г. Чита |
|
8 октября 2015 г. |
Дело N А58-1484/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 октября 2015 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, Е. О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Ленский район" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2015 года по делу N А58-1484/2015 по заявлению Администрации муниципального образования "Ленский район" (ИНН 1414009962, ОГРН 1031400599152) к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153) о признании недействительным решения от 11.02.2015 г.,
(суд первой инстанции судья Устинова А. Н.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
от третьего лица - Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка детский сад "Звездочка" (далее МАДОУ "Центр развития ребенка детский сад "Звездочка" муниципального образования "Ленский район Республики Саха (Якутия ) (ОГРН 1031400599647, ИНН 1414010125): не явился,
установил:
Администрация муниципального образования "Ленский район" (далее заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Республике Саха (Якутия) (далее антимонопольный орган, УФАС) о признании недействительным пункта 1 решения от 11.02.2015 г. по делу N 02-01/15А о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что действия Администрации по наделению хозяйствующего субъекта функцией органа местного самоуправления путем заключения соглашения от 14.05.2013 N 116 с МАДОУ "Звездочка" о предоставлении субсидии, позволяющей образовательной организации осуществлять расходование средств из бюджета Ленского района на товары, работы, услуги, необходимые для выполнения муниципальной нужды МО "Ленский район" без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом N 94-ФЗ, образуют состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Антимонопольный орган в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав апелляционную жалобу и отзыв на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и из представленных в материалы дела документов следует, что на основании указания Прокуратуры Республики Саха (Якутия) Прокуратурой Ленского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства при реализации программных мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования.
На основании результатов проверки, руководителем антимонопольного органа 12.01.2015 г. возбуждено дело N 02- 01/15А и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении Администрацией и МАДОУ "Центр развития ребенка детский сад "Звездочка" антимонопольного законодательства.
По результатам антимонопольного расследования комиссия УФАС вынесла решение от 11.02.2015 г. по делу N 02-01/15А о признании Администрации нарушившей часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (п. 1), МАДОУ "Центр развития ребенка детский сад "Звездочка" нарушившим часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (пункт 2).
Полагая, что пункт 1 данного решения не соответствует закону и нарушает права Администрации, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым актом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования Администрации удовлетворению не подлежат.
Ка следует из материалов дела, программой "Развитие дошкольного образования МО "Ленский район" на 2013 - 2017 годы" муниципальной программы "Развитие образования МО "Ленский район" на 2013 - 2017 годы" предусмотрено создание дополнительных мест в дошкольных детских образовательных учреждениях, в частности строительство детского сада в микрорайоне - не жилого массива "АЛРОСА" на 50 мест.
На основании распоряжения главы Администрации от 06.05.2013 г. N 12-04-000419/13 внесены изменения в сводную бюджетную роспись в связи с началом строительства двух дополнительных корпусов МАДОУ "Центр развития ребенка детский сад "Звездочка" - уменьшены бюджетные ассигнования, предусмотренные программой "Управление муниципальной собственностью МО "Ленский район" на 2013 - 2017 годы в подпрограмме "Управление имуществом" и увеличены расходы по целевой программе "Развитие образования в Ленском районе на 2013 - 2017 года" в подпрограмме "Развитие дошкольного образования".
16 мая 2013 года на основании постановления главы Администрации внесены изменения в районную целевую программу "Развитие образования в Ленском районе на 2013-2017 годы". Пункт 1.8 изложен в следующей редакции "Строительство детского сада в мкрн. "Северный" на 50 мест - 50 000 000. При этом в пункте 4 постановления указано, что настоящее постановление вступает в силу с 13.05.2013 г.
12 мая 2012 года постановлением главы Администрации N 12-03-000370/12 утвержден Порядок определения объема и условия предоставления субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания.
14 мая 2013 года между Администрацией и МАДОУ "Центр развития ребенка детский сад "Звездочка" заключено соглашение об условиях предоставления субсидии на иные цели автономным учреждениям N 116, предметом которого является предоставление субсидии из бюджета МО "Ленский район" на строительство филиала МАДОУ "Центр развития ребенка детский сад "Звездочка" в микрорайоне "Северный" г. Ленска в сумме 50 000 000 руб. в течение финансового года.
Платежным поручением от 16.05.2013 г. N 71 сумма аванса в размере 15 000 000 руб. за выполнение строительства здания МАДОУ "Звездочка" переведена на счет автономного учреждения.
13 мая 2013 года между МАДОУ "Центр развития ребенка детский сад "Звездочка" и ООО "РемСтройСервис" заключен договор на выполнение работ по строительству детского сада на 50 мест в мкрн. "Северный" N 8-КС.
Платежным поручением от 22.05.2013 г. N 183 сумма аванса в размере 15 000 000 рублей переведена со счета МАДОУ "Центр развития ребенка детский сад "Звездочка" на счет ООО "РемСтройСервис".
Между МАДОУ "Центр развития ребенка детский сад "Звездочка" и ООО "РемСтройСервис" заключено дополнительное соглашение без даты N 1 к договору от 13.05.2013 N 8-КС, в соответствии с которым в пункт 2.1 договора внесены изменения "Стоимость работ по договору согласно сводному расчету стоимости строительства 77-2013 СМ определена в сумме 68 144, 28 тыс. рублей с учетом НДС".
27 декабря 2013 года между МАДОУ "Центр развития ребенка детский сад "Звездочка" и ООО "РемСтройСервис" заключено дополнительное соглашение N 2 к договору N 8-КС, в соответствии с которым в пункт 9.2 договора внесены изменения в следующей редакции "договор действует до 31 декабря 2014 года, а в части оплаты до полного исполнения обязательств по настоящему договору и дополнительных соглашений".
Частью 2 ст. 3 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", действовавшего в рассматриваемый период, установлено, что под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Согласно ст. 5 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Подпунктом 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", действовавший в рассматриваемом периоде, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений, осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа. К обязанностям учредителя муниципального автономного образовательного учреждения относится наделение данного учреждения имуществом, необходимым для осуществления его деятельности, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
Поскольку, в рассматриваемом случае, строительство дополнительного корпуса филиала МАДОУ "Центр развития ребенка детский сад "Звездочка" в микрорайоне "Северный" г. Ленска относится к муниципальным нуждам муниципального образования, следовательно, решение данного вопроса должно осуществляться в силу закона с соблюдением конкурсных процедур.
Пунктом 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта"
Поскольку действующим законодательством не предусмотрено наделение автономных учреждении функциями заказчика работ по отбору подрядной организации для строительства здания детского сада и осуществление финансирования автономного учреждения для этих целей, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что действия Администрации, по наделению хозяйствующего субъекта функцией органа местного самоуправления путем заключения соглашения от 14.05.2013 N 116 с МАДОУ "Центр развития ребенка детский сад "Звездочка" о предоставлении субсидии, позволяющей образовательной организации осуществлять расходование средств из бюджета Ленского района на товары, работы, услуги, необходимые для выполнения муниципальной нужды МО "Ленский район" без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом N 94-ФЗ, образуют состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
В связи с чем, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении требований Администрации о признании недействительным пункта 1 решения от 11.02.2015 г. по делу N 02-01/15А о нарушении антимонопольного законодательства.
Доводы же, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решения.
Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 АПК РФ мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
Нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, ни антимонопольным органом, ни судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2015 года по делу N А58-1484/2015, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2015 года по делу N А58-1484/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-1484/2015
Истец: Администрация муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия)
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад "Звездочка" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия)