г. Чита |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N А58-280/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2015 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. О Никифорюк, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем О. С. Фоминой,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)", Министерства спорта Республики Саха (Якутия), открытого акционерного общества Республиканский проектно-изыскательский институт "Якутпроект" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2015 года по делу N А58-280/2015 по заявлению государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (ИНН 1435138461, ОГРН 1031402055850, 677018, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Аммосова, 8), Министерства спорта Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435270935, ОГРН 1131447012179, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, пр. Ленина,4/2), открытого акционерного общества Республиканский проектно-изыскательский институт "Якутпроект" (ИНН 1435104600, ОГРН 1021401052496, 677018, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Аммосова, 8) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Аммосова, 18, каб. 407) о признании недействительным решения, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне антимонопольного органа - Прокуратуры Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ленина,48),
(суд первой инстанции судья Устинова А. Н.)
при участии в судебном заседании:
от ГКУ "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)": Иванов А. А. - представитель по доверенности от 27.12.2013 г.,
от ОАО РПИИ "Якутпроект": не явился,
от Министерства спорта РС (Я): Ксенофонтов М. В. - представитель по доверенности от 10.03.2015 г.,
от УФАС РС (Я): не явился,
от Прокуратуры РС (Я): Вецина Т. А. - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры забайкальского края,
установил:
Государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее ГКУ, Служба госзаказчика), Министерство спорта Республики Саха (Якутия) (далее Министерство), Открытое акционерное общество Республиканский проектно-изыскательский институт "Якутпроект" (далее ОАО ЯПИИ "Якутпроект") обратились в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее УФАС РС (Я), антимонопольный орган) о признании недействительным решения по делу N 02-84/14А от 16.01.2015 о нарушении антимонопольного законодательства в части признания заявителей нарушившими статью 16 Федерального закона "О защите конкуренции".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГКУ, Министерство и ОАО ЯПИИ "Якутпроект" обжаловали его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ГКУ указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, антимонопольный орган не доказал, что рассматриваемые действия отвечают всем признакам, установленным для такого вида нарушения антимонопольного законодательства. Вывод суда первой инстанции о том, что действия ГКУ "Служба госзаказчика РС (Я)" по установлению необоснованно короткого срока исполнения контракта по спорным аукционам обоснованно признаны антимонопольным органом согласованными, является ошибочным, так как срок для поставки готовой проектной документации не ставится в зависимость от сроков прохождения государственной экспертизы проектной документации, поскольку предметом спорных аукционов является не разработка проектной документации с выдачей заказчиком технического задания проектировщику, а поставка готовой проектной документации. В этой связи положения Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением РФ от 05.03.2007 N 145 применению не подлежат.
Министерство спорта в апелляционной жалобе указывает на несогласие с решением суда первой инстанции в части признания решения антимонопольного органа законным и обоснованным в отношении Министерства спорта Республики Саха (Якутия). Действия, перечисленные в решении антимонопольного органа не приводят к ограничению конкуренции; суд первой инстанции не раскрывает, как перечисленные действия Министерства могли повлиять в дальнейшем на недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
ОАО РПИИ "Якутпроект" в апелляционной жалобе ссылается на необоснованность и недоказанность выводов суда первой инстанции. У государственного заказчика и у органа исполнительной власти отсутствовала заинтересованность в выборе конкретного исполнителя на поставку готовой проектной продукции по объектам "Универсальный спортивный тир в г. Якутске" и "Центр адаптивной физической культуры и спорта с гостиницей на 100 мест", таким образом отсутствует обоснование согласованности действий, со ссылкой на статью 8 Закона "О защите конкуренции" в части соответствия результата действий интересам всех участников указанных действий.
УФАС в отзыве на апелляционные жалобы указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель ГКУ в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителей.
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы Министерства.
Представитель прокуратуры Республики Саха (Якутия) поддержала доводы, изложенные в возражениях от 17.08.2015 N 38-11-2015.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. ОАО РППИ "Якутпроект" и УФАС по РС (Я) своих представителей в судебное заседание не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В соответствии с ч. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционных жалоб, отзыва и возражений на них, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, президент Республики Саха (Якутия) Борисов Е.А. 13.01.2014 обратился к министру спорта Российской Федерации Мутко В.Л. с письмом N 08-А1 (том 2, л.д. 17 - 21) о строительстве спортивных объектов к VI Международным спортивным играм "Дети Азии", в котором указано, что ориентировочная стоимость строительства по объекту "Универсальный спортивный тир в г. Якутске" по расчетам ОАО РПИИ "Якутпроект" проектно-изыскательские работы - 44,00 млн. руб., строительно-монтажные работы -880,00 млн. руб.; по объекту "Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске" ориентировочная стоимость строительства по расчетам ОАО РПИИ "Якутпроект" проектно-изыскательские работы - 44,20 млн. руб., строительномонтажные работы - 884,00 млн. руб.
7.03.2014 Министерство спорта обратилось с письмом N 766 (том 2, л.д. 22) к президенту Республики Саха (Якутия) N766 об исполнении поручения N А1-1124 от 13.02.2014 о предоставлении в адрес Министерства спорта РФ информации о степени готовности проектно-сметной документации спортивных объектов к VI Международным спортивным играм "Дети Азии", из которого следует, что по расчетам ОАО РПИИ "Якутпроект" предварительная стоимость строительства по объекту "Универсальный стрелковый комплекс в г. Якутске" составляет 880,0 млн. рублей, проектно-изыскательские работы - 44,0 млн. рублей, по объекту "Центр адаптивной физической культуры и спорта с гостиницей на 100 мест" - 884,0 млн. рублей, проектно-изыскательские работы - 44,0 млн. рублей.
Кроме того, в письме указано, что Минспорта совместно с Администрацией ГО "Город Якутск" и ОАО РПИИ "Якутпроект" рассмотрены и определены наиболее перспективные варианты земельных участков для размещения рассматриваемых объектов - размещение на одном участке за территорией комплекса "Дохсун" в городе Якутске, предложено утвердить участки размещения объектов и предусмотреть средства на проектно-изыскательские работы, а также продлить исполнение поручения до 01.06.2014.
26.03.2014 ГКУ обратилось в Окружную администрацию ГО "город Якутск" с письменным заявлением N 1438 (том 3, л.д. 47) о предоставлении топографической съемки и акта выбора земельного участка под проектирование и строительство объектов VI Международных спортивных игр "Дети Азии": "Универсальный спортивный тир в г. Якутске" и "Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске", с приложением примерной посадки объектов на территории спортивного центра "Дохсун".
19.05.2014 заявление рассмотрено и принято решение (том 3, л.д. 48) согласовать вопрос о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, расположенного по адресу: г. Якутск, квартал 152, под проектирование и строительство объекта "Объекты VI Международных спортивных игр "Дети Азии" ("Универсальный спортивный тир в г. Якутске" и "Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске").
На основании протокола от 19.05.2014 Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации ГО "Город Якутск" ГКУ выдан акт выбора земельного участка от 20.05.2014 N 234/14 в квартале 152 города Якутска под проектирование и строительство объекта "Объекты VI Международных спортивных игр "Дети Азии" ("Универсальный спортивный тир в г. Якутске" и "Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске").
30.04.2014 Министерством экономики РС (Я) направлено министру спорта РС (Я) заключение N И-04-2803 (том 2, л.д. 41), в котором согласованы технические задания на выполнение проектных работ объектов: "Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске", "Универсальный спортивный тир в г. Якутске" с замечаниями.
05.05.2014 министром спорта РС (Я) в адрес и.о. министра экономики РС (Я) направлено письмо N 1548 (том 3, л.д. 25 - 29) с обоснованием, в том числе необходимости строительства рассматриваемых объектов за территорией Спортивного комплекса "Дохсун".
15.05.2014 принято распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) N 475- р "Об утверждении Перечня проектной документации, финансируемой в рамках Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) на 2014 год за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)" (том 2, л.д. 24 - 33), в пункте 5 которого указано заказчикам - государственному казенному учреждению "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" Министерству архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) осуществить подготовку документаций о закупках по объектам.
Распоряжением Правительства РС (Я) от 21.08.2014 N 938-р (том 3, л.д. 34 - 37) внесены изменения в приложение N 3 к распоряжению Правительства РС (Я) от 15.05.2014 N 475-р - Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске: выкуп ПСД на стадии "Проект", выкуп ПСД на стадии "Рабочая документация" всего 44 220, 00000 тыс. рублей (начальная (максимальная) цена контракта; Универсальный спортивный тир в г. Якутске: выкуп ПСД на стадии "Проект", выкуп ПСД на стадии "Рабочая документация" всего 44 000, 00000 тыс. рублей.
23.09.2014 распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) N 1105-р (том 3, л.д. 38 - 40) внесены изменения в лимиты финансирования по вышеуказанным объектам.
30.06.2014 технические задания на выполнение проектных работ по объектам "Центр адаптивной физической культуры и спорта в городе Якутске" и "Универсальный спортивный тир в городе Якутске" (том 3, л.д. 2 - 16) утверждены Минспорта Республики Саха (Якутия), т.е. Минспорта является государственным органом, для нужд которого ведется проектирование, государственным заказчиком.
31.10.2014 ГКУ опубликовано извещение N 0116200007914011581 о проведении электронного аукциона на поставку готовой проектной документации по объекту "Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске" начальная (максимальная) цена контракта 44 220 000, 00 рублей (том 2, л.д. 42 - 58).
В требованиях указано, что требуется наличие земельного участка; наличие положительного заключения Государственной экспертизы; дизайн проект 3 D формате с наружной и внутренней отделкой основных помещений холл, коридор, столовая, спортивный зал, бассейн; альбом цветной расколеровки фасадов в 2-х вариантах в формате A3 по 7 экз.; должно быть согласовано с Министерством архитектуры и строительного комплекса РС (Я); мебель и оборудование должно быть согласовано с Минспорта.
19.11.2014 протоколом Единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд ГКУ электронный аукцион признан несостоявшимся, поскольку заявку на участие подал единственный участник соответствующий всем требованиям ОАО РПИИ "Якутпроект".
17.11.2014 в УФАС поступила жалоба ООО "ГарантЭнергоПроект" на действия Государственного комитета по размещению заказов, государственного заказчика ГКУ "СГЗ РС (Я)" при проведении электронного аукциона на поставку готовой проектной документации "Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске". Жалоба рассмотрена антимонопольным органом в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По результатам рассмотрения жалобы на основании решения от 27.11.2014 по делу N 06-920/14т о нарушении законодательства в сфере закупок выдано предписание о внесении изменений в аукционную документацию.
08.12.2014 на основании предписания УФАС включены изменения в описательную часть аукционной документации и вышеуказанные условия исключены, отменен протокол от 19.11.2014 (том 3, л.д. 61 - 75).
Аукцион на поставку готовой продукции по объекту "Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске" признан несостоявшимся, ОАО РПИИ "Якутпроект" в соответствии с протоколом от 25.12.2014 признан единственным участником.
05.11.2014 ГКУ размещено извещение на электронный аукцион N 0116200007914011719 на поставку готовой проектной документации "Универсальный спортивный тир в г. Якутске", начальная (максимальная) цена контракта 45 400 000,00 рублей (том 2, л.д. 78 - 103).
В требованиях также указано, что требуется наличие земельного участка; наличие положительного заключения Государственной экспертизы; дизайн проект 3D в формате с наружной и внутренней отделкой основных помещений холл, коридор, столовая, спортивный зал, бассейн; альбом цветной расколеровки фасадов в 2-х вариантах в формате A3 по 7 экз.; должно быть согласовано с Министерством архитектуры и строительного комплекса РС (Я); мебель и оборудование должно быть согласовано с Минспорта Республики Саха (Якутия).
05.12.2014 внесены изменения в аукционную документацию, исключены вышеуказанные требования (том 3, л.д. 105 - 120).
На аукцион на поставку готовой продукции по объекту "Универсальный спортивный тир в г. Якутске" допущено 2 участника - определено ОАО РПИИ "Якутпроект" и ООО ТП "Хонко" (г. Москва), победителем в соответствии с протоколом от 30.12.2014 определено ОАО РПИИ "Якутпроект".
28.04.2015 ГАУ "Управление госэкспертизы по РС (Я)" выдало ГКУ положительное заключение государственной экспертизы по объекту "Универсальный спортивный три в г. Якутске" (том 4, л.д. 70 - 88), из которого следует, что к проектированию объекта в качестве субпроектировщика привлекалось ООО ТП "Хонко" (участник аукциона по данному объекту); научно-исследовательская работа по объекту выполнена Якутским филиалом Геофизической службы СО РАН в августе 2014 года на основании договора от 08.08.2014 N 16/14 с ОАО РПИИ "Якутпроект".
04.09.2014 и 05.09.2014 зам. директора ГКУ Ширгиным А.А. в адрес генерального директора Общества Шишигина И.И. направлены ответы N 4186 и N 4206 по запросу проектной организации N 1100 от 03.09.2014 по вопросам технологического присоединения проектируемых спортивных объектов к электрическим и газораспределительным сетям (том 4, л.д. 48 - 49, 65).
22.09.2014 и 23.09.2014 зам. директора ГКУ Ширгиным А.А. в адрес технического директора Общества Деркач В.М. направлены письма N 4482, N 4514 по вопросу уточнения расчета стоимости технологического присоединения объектов к электрическим сетям ОАО АК "Якутскэнерго" (том 4, л.д. 46 - 47, 66).
09.10.2014 Общество обратилось в ГАУ "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в строительстве Республики Саха (Якутия)" с заявлением о проведении государственной экспертизы проектно-сметной документации на объект "Центр адаптивной физической культуры в городе Якутске", в заявлении указан адрес размещения объекта: г. Якутск, ул. Ногина, 41 (улица Ногина располагается за спортивным комплексом "Дохсун"), площадь земельного участка в границах отвода 25 580 кв.м., площадь застройки 6 314 кв.м., источник финансирования - государственный бюджет Республики Саха (Якутия) (том 3, л.д. 31 - 32).
10.10.2014 Общество обратилось с заявлением по объекту "Универсальный спортивный тир в городе Якутске", адрес размещения объекта: г. Якутск, квартал 150, площадь земельного участка в границах отвода 22 834 кв.м., площадь затройки 5 579, 8 кв.м., источник финансирования строительства - Инвестиционная программа РС (Я) на 2014 год за счет государственного бюджета РС (Я) (том 3, л.д. 38).
21.10.2014 Общество заключило договор N 14-0160-14 с ГАУ "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в строительстве Республики Саха (Якутия)", предметом которого является проведение государственной экспертизы проекта по объекту: "Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске", цена договора - 1 212 034, 64 рублей, в том числе НДС (том 3, л.д. 33 - 37).
21.10.2014 между Обществом и ГАУ "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в строительстве Республики Саха (Якутия)" заключен договор N 14-0161-14 на объект: "Универсальный спортивный тир в г. Якутске" на N 14-0161-14, цена договора - 1 155 406, 61 рублей, в том числе НДС (том 3, л.д. 39 - 43).
23.10.2014 Общество письмом N 1309 обратилось в МКУ "Агентство земельных отношений" с заявлением о предоставлении земельного участка по следующим объектам: "Универсальный спортивный тир в г. Якутске"; "Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске" (том 2, л.д. 23).
12.12.2014 в УФАС поступили материалы проверки Прокуратуры о согласованных действиях Минспорта, заказчика ГКУ и Общества, указывающих на нарушение статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции" при организации и проведении электронных аукционов на поставку готовой проектной документации на объекты "Центр адаптивной физической культуры и спорта в городе Якутске" и "Универсальный спортивный тир в городе Якутске".
26.12.2014 приказом N 126 УФАС возбуждено дело по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции" Минспорта, ГКУ, Общества и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 26.12.2014 дело N 02-84/14А назначено к рассмотрению на 30.12.2014.
Решением от 16.01.2015 (резолютивная часть решения оглашена 30.12.2014) Комиссия УФАС признала государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)", Министерство спорта Республики Саха (Якутия), открытое акционерное общество Республиканский проектно-изыскательский институт "Якутпроект" нарушившими статью 16 Федерального закона "О защите конкуренции" (пункты 1 - 3), решила передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для изучения вопроса о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях (пункт 4).
Не согласившись с решением УФАС от 16.01.2015, ГКУ, Министерство спорта и Общество обжаловали его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывов и возражений, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства урегулирован Главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции).
Частью 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции установлено, что одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства закреплен в статье 44 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган помимо прочего устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению (пункт 2 части 5 статьи 44 Закона о защите конкуренции).
В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Диспозиция ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает, что запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Из названной нормы следует прямой запрет на соглашения и/или согласованные действия между государственными органами и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения и/или согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Понятие согласованных действий в статье 16 Закона о защите конкуренции с участием указанных в ней субъектов не раскрывается. В этой связи необходимо руководствоваться определением согласованных действий, данным в статье 8 Закона о защите конкуренции.
В связи с чем, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что из содержания и смысла статей 3, 8 Закона о защите конкуренции в их взаимосвязи к субъектам, определенным в статье данного Закона, при оценке их действий как согласованные, применимы положения статьи 8 Закона о защите конкуренции, поскольку данная норма является общей, распространяющей свое действие на отношения, связанные с защитой конкуренции.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.10.2011 по делу N Ф03-4694/2011.
В силу общего подхода к толкованию термина "согласованные действия", содержащем в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольных дел" следует учитывать следующее. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из субъектов таких действий - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Причем такие действия могут осуществляться разными способами, в том числе путем переписки, содержащей сведения о целях и характере таких действий.
Суд первой инстанций, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, переписку между Министерством спорта и Правительством Республики Саха (Якутия) о ходе подготовки проектно-сметной документации, между ГКУ "Служба государственного заказчика РС (Я)" и администрацией ГО "Якутск" о предоставлении земельного участка, установления неправомерных требований о наличии земельного участка, положительного заключения госэкспертизы по объекту "Центр адаптивной физической культуры и спорта в г. Якутске" и по объекту "Универсальный спортивный тир в г. Якутске", заявлений ОАО РППИ "Якутпроект" о проведении государственной экспертизы ПСД на объекты, заключения договоров на выполнение экспертных работ, письма о предоставлении земельного участка, правомерно пришел к обоснованным выводам о том, что согласованные действия Министерства спорта РС (Я), ГКУ "Служба государственного заказчика РС (Я)" и ОАО РПИИ "Якутпроект", направленные на приобретение готовой проектно-сметной документации, привели к ограничению конкуренции, так как ограничили допуск на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, создали преимущественные условия участия в открытом электронном ОАО РПИИ "Якутпроект"; всем участникам был известен ожидаемый конечный результат всех действий, действия совершены для достижения одного результата - заключения государственных контрактов именно с ОАО РПИИ "Якутпроект".
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции о правомерности квалификации антимонопольным органом действий Министерства спорта РС (Я), ГКУ "Служба государственного заказчика РС (Я)" и ОАО РПИИ "Якутпроект", как нарушающих статью 16 Закона о защите конкуренции.
Доводы заявителей, приведенные в апелляционных жалобах, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Рассмотрев апелляционные жалобы на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2015 года по делу N А58-280/2015, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2015 года по делу N А58-280/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу Республиканский проектно-изыскательский институт "Якутпроект" (ИНН 1435104600, ОГРН 1021401052496) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению N 1125 от 23.07.2015.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-280/2015
Истец: Государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)", Министерство спорта Республики Саха (Якутия), ОАО Республиканский проектно-изыскательский институт "Якутпроект"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Министерство спорта Республики Саха (Якутия), Прокуратура Республики Саха (Якутия)