г. Хабаровск |
|
08 октября 2015 г. |
А16-761/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Управления здравоохранения Правительства Еврейской автономной области: представитель не явился;
от Общества с ограниченной ответственностью "Медицинский диагностический центр": Перебейносов Е.В., представитель по доверенности от 17.06.2015 N 79АА 0116855;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления здравоохранения Правительства Еврейской автономной области
на решение от 10.08.2015
по делу N А16-761/2015
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Осадчук О.Ю.
по заявлению Управления здравоохранения Правительства Еврейской автономной области
к обществу с ограниченной ответственностью "Медицинский диагностический центр"
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Медицинский диагностический центр" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса
УСТАНОВИЛ:
Управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области (далее - управление здравоохранения) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Медицинский диагностический центр" (далее - общество, ООО "МДЦ") к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за оказание первичной медико-санитарной помощи при отсутствии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или на отказ от медицинского вмешательства.
Решением от 10.08.2015 суд отказал в удовлетворении заявленных управлением здравоохранения требований.
Не согласившись с судебным актом, управление здравоохранения обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные. Просил апелляционную жалобу оставить без рассмотрения.
От управления здравоохранения поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
Управление здравоохранения, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав представителя общества, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что в Прокуратуру Биробиджанского района Еврейской автономной области 24.04.2015 обратилась гр. Мустафина Н.И. с заявлением о проведении проверки действий врачей следующих медицинских учреждений по оказанию медицинской помощи её отцу Гичкину И.М.: Скорой медицинской помощи; ФАП с. Птичник; Центральной районной больницы с. Валдгейм; Областной больницы Еврейской автономной области; ООО "МДЦ"; возбудить уголовное дело в отношении медицинского персонала, виновного в причинении смерти по неосторожности Гичкину И.М. (лл.д. 13-28).
Названное заявление в соответствии с п. 3.5 Инструкции "О порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", утверждённой приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, направлено в управление здравоохранения правительства Еврейской автономной области для рассмотрения по существу (л.д. 12).
Приказом управления здравоохранения от 14.05.2015 N 05-05/15-100 на основании названного заявления гр. Мустафиной Н.М. в отношении общества с ограниченной ответственностью "Медицинский диагностический центр" назначено проведение внеплановой выездной проверки в период с 20.05.2015 по 17.06.2015 (лл.д. 44-45).
С копией приказа 15.05.2015 ознакомлен главный врач ООО "МДЦ" Сабиров Д.В.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки управлением здравоохранения выявлены нарушения обществом обязательных требований, в том числе, отсутствие в медицинской карте амбулаторного больного Гичкина И.М. информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или на отказ от медицинского вмешательства в нарушение статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказа Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства", приказа Минздравсоцразвития от 23.04.2012 N 390н "Об утверждении перечня определенных видов вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи".
Поскольку при осмотре врачом-гематологом ООО "МДЦ" пациент Гичкин И.М. находился в сознании, что подтверждается записями в медицинской карте амбулаторного больного, у врача была возможность получить от пациента информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства.
В этой связи управлением здравоохранения сделан вывод о том, что при оказании пациенту Гичкину И.М. первичной медико-санитарной помощи по гематологии врачом-гематологом общества с ограниченной ответственностью "Медицинский диагностический центр" нарушены требования вышеуказанных нормативных правовых актов, что является нарушением пп. "а" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.
Результаты проверки оформлены актом от 22.05.2015 (лл.д. 46-49).
По данному факту в отношении общества, в присутствии его представителя, 22.05.2015 составлен протокол N 05-05/15-100 об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Протокол от 22.05.2015 N 05-05/15-100 и материалы дела направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного управлением здравоохранения требования правомерно исходил из следующего.
В силу части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
На основании Приказов Управления здравоохранения N 58 от 14.05.2008, N 118 от 16.04.2013 протокол об административном правонарушении N 05-05/15- 100 от 22.05.2015 составлен начальником отдела по лицензированию медицинской деятельности, фармацевтической деятельности, деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений управления здравоохранения, что соответствует требованиям статьи 28.3 КоАП РФ.
Таким образом, как правомерно признал суд первой инстанции, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом.
Согласно примечанию к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) предусмотрено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании, исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Согласно пункту 6 Положения о лицензировании осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Частью 6 данной статьи установлено, что лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 7 данной статьи, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.
Частью 8 указанной статьи установлено, что порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Правила дачи и оформления информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, включенных в Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие, установлены приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства".
Перечень определенных видов вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, определен приказом Минздравсоцразвития от 23.04.2012 N 390н "Об утверждении перечня определенных видов вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи". В данный перечень входит, в том числе, осмотр, лабораторные методы исследования.
Согласно Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "гематология", утвержденного приказом Минздрава РФ от 15.11.2012 N 930н, медицинская помощь по профилю "гематология" оказывается, в том числе, в виде первичной медико-санитарной помощи.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, проведение осмотра и проведение процедуры стернальной пункции в отсутствие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Материалами дела установлено, что Гичкин И.М. находился на стационарном лечении в ОГБУЗ "Областная больница".
На основании договора на оказание добровольных платных медицинских услуг от 14.03.2015 N 5149, заключенному между ООО "МДЦ" и гр. Мустафиной Н.И., врач ООО "МДЦ" произвел выезд в ОГБУЗ "Областная больница", осмотр Гичкина И.М. и проведение процедуры стернальной пункции (л.д. 61).
При этом добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства врачом ООО "МДЦ" получено не было.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 20 Закона N 232-ФЗ медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи).
Из материалов дела усматривается, что по ходатайству общества, арбитражным судом первой инстанции определением от 23.06.2015 на основании части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у ОГБУЗ "Областная больница" истребована история болезни пациента терапевтического отделения ОГБУЗ "Областная больница" Гичкина И.М., в том числе - решение консилиума о необходимости проведения гематологической помощи Гичкину И.М.
02.07.2015 в Арбитражный суд Еврейской автономной области поступило сообщение главного врача ОГБУЗ "Областная больница" от 30.06.2015 N 1892 о том, что медицинская карта стационарного больного терапевтического отделения областной больницы на имя Гичкина И.М. находится в следственном отделе по г. Биробиджан СУ СК РФ по ЕАО, в связи с чем не может быть представлена в арбитражный суд.
В этой связи, арбитражным судом первой инстанции в судебное заседание в качестве свидетеля вызван врач-терапевт областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная больница" Данцева Людмила Владимировна (лечащий врач пациента Гичкина И.М.).
Опрошенная в судебном заседании свидетель Данцева Л.В. дала показания о том, что пациент Гичкин И.М. поступил в отделение в очень тяжёлом состоянии, в связи с этим решение на оказание медицинской помощи, в том числе, врачом- гематологом и проведение пункции было принято консилиумом.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд первой инстанции, проведя всесторонний анализ обстоятельств дела, правомерно пришел к выводу о том, что в данном случае состав административного правонарушения в действиях общества управлением здравоохранения не доказан.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 10.08.2015 по делу N А16-761/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-761/2015
Истец: Управление здравоохранения Правительства Еврейской автономной области
Ответчик: ООО "Медицинский диагностический центр"
Третье лицо: Данцева Людмила Владимировна