте 5 этой же статьи предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 16 - 19 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменил льготы по проезду отдельным категориям граждан; предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.
В силу статей 44 и 63 Закона N 122-ФЗ меры социальной поддержки инвалидов, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров.
Порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан, устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Кировской области от 23.10.2008 N 150/430 (в редакции постановления от 09.10.2012 N 174/590, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 01.09.2012) утвержден Порядок, согласно которому расчет недополученных доходов на городских маршрутах производится по формуле: Дн = (То-Тл) x П x К, где: Дн - недополученные доходы; То - тариф на перевозку пассажиров на городских маршрутах для граждан, не имеющих права на льготный проезд; Тл - тариф на перевозку пассажиров на городских маршрутах для граждан, имеющих право на льготный проезд; П - количество перевезенных пассажиров льготных категорий на городских маршрутах на территории обслуживаемого муниципального образования (при отсутствии персонифицированного учета определяется по количеству проданных билетов с пометкой "льготный"); К - коэффициент для городских маршрутов - 0,5 (1,0 - при внедрении автоматизированной системы учета и оплаты проезда перевезенных пассажиров, имеющих право на льготный проезд).
Таким образом, размер недополученных доходов следует определять исходя из тарифа на перевозку пассажиров на городских маршрутах для граждан, не имеющих права на льготный проезд.
Постановлением Правительства Кировской области от 25.01.2012 N 136/24 утвержден Порядок предоставления из областного бюджета денежных средств юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным и электрифицированным транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения, на специальных перевозках к местам захоронений, на возмещение им недополученных доходов в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области.
Указанные постановления в установленном законом порядке не оспорены, не признаны недействительными, в связи с чем подлежат применению.
Постановлением Администрации города Кирова от 07.08.2012 N 3079-П для граждан, проживающих на территории города Кирова, в том числе имеющих право льготного и бесплатного проезда на основании постановления Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 140/286 "О льготном проезде отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области" с 1 сентября 2012 введена автоматизированная (электронная) система учета и оплаты проезда на транспорте общего пользования по регулярным городским маршрутам города Кирова.
При этом постановлениями Правительства Кировской области от 07.08.2012 N 165/470 и от 23.08.2012 N 167/493 установлена стоимость льготного проезда для отдельных категорий граждан с 1 сентября 2012.
Согласно приложению N 1 к постановлению Правительства Кировской области от 23.08.2012 N 167/493 с 1 сентября 2012 стоимость льготного проезда для отдельных категорий граждан установлена только при наличии в муниципальном образовании автоматизированной системы учета оплаты проезда (транспортной карты на 60 поездок), а разовые поездки льготировались только в течение одного календарного месяца с момента введения в муниципальном образовании автоматизированной системы учета и оплаты проезда.
Решением правления РСТ Кировской области "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированным транспорте городского, пригородного и международного сообщения на территории Кировской области" от 31.07.2012 N 31/1 установлены и введены в действие с 1 сентября 2012 тарифы на проезд при наличии автоматизированной системы учета и оплаты проезда за одну поездку независимо от расстояния - 15 рублей, за одну поездку независимо от расстояния по электронной транспортной карте с ограничением лимита поездок 60 штук в течение календарного месяца - 12 рублей.
Решением правления РСТ Кировской области от 08.02.2013 N 4/6 в приложение 1 к решению правления РСТ по Кировской области от 31.07.2012 N31/1 внесены изменения, согласно которым при наличии в муниципальном образовании автоматизированной системы учета и оплаты проезда при ограничении лимита поездок и срока действия транспортной карты в течение календарного месяца тариф на перевозку пассажиров в автомобильном и электрифицированном транспорте городского, пригородного и международного сообщения на территории Кировской области для граждан, не имеющих права на льготный проезд, установлен в размере 13 рублей 50 копеек (лимит поездок 30 штук), 12 рублей (лимит поездок 60 штук) и 11 рублей 50 копеек (лимит поездок 90 штук).
Таким образом, экономически обоснованный тариф в размере 15 руб. предусмотрен при автоматизированной системе учета оплаты для разовых поездок без применения транспортной карты. Установленные тарифы для граждан, не имеющих права на льготные проезд, для проезда по электронной транспортной карте являются экономически обоснованными. Оснований для возмещения разницы в проезде льготных категорий пассажиров, использующих транспортную карту, исходя из тарифа 15 руб. не имеется.
Истец же, заявляя требования о взыскании денежных сумм в возмещение причиненных убытков, связанных с перевозкой определенных категорий граждан в период с сентября 2012 по апрель 2013 включительно, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил надлежащих доказательств, подтверждающих факт наличия убытков.
При таких обстоятельствах следует признать правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания заявленных Обществом убытков.
Довод Истца об отсутствии в решении обоснований отказа в удовлетворении требований в части спорных сумм недополученных доходов в отношении переходного периода с 01.09.2012 по 30.09.2012 апелляционный суд признает несостоятельным, поскольку действие постановления Правительства Кировской области N 150/430 от 23.10.2008 (в редакции постановления от 09.10.2012 N 174/590) распространено на правоотношения, возникшие с 01.09.2012, согласно которому размер спорных доходов определяется исходя из тарифа на перевозку пассажиров на городских маршрутах для граждан, не имеющих права на льготный проезд.
Довод Общества о том, что в решении суд первой инстанции не разрешил вопрос об установлении тарифа с 01.01.2013 в размере 13,50 руб., 12 руб. и 11,50 руб., соответственно, апелляционный суд отклоняет, поскольку данный факт отражен в решении от 06.07.2015. Кроме того, установление тарифа в указанных размерах не является снижением стоимости одной поездки (15 руб.), а было произведено в связи с внедрением автоматизированной системы учета оплаты проезда, которая, наряду с установлением в качестве оплаты названных сумм, предусматривает также ограничение количества поездок в месяц.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Кировской области от 06.07.2015 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Общества по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 06.07.2015 по делу N А28-8110/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Автотранспортное предприятие" (ИНН: 4345229303, ОГРН: 1084345010826) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-8110/2013
Истец: ОАО "Автотранспортное предприятие"
Ответчик: Департамент финансов Кировской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Управление Федерального казначейства по Кировской области
Третье лицо: Администрация города Кирова, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области, ООО "Электронный проездной", Региональная служба по тарифам Кировской области
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5983/15
05.10.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7359/15
06.07.2015 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-8110/13
29.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1374/14
13.02.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-11726/13
28.11.2013 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-8110/13