г. Пермь |
|
06 октября 2015 г. |
Дело N А60-17125/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шабалиной А.В.,
при участии:
от заявителя Асбестовского муниципального фонда поддержки малого предпринимательства (ИНН 6603008113, ОГРН 1026600627514) - Мардугаллямов Р.Т., паспорт, доверенность от 25.05.2015 года;
от заинтересованного лица Счетной палаты Асбестовского городского округа (ИНН 6603018560, ОГРН 1069603000752) - Бубнов А.В., паспорт, доверенность от 21.09.2015 года; Пургина Е.А., паспорт, решение от 09.04.2012 года;
от третьих лиц 1) Финансового управления Администрации Асбестовского городского округа, 2) Министерства финансов Свердловской области, 3) общества с ограниченной ответственностью "Алюка Авто Урал", 4) индивидуального предпринимателя Слащева Владимира Владимировича, 5) индивидуального предпринимателя Плотниковой Татьяны Анатольевны, 6) общества с ограниченной ответственностью "Торгово-развлекательный центр", 7) Администрации Асбестовского городского округа - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Счетной палаты Асбестовского городского округа
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 июля 2015 года
по делу N А60-17125/2015,
принятое судьей С.Н.Водолазской
по заявлению Асбестовского муниципального фонда поддержки малого предпринимательства
к Счетной палате Асбестовского городского округа
третьи лица: 1) Финансовое управление Администрации Асбестовского городского округа, 2) Министерство финансов Свердловской области, 3) общество с ограниченной ответственностью "Алюка Авто Урал", 4) индивидуальный предприниматель Слащев Владимир Владимирович, 5) индивидуальный предприниматель Плотникова Татьяна Анатольевна, 6) общество с ограниченной ответственностью "Торгово-развлекательный центр", 7) Администрация Асбестовского городского округа;
о признании ненормативных актов недействительными,
установил:
Асбестовский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства (далее - заявитель, Фонд) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными акта Счетной палаты Асбестовского городского округа от 02.03.2015 и представления Счетной палаты Асбестовского городского округа от 16.03.2015 года N 56 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным представление Счетной палаты Асбестовского городского округа от 16.03.2015 N 56. Производство по делу в части признания недействительным акта Счетной палаты Асбестовского городского округа от 02.03.2015 прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Счетная палата обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Счетная палата приводит доводы о том, что оспариваемое представление Счетной Палаты не является ненормативным актом, который может быть обжалован в порядке главы 24 АПК РФ в арбитражном суде, поскольку из содержания представления N 56 от 16.03.2015 следует, что оно не подпадает под признаки ненормативного акта, не затрагивает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Также указывает на законность требования о возврате не использованного в 2013 финансовом году остатка субсидии, в сумме 319 454,30 рублей, так как в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, сроки предоставления субсидий ограничены периодом действия целевой программы, в рассматриваемом случае - 2013-2015 гг. Соответственно, условие договора о предоставлении субсидии, содержащее указание на его действие, подлежит толкованию с учетом сроков действия соответствующей целевой программы, в рамках которой осуществляется субсидирование.
Заявителем и Администрацией Асбестовского городского округа представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых заявитель и третье лицо возражают против доводов апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Счетной палаты поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Фондом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств - ответа прокуратуры.
Данное ходатайство рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено судом на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ, поскольку суд апелляционной инстанции признал причины невозможности представления доказательств в суд первой инстанции уважительными.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 16.02.2015 по 24.02.2015 на основании распоряжения председателя Счетной палаты о проведении контрольного мероприятия от 13 февраля 2015 года N 39 Счетной палатой в отношении Асбестовского муниципального фонда поддержки малого предпринимательства проведено контрольное мероприятие по проверке законности и результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Асбестовского городского округа, направленных на реализацию муниципальной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Асбестовском городском округе на 2013 - 2015 годы" за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.
По результатам контрольного мероприятия составлен акт от 02.03.2015.
16.03.2015 Счетной палатой вынесено представление N 56, которым Асбестовскому муниципальному фонду поддержки малого предпринимательства предписано в срок до 16.04.2015:
- произвести возврат в бюджет Асбестовского городского округа не использованного в 2013 финансовом году остатка субсидии в сумме 319454 руб. 30 коп., представленного фонду в соответствии с Соглашением о предоставлении целевых средств областного бюджета, предоставленных в форме субсидии бюджету Асбестовского городского округа, и средств бюджета Асбестовского городского округа на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2013 года от 02.08.2013;
- произвести возврат в бюджет Асбестовского городского округа не использованного в 2013 финансовом году остатка денежных средств в сумме 500000 руб. 00 коп., направленных Фондом на компенсацию затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, не предусмотренных Положением о порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в Асбестовском городско округе для компенсации затрат по технологическому присоединению к источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 500 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) в рамках реализации мероприятий долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Асбестовском городском округе на 2013 - 2015 годы" в 2013 году, утвержденным постановлением администрации Асбестовского городского округа от 31.07.2013 N 487-ПА, из них: в сумме 100000 руб. индивидуальному предпринимателю Плотниковой; в сумме 400000 руб. ООО "Торгово-развлекательный центр".
Не согласившись с вынесенным представлением, Асбестовский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о целевом расходовании Фондом предоставленных ему денежных средств и надлежащего выполнения иных условий указанного соглашения, на основании чего, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возврата субсидии, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии со ст. 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Статья 38 БК РФ определяет в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Постановлением главы Асбестовского городского округа N 382-ПА от 29.08.2012 утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Асбестовском городском округе на 2013 - 2015 годы".
Заказчиком программы является администрация Асбестовского городского округа.
Исполнителями программы являются отделы администрации Асбестовского городского округа; органы местного самоуправления; Асбестовский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства.
02.08.2013 между Администрацией Асбестовского городского округа и Асбестовским муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства заключено соглашение о предоставлении целевых средств областного бюджета, предоставленных в форме субсидии бюджету Асбестовскому городского округа, и средств бюджета Асбестовского городского округа на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2013 году.
Согласно п. 1.1 названного соглашения в целях реализации в 2013 году плана мероприятий долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Асбестовском городском округе на 2013 - 2015 годы" от 29.08.2012 г. N 382-ПА "Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Асбестовском городском округе на 2013 - 2015 годы" (с последующими изменениями) Администрация предоставляет субсидии Фонду, а Фонд на условиях, закрепленных настоящим соглашением, обязуется использовать указанные средства на выполнение мероприятий программы.
Общий объем предоставляемых субсидий составляет 1208000 руб., из них: 608000 руб. из средств областного бюджета; 600000 руб. из средств местного бюджета.
В силу п. 1.2 соглашения субсидии направляются на реализацию следующих мероприятий программы: предоставление субсидий для компенсации затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с:
- уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования и с уплатой процентов по лизинговым договорам - 504000 руб. из них средства областного бюджета 304000 руб. 00 коп., средства местного бюджета - 200000 руб.;
- технологическим присоединением к объектам электросетевого хозяйства - 504000 руб., из них средства областного бюджета 304000 руб. 00 коп., средства местного бюджета - 200000 руб.
Постановлением Администрации Асбестовского городского округа N 436-ПА от 08.07.2013 утвержден Порядок расходования целевых средств областного бюджета, предоставленных в форме субсидии бюджету Асбестовскому городского округа и средств бюджета Асбестовского городского округа на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2013 году (далее - Порядок расходования целевых средств).
Согласно п. 4 Порядка расходования целевых средств целевые средства расходуются в соответствии с Соглашением, заключенным между администрацией Асбестовского городского округа и Асбестовским муниципальный фондом поддержки малого предпринимательства, о предоставлении целевых средств областного бюджета, предоставленных в форме субсидии бюджету Асбестовского городского округа, и средств бюджета Асбестовского городского округа на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2013 году.
Пунктом 5 Порядка расходования целевых средств предусмотрено, что Асбестовский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства:
1) производит расходование средств по указанным в Соглашении мероприятиям, в соответствии с Положениями о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденными постановлениями администрации Асбестовского городского округа.
2) предоставляет ежемесячный отчет о ходе и результатах выполнениях мероприятий программы в срок до 2 числа месяца, следующего за отчетным, в отдел по экономике администрации Асбестовского городского округа по формам согласно приложениям к Соглашению, копию отчета направляет в отдел финансового обеспечения администрации Асбестовского городского округа.
3) несет ответственность за целевое использование целевых средств.
Согласно п. 6 Порядка расходования целевых средств нецелевое использование целевых средств влечет применение мер ответственности, предусмотренных бюджетным, административным, уголовным законодательством.
В силу п. 7 Порядка расходования целевых средств неиспользованные остатки субсидии подлежат возврату в областной бюджет в сроки, установленные бюджетным законодательством.
Постановлением Администрации Асбестовского городского округа от N 486-ПА от 31.07.2013 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования и с уплатой процентов по лизинговым договорам в Асбестовском городском округе в рамках реализации мероприятий долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Асбестовском городском округе на 2013-2015 годы" в 2013 году (далее по тексту - Положение о лизинге).
02 августа 2013 года между Администрацией Асбестовского городского округа и Асбестовским муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства подписано соглашение о предоставлении целевых средств в 2013 году.
Из материалов дела следует, что средства на реализацию плана мероприятий поступили на счет Фонда в сентябре 2013 года.
При этом, прием заявок на получение субсидий по мероприятиям программы начат 2 августа 2013 года.
За период с 02.08.2013 по 31.12.2013 в Асбестовский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства поступило 2 заявки субъектов малого и среднего предпринимательства на предоставление субсидии на возмещение затрат связанных с уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования и с уплатой процентов по лизинговым договорам, а именно: 26 декабря 2013 года от ООО "Алюка Авто Урал", 27 декабря 2013 года от индивидуального предпринимателя Слащева В.В.
Обе заявки были поданы в надлежащий срок (до принятия решения об окончании приема заявок и в пределах календарного года) и соответствовали условиям Положения о лизинге.
30.12.2013 по результатам рассмотрения заявок комиссией было принято решение о предоставлении субсидии по каждой заявке и о сумме субсидии.
Соглашения с получателями субсидии по лизингу - ООО "Алюка Авто Урал" и индивидуальным предпринимателем Слащев В.В., были заключены Асбестовским муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства 30 декабря 2013 года. Перечисление субсидии произведено Фондом в пределах сроков, установленных п. 41 Положения о лизинге, а именно 10 января 2014 года.
Остаток средств, представленных на данное направление по соглашению, в размере 180 545 руб. 70 коп. возвращен Фондом в Администрацию Асбестовского городского округа 14 января 2014 года в связи с отсутствием заявок на предоставление субсидии по лизингу и окончанием календарного года.
Взаимоотношения между Администрацией Асбестовского городского округа и Фондом регулируются Соглашением от 02.08.2013, утверждаемыми Положениями и ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Между тем, как верно установлено судом первой инстанции, Порядок расходования целевых средств и Соглашение о предоставлении целевых средств не содержат порядка возврата остатков субсидий, не использованных в отчётном финансовом году.
Из материалов дела не следует, что Порядок расходования целевых средств и Соглашение о предоставлении целевых средств признаны в установленном законом порядке противоречащими подпункту 4 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части отсутствия в них установленного порядка возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Постановлением Администрации Асбестовского городского округа N 487-ПА от 31.07.2013 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в Асбестовском городском округе для компенсации затрат по технологическому присоединению к источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 500 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) в рамках реализации мероприятий долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Асбестовском городском округе на 2013-2015 годы" в 2013 году (далее - Положение о технологическом присоединении).
Основанием для предоставления субъекту малого или среднего предпринимательства субсидии является решение комиссии о предоставлении субсидии и сумме субсидии (раздел 7 Положения о технологическом присоединении).
В соответствии с п. 9 Положения о технологическом присоединении субсидия предоставляется для возмещения затрат по технологическому присоединению к источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощностью которых составляет до 500 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий.
В силу п. 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом. Правилами также установлена процедура технологического присоединения.
В соответствии с п. 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать в качестве существенных условий перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяются в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению, а также срок осуществления этих мероприятий. Также договор должен содержать размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя в числе прочего выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией.
Пунктом 25 Правил технологического присоединения предусмотрено, что технические условия для заявителей должны предусматривать распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий. Соответственно исполнение технических условий заявителем является частью процедуры технологического присоединения.
Исходя из изложенного, технологическое присоединение является комплексом мероприятий, в выполнении которых участвуют как сетевая организация, так и заявитель.
Судом первой инстанции верно указано на то, что Правила технологического присоединения не содержат запрета на привлечение заявителем сторонних организаций на основе гражданско-правовых договоров для выполнения технических условий в части возложенной на заявителя.
Расходы, которые несет заявитель в процессе осуществления технологического присоединения состоят из платы за технологическое присоединение, уплачиваемой сетевой организации (указанной в договоре) и иных затрат на выполнение технических условий (которые являются неотъемлемым приложением к договору).
Положение Правил технологического присоединения предусматривает компенсацию затрат по технологическому присоединению. Таким образом, возмещение в качестве части затрат документально подтвержденных расходов заявителя на выполнение своих обязанностей по технологическому присоединению, предусмотренных в технических условиях к договору технологического присоединения, не противоречит Правилам технологического присоединения и Положению Правил технологического присоединения.
Из системного толкования пункта 15.10 Положения о технологическом присоединении и Правил технологического присоединения следует, что расходы на технологическое присоединение не могут быть ограничены только документами, подтверждающими фактическую оплату услуг сетевой организации.
Таким образом, документы, представленные индивидуальным предпринимателем Плотниковой Т.А. и ООО "Торгово-развлекательный центр" в составе заявок на предоставление субсидии содержат документы, подтверждающие фактические затраты заявителей на выполнение обязательств, возложенных на них техническими условиями к договору технологического присоединения.
На основании изложенного, компенсация указанных затрат на основании предоставленных документов и решения комиссии о предоставлении субсидий не противоречит условиям Положения о технологическом присоединении и Правилам технологического присоединения.
Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации предполагают возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления и расходования бюджетных средств не по их целевому назначению, что в ходе рассмотрения данного спора не нашло своего подтверждения.
Кроме того, в соответствии с п. 4 статьи 9 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами:
1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.
Положением о контрольно-счетной палате Асбестовского городского округа, утвержденным решением Думы Асбестовского городского округа от 12 декабря 2011 г. N 63/5, определено, что контрольно-счетная палата Асбестовского городского округа является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля (ст. 1 Положения). Деятельность контрольно-счетной палаты основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности (ст. 3 Положения).
Полномочия контрольно-счетной палаты Асбестовского городского округа определены в статье 8 Положения.
В силу п. 2 ст. 8 Положения внешний финансовый контроль осуществляется контрольно-счетной палатой в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета Асбестовского городского округа в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета Асбестовского городского округа, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета Асбестовского городского округа.
Пунктами 6 и 7 постановления Администрации Асбестовского городского округа N 436-ПА от 08.07.2013 определено, что финансовый контроль за целевым использованием средств осуществляет отдел финансового обеспечения администрации Асбестовского городского округа и Финансовое управление администрации Асбестовского городского округа.
В пункте 8 Порядка расходования целевых средств, также предусмотрено, что финансовый контроль за целевым использованием средств осуществляет отдел финансового обеспечения администрации Асбестовского городского округа, Финансовое управление администрации Асбестовского городского округа.
В соглашении о расходовании целевых средств, заключенном между Администрацией Асбестовского городского округа и Асбестовским муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства, предусмотрено, что проверки целевого и эффективного использования Фондом средств, полученных в рамках настоящего соглашения, а также соответствия представленных Фондом отчетов и иной информации фактическому выполнению им своих обязательства по Соглашению, осуществляются Администрацией Асбестовского городского округа (п. 2.1.2, 2.2.1.).
Таким образом, контрольное мероприятие проведено за рамками полномочий Счетной палаты Асбестовского городского округа, содержание контрольного мероприятия не соответствует принципам законности и обоснованности, представление, вынесенное по результатам контрольного мероприятия, не соответствует законам и иным нормативным актам и нарушает права и законные интересы заявителя.
Довод о том, что оспариваемое представление Счетной Палаты не является ненормативным актом, который может быть обжалован в порядке главы 24 АПК РФ, отклоняется.
Под ненормативным актом, подлежащим обжалованию в арбитражный суд, понимается документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы конкретного лица.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет такие полномочия, как: контроль за исполнением местного бюджета; организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 16 вышеназванного Федерального закона контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
На основании изложенного, оспариваемое представление контрольно-счетной палаты является ненормативным правовым актом, который содержит обязательные к исполнению требования, нарушает права и законные интересы, следовательно, может быть обжаловано в арбитражном суде.
В части прекращения дела в части требования заявителя о признании недействительным акта от 02.03.2015 решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба доводов не содержит.
Указанный акт не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для заявителя юридические последствия.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 июля 2015 года по делу N А60-17125/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17125/2015
Истец: Асбестовский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства
Ответчик: Счетная палата Асбестовского городского округа
Третье лицо: Администрация Асбестовского городского оуруга, Ип Плотникова Татьяна Анатольевна, Ип Слащев Владимир Владимирович, Министерство финансов Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области Финансовое управление в Асбестовском городском округе, ООО "Алюка Авто Урал", ООО "Торгово-развлекательный центр", ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ АСБЕСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА