г. Москва |
|
08 октября 2015 г. |
Дело N А41-58193/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - закрытого акционерного общества "Клинмолоко" - извещено, представитель не явился,
от инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Клину Московской области - Курманова А.В. (представителя по доверенности от 22.09.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Клину Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15.07.2015 по делу N А41-58193/14, принятое судьей Панкратьевой Н.А.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Клинмолоко" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области о признании незаконными действий инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Клину Московской области (далее - инспекция) по вынесению уведомления от 20.06.2014 N 552 об оставлении без рассмотрения документов общества под номером 552, предоставленных 11.06.2014 для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.07.2015 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя общества.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
Внеочередным общим собранием акционеров общества 27.01.2014 принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии, о чем налоговым органом были внесены соответствующие записи в ЕГРЮЛ.
В журнале "Вестник государственной регистрации" (N 14 974) 09.04.2014 опубликованы сообщения о ликвидации общества, а также информация о том, что требования кредиторов могут быть предъявлены в течении 2 месяцев с даты публикации сообщения по адресу: Московская область, г. Клин, ул. Дурыманова, д. 16.
Ликвидационная комиссия 10.06.2014 подготовила промежуточный ликвидационный баланс общества и 11.06.2014 представила в инспекцию уведомление по форме N Р15003 о составлении промежуточного ликвидационного баланса организации с необходимыми приложениями.
Уведомлением от 20.06.2014 N 552 инспекция сообщила ликвидационной комиссии об оставлении указанных документов без рассмотрения, разъяснив о необходимости включения в промежуточный ликвидационный баланс сумм задолженности по налогам, пени и штрафу на общую сумму 15 421 442 рубля на основании не вступившего в силу решения инспекции от 29.04.2014 N 10-43/0513.
Не согласившись с инспекцией, общество 18.09.2014 оспорило в судебном порядке ее действия об оставлении без рассмотрения документов общества.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Согласно пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.
В силу требований пункта 4 статьи 62 Гражданского кодекса с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Статьей 63 Гражданского кодекса установлено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации, Закон) сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме (часть 1 указанной статьи).
Согласно пункту 2 статьи 20 Закона регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.
Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (часть 3 статьи 20 Закона о регистрации).
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с Законом о регистрации или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления заявителем определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Законом о регистрации и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с Законом о регистрации или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 3 статьи 13.1, пунктом 2 статьи 20, пунктом 4 статьи 22.1, пунктом 5 статьи 22.2 Закона о регистрации;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона о регистрации;
и) получения в соответствии с подпунктом "в" статьи 21.2 Закона о регистрации от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе;
к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;
л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в ЕГРЮЛ;
м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;
н) если физическое лицо - учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации;
с) неисполнения юридическим лицом в процессе реорганизации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со статьей 7.1 и пунктом 2 статьи 13.1 Закона о регистрации;
т) неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса и со статьей 7.1 Закона о регистрации;
у) неисполнения юридическим лицом при уменьшении уставного (складочного) капитала обязанности уведомить кредиторов в соответствии с Гражданским кодексом и со статьей 7.1 Закона о регистрации.
Наличие судебного спора о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, не является основанием для отказа в государственной регистрации.
Данный перечень оснований для отказа является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно пункту 5 статьи 20 Закона о регистрации в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
Принятие инспекцией решения, которым обществу были начислены налоги, пени и штрафы, не указано Законом о регистрации в качестве основания для принятия решения об оставлении без рассмотрения документов общества.
Кроме того, согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Между тем, как установил Арбитражный суд Московской области при рассмотрении дела N А41-36288/2014 по заявлению инспекции о взыскании с общества недоимки по налогам в общей сумме 11 508 886 рублей, пени в сумме 1 217 879 рублей, штрафа в сумме 2 694 677 рублей и по заявлению общества об оспаривании решения инспекции от 29.04.2014 N 10-43/0513, заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
Доказательств направления в адрес налогоплательщика требований об уплате сумм недоимки, пени и штрафа на основании решения от 29.04.2013 N 10-43/0513 инспекцией не представлено, в связи с чем инспекцией не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, что, в свою очередь, является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения в соответствии с части 2 статьи 148 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.11.2014 по делу N А41-36288/2014, вступившим в законную силу 12.02.2015, заявленное требование инспекции о взыскании с общества недоимки по налогам в сумме 11 508 886 рублей, пени 1 217 879 рублей, штрафов в сумме 2 694 677 рублей, оставлено без рассмотрения, а требование общества о признании недействительным решения инспекции от 29.04.2014 N 10-43/0513 удовлетворено.
Оставление без рассмотрения промежуточного ликвидационного баланса, мотивированное требованием о включении в промежуточный ликвидационный баланс штрафа на общую сумму 15 421 442 рублей на основании не вступившего в законную силу решения инспекции от 29.04.2014 N 10-43/0513 (и незаконного, как следует из данного решения суда по другому делу), нельзя признать правомерным.
Также апелляционный суд принимает во внимание, что общество представило инспекции уведомление по форме N Р15003 о составлении промежуточного ликвидационного баланса организации (с необходимыми приложениями) 11.06.2014.
Пунктом 1 статьи 8 Закона о регистрации установлено, что государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено Законом о регистрации.
Уведомление об оставлении без рассмотрения данных документов подписано заместителем начальника инспекции 20.06.2014.
В соответствии с положениями статьи 198 АПК РФ и иными нормами, содержащимися в главе 24 АПК РФ, проверка ненормативных правовых актов, решений действий органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц на предмет соответствия их закону осуществляется по состоянию на момент их вынесения (постановления Арбитражного суда Московского округа от 11.02.2014 по делу N А41-33101/2014, от 25.05.2015 по делу N А41-55029/14).
На данную дату каких-либо обстоятельств, предусмотренных Закона о регистрации, препятствовавших инспекции принять решение по документам, представленным обществом (его ликвидационной комиссией), не существовало.
В связи с этим отклоняется довод инспекции о том, что 30.01.2015 по делу N А41-72109/14 судом приняты обеспечительные меры, запрещающие вносить в ЕГРЮЛ запись о ликвидации общества (в последующем отменены судом), отклоняется апелляционным судом, поскольку на момент обращения общества в инспекцию с указанным заявлением и на момент совершения последней оспариваемых действий обеспечительных мер не принималось.
Инспекция на основании представленного уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица в силу пункта 3 статьи 20 Закона о регистрации должна была внести запись в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдать свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, либо вынести соответствующий мотивированный отказ.
Между тем инспекция в июне 2014 года не внесла в ЕГРЮЛ запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса в отношении заявителя.
Оснований для отказа в принятии соответствующего решения, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Закона о регистрации, у инспекции также не имелось.
Поскольку действия инспекции подлежали проверке на предмет соответствия их закону исходя из обстоятельств, существовавших на 20.06.2014, также отклоняется ссылка инспекции на внесение ею требуемой записи в ЕГРЮЛ по документам общества 17.06.2015. Такое обстоятельство само по себе не могло свидетельствовать о законности действий инспекции, совершенных 20.06.2014 (почти за год до внесения записи в ЕГРЮЛ).
Из доводов инспекции, материалов дела оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.07.2015 по делу N А41-58193/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-58193/2014
Истец: ЗАО "Клинмолоко"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Клину Московской области
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Клину Московской области