Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2016 г. N Ф05-19145/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
09 октября 2015 г. |
Дело N А40-100895/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, В.А. Свиридова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Ш. Сатаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "ЦИУС ЕЭС"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.08.2015 по делу N А40-100895/2015, принятое судьей Касьяновой Н.В. (153-715),
по заявлению ОАО "ЦИУС ЕЭС"
к МТУ Ростехнадзора
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: Сушилин С.В. по дов. от 30.04.2014;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "ЦИУС ЕЭС" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления МТУ Ростехнадзора (заинтересованное лицо) от 21.05.2015 N 212-Г/3.3-19/Ж-01 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Решением от 06.08.2015 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом суд первой инстанции исходил из доказанности события и состава вменяемого обществу административного правонарушения, соблюдения заинтересованным лицом порядка привлечения общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ОАО "ЦИУС ЕЭС" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ОАО "ЦИУС ЕЭС" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель МТУ Ростехнадзора, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заинтересованного лица.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя заявителя, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 08.04.2015 на основании приказа от 25.03.2015 МТУ Ростехнадзора проведена проверка объекта капитального строительства "Комплексное техническое перевооружение и реконструкция ПС 500 кв "Бескудниково", расположенного по адресу: г. Москва, Высоковольтный проезд, д. 5.
В ходе проверки установлено, что лицом, осуществляющим строительство, нарушены требования ч. 4 ст. 52 ГрК РФ, п. 2 Правил проведения консервации объекта капитального строительства (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802), а именно: заказчик-застройщик ОАО "Центр инжиниринга и управления строительством Единой энергетической системы" не обеспечил консервацию (приведение объекта и территорий, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций, и безопасность объекта для населения и окружающей среды) объекта капитального строительства, при приостановлении робот более чем на шесть месяцев.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 17.04.2015 N 125-Г/3.3-27/Ж-01 (Т.2 л.д. 20-24).
13.05.2015 МТУ Ростехнадзора в отношении ОАО "ЦИУС ЕЭС" в присутствии представителя общества по доверенности составлен протокол об административном правонарушении, по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
21.05.2015 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем руководителя МТУ Ростехнадзора вынесено постановление N 212-Г/3.3-19/Ж-01, которым ОАО "ЦИУС ЕЭС" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ. Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150000 руб.
Считая постановление от 21.05.2015 незаконным, ОАО "ЦИУС ЕЭС" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ материалы дела, приходит к выводу об обоснованности вывода суда первой инстанции о составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления уполномоченными должностными лицами в рамках компетенции государственного органа (ст.ст. 25.1, 25.4, 25.5, 28.2, 29.7 КоАП РФ).
О времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель общества извещен (Т.2 л.д. 16-18, 88). Представитель общества по доверенности при рассмотрении дела присутствовал.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) заинтересованным лицом соблюден.
Нарушения процедуры привлечения ОАО "ЦИУС ЕЭС" к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, судом не установлены.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора, строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком, либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Согласно ч. 4 ст. 52 ГрК РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
Консервация объекта капитального строительства при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на 6 месяцев, осуществляется на основании и в порядке, предусмотренном гл. 1 Правил проведения консервации объекта капитального строительства.
В соответствии с требованиями Правил проведения консервации объекта капитального строительства, решение о консервации объекта принимается застройщиком (заказчиком) в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.
Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет, об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.
Событие вменяемого заявителю административного правонарушения подтверждается актом проверки от 17.04.2015 N 125-г/3.3-27/Ж-01, протоколом об административном правонарушении от 13.05.2015 и иными материалами административного дела.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив, имеющиеся в деле доказательства, собранные заинтересованным лицом в установленном законом порядке, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не содержится доказательств отсутствия у общества возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Данные обстоятельства заявителем в порядке ч. 1 ст. 65 АПК РФ не опровергнуты.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина ОАО "ЦИУС ЕЭС" в совершении административного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Судебная коллегия, учитывая изложенные обстоятельства и приведенные правовые нормы, считает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, в действиях ОАО "ЦИУС ЕЭС".
Административное наказание назначено заинтересованным лицом с учетом требований ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на невыполнение договорных обязанностей контрагентами общества отклоняются судом как не относимые и не свидетельствующие об отсутствие события и состава административного правонарушения. При этом следует учесть, что общество является профессиональным участником в сфере строительства, который обязан знать и соблюдать требования соответствующих нормативных актов.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств дела.
Исходя из относимости и допустимости имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06.08.2015 по делу N А40-100895/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.