город Ростов-на-Дону |
|
08 октября 2015 г. |
дело N А53-16319/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Чевтаева Андрея Анатольевича - Фокина О.В. по доверенности от 21.11.2014;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Гаврилова В.Д. по доверенности от 09.04.2015 N 45;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Чевтаева Андрея Анатольевича
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.07.2015 по делу N А53-16319/2015, принятое судьёй Бондарчук Е.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Чевтаева Андрея Анатольевича
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Чевтаев Андрей Анатольевич (далее - заявитель, ИП Чевтаев А.А., предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным решения от 22.05.2015 по делу N 744/04 и незаконным предписания от 22.05.2015 N 486/04.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается факт распространения предпринимателем рекламы табачной продукции и зажигалок в нарушение запрета, установленного частью 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил отменить решение полностью и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что согласно пункту 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает критериям рекламы, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 10 Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Исходя из изложенного, заявитель указывает, что размещенная им информация в месте продажи табачной продукции относится к указанному виду информации и не является рекламой. Заявитель полагает, что листы с перечнем наименований и цены табачной продукции не являются рекламой, в связи с чем в его действиях отсутствует факт нарушения запрета, установленного частью 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области не согласилось с доводами предпринимателя, просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя Чевтаева Андрея Анатольевича поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 16.04.2015 (вх. N 5797) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поступило заявление физического лица о факте распространения в апреле 2015 года в г. Волгодонске Ростовской области рекламы табачной продукции путем размещения в витринных окнах торговых объектов (павильонов), в которых реализуется табачная продукция.
Подателем жалобы представлены фотографии фасадов 43 павильонов "Дымок" и размещенной в витринах павильонов информации. По результатам анализа представленных фотоматериалов антимонопольный орган установил факт наличия в действиях предпринимателя признаков нарушения законодательства о рекламе, в связи с чем в отношении него возбуждено дело N 744/04.
Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 22.05.2015 по делу N 744/04 признана ненадлежащей реклама табачной продукции и зажигалок, содержащая сведения "Цены снижены!" с указанием конкретной табачной продукции и зажигалок, распространявшаяся в апреле - мае 2015 года в г. Волгодонске путем размещения в витринных окнах табачных павильонов "Дымок" индивидуального предпринимателя Чевтаева А.А., в связи с нарушением требований пункта 8 статьи 7 Федерального закона "О рекламе".
Предпринимателю выдано предписание от 22.05.2015 N 486/04 по делу N 744/04 о прекращении распространения рекламы табачной продукции и зажигалок. Предпринимателю также предписано представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области письменные доказательства исполнения предписания в срок до 25.06.2015.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения в сфере рекламы регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе).
Перечень товаров, реклама которых не допускается, приведен в статье 7 Закона о рекламе.
В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
Соответствующий пункт введен Федеральным законом от 21.10.2013 N 274-ФЗ в связи с принятием Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон N 15-ФЗ) и вступил в действие с 15.11.2013.
Статьей 11 Закона N 15-ФЗ в числе мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, предусмотрено установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Закона N 15-ФЗ в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака.
Частью 5 статьи 16 Закона N 15-ФЗ предусмотрено, что запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в витринных окнах торговых павильонов в г. Волгодонске, реализующих табачную продукцию и зажигалки, принадлежащих предпринимателю, размещены для наружного обозрения листы с перечнем наименований табачной продукции, зажигалок и указанием цен на них. Рядом размещена надпись "Цены снижены!".
В частности, в витринном окне павильона "Дымок" по адресу ул. Гагарина, 62, размещена следующая информация: надпись "Цены снижены!" и листы с перечнем наименований табачной продукции (сигарет) и её разновидностей: "Вингс"; "Винстон"; "Гламур"; "Кэмел"; "ЛД"; "Море"; "Петр"; "Русский Стиль"; "Святой Георгий"; "Тройка Лигет" с указанием цен по каждому из наименований.
В витринном окне павильона "Дымок" по адресу ул. Королева, 7, размещена информация: надпись "Цены снижены!" и листы с перечнем наименований табачной продукции (сигарет, папирос) и её разновидностей: "21 ВЕК"; "Армада"; "Беломорканал"; "Донской табак"; "Сенатор"; "Эль"; "Наша Марка"; "Прима Дона"; "Ричмонд"; "Винстон"; "Гламур"; "Кэмел"; "ЛД", а также зажигалок ("Am-21 Classik"; "Gold Mill 01"; "Gold Mill 03 Турбо"; "Gold Mill 05"; "Zeita"; "БИК"; "Ростов МРЦ 44.00") с указанием цен по каждому из наименований.
Указанная выше информация в соответствии с используемым способом распространения адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение их внимания к перечисленной в ней табачной продукции, зажигалок, формирование и поддержание интереса к этому товару и его продвижение на рынке.
Павильоны "Дымок" с перечнем наименований табачной продукции (в 13 из них и с перечнем зажигалок) и надписью "Цены снижены!" расположены также по следующим адресам: ул. Ленинградская, 68; ул. Карла Маркса, 61; ул. Карла Маркса, 30А; ул. Королева, 7; ул. Кошевого, 21; ул. Кошевого, 9; ул. Кошевого, 16; ул. Дружбы, 3; ул. Гагарина, 31; ул. Курчатова, 20 А; ул. Энтузиастов, 10; ул. Энтузиастов, 14/16; ул. Энтузиастов, 20А; ул. Черникова, 19; ул. Энтузиастов, 27; ул. Энтузиастов, 45; пр. Строителей, 2; пер. Западный, 4/6; ул. Гагарина, 2; ул. 2-я Бетонная, 1; ул. Морская, 40А; ул. Морская, 62; ул. Думенко, 8; ул. 2-я Бетонная, 1; ул. Степная, 2А; ул. Степная, 10; ул. Горького, 182; ул. Степная, 171; ул. 30 лет Победы, 16; ул. Ленина, 105; ул. Морская, 116; ул. Ленина, 102; ул. Ленина, 71; ул. Ленина, 64; ул. Морская, 29; ул. Морская, 102; ул. Морская, 132; ул. Береговая, 73; ул. Строителей, 33 (4 павильона).
Согласно представленным фотографиям, в витринных окнах указанных павильонов "Дымок" размещена информация о продавце: "ИП Чевтаев А.А., ИНН 614300722617, ОГРН 404614319700038, факт. адрес: г. Волгодонск, ул. Гагарина, 62".
Довод предпринимателя о том, что размещенная в витринах павильонов информация не является рекламой, а относится к информации, обязательной к доведению до сведения потребителей, не принимается судебной коллегией по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 5 пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Одновременно в пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 указывается, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.
Как установлено судом, размещенная в витринных окнах павильонов информация содержит сведения, вызывающие ассоциацию у потребителей с определенным конкретным товаром - табачной продукцией: "21 ВЕК"; "Армада"; "Беломорканал"; "Донской табак"; "Сенатор"; "Эль"; "Наша Марка"; "Прима Дона"; "Ричмонд"; "Винстон"; "Гламур"; "Кэмел"; "ЛД", а также зажигалок ("Am-21 Classik"; "Gold Mill 01"; "Gold Mill 03 Турбо"; "Gold Mill 05"; "Zetta"; "БИК"; "Ростов МРЦ 44.00" и других. Данные сведения, сопровождаемые информацией "Цены снижены!", адресованы неопределенному кругу лиц и направлены на привлечение внимания к определенному конкретному товару, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Кроме того, ссылаясь на то, что размещенные в витринах павильонов сведения относятся к информации о реализуемом товаре и цене на него, заявитель не учитывает следующее.
Согласно части 5 статьи 19 Закона N 15-ФЗ информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков.
В данном случае, такая информация размещена в витринах торговых павильонов и фактически предназначена для привлечения внимания неопределенного круга лиц к реализуемому товару в совокупности с надписью "Цены снижены!".
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом антимонопольного органа о несоблюдении предпринимателем запрета, установленного пунктом 8 статьи 7 Закона о рекламе, в связи с чем оспариваемые решение и предписание Управления являются законными и обоснованными и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.07.2015 по делу N А53-16319/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-16319/2015
Истец: Чевтаев Андрей Анатольевич
Ответчик: Управление ФАС по РО, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
Третье лицо: Фокин О В