г. Москва |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N А40-47439/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Банина И.Н., Сазоновой Е.А. |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильченко В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2015 г.
по делу N А40-47439/15,
принятое судьей Хвостовой Н.О. (шифр судьи 104-371),
по иску Муниципального унитарного предприятия "Чебоксарское троллейбусное управление" Муниципального образования города Чебоксары-столицы Чувашской Республики (ОГРН 1022101139268, 428000, Чувашская республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. Фридриха Энгельса, д.27)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д.9, стр.1)
третье лицо: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (ОГРН 1122130007438, 428003, Чувашская республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. Юрия Гагарина, д.20)
о взыскании 32 022 095 руб. 69 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Куприянов П.А. по доверенности от 26.01.2015,
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
МУП "Чебоксарское троллейбусное управление" Муниципального образования города Чебоксары-столицы Чувашской Республики обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков в сумме 32 022 095 руб. 69 коп..
Решением суда от 30.06.2015 года исковые требования МУП "Чебоксарское троллейбусное управление" Муниципального образования города Чебоксары-столицы Чувашской Республики удовлетворены.
Министерство финансов Российской Федерации не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на несоответствие выводов, изложенных в решении суда фактическим обстоятельствам дела, ненадлежащую оценку судом представленных по делу доказательств, неправильный расчет убытков и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
МУП "Чебоксарское троллейбусное управление" Муниципального образования города Чебоксары-столицы Чувашской Республики представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, выслушав объяснение представителя истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционных инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (п.1 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование заявленных требований истец указал, что являясь предприятием, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки пассажиров и багажа в пределах Чувашской Республики (г. Чебоксары) на городских и пригородных маршрутах троллейбусным транспортом, оказал за период 2013 года услуги по перевозке граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте на основании единого социального проездного билета (ЕСПБ), в связи с чем понес убытки в виде не возмещенных расходов Российской федерации на перевозку льготных категорий граждан федерального регистра в сумме 32 022 095 руб. 69 коп..
Принимая решение суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности и документальном подтверждении заявленных требования.
Между тем, судом первой инстанции не дана оценка доводам Министерства финансов России относительно того, что расходы истца не подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Согласно пункту 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом и иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно ст. ст. ст. 3, 44, 63 названного Закона, меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.12.2006 года N 314 "О государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров" установлено, что до введения интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета социальных услуг гражданам с использованием унифицированных социальных карт (ИСС "Социальная карта") стоимость месячного льготного проездного билета для проезда на территории Чувашской Республики на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений (кроме такси) отдельных категорий граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории Чувашской Республики, указанных в приложении N 2 к настоящему постановлению, составляет 500 руб..
Согласно статье 1 Закона Чувашской Республики N 43 от 30.09.2001 года "О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике", пункту 3 приложения к Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики N 174 от 29.07.2004 года "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", государственное регулирование цен (тарифов) по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении осуществляется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.12.2006 года N 314 "О государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров" утверждено Положение о льготном проездном билете для льготных категорий граждан, определяющее порядок приобретения льготного проездного билета для льготных категорий граждан, указанных в приложении N 2 к настоящему постановлению, и реализации ими права на проезд на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений (кроме такси).
Указанным Постановлением N 314 установлен Перечень категорий граждан, постоянно или преимущественно проживающих в Чувашской Республике, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Чувашской Республики (Приложение 2).
В соответствии с пунктом 1.2 вышеуказанного Положения, льготный проездной билет при наличии документа, подтверждающего право гражданина на получение мер социальной поддержки, является основанием для бесплатного проезда всех категорий граждан, указанных в приложении N 2 к настоящему постановлению, на транспорте общего пользования городского автомобильного, электрического и пригородного автомобильного (до 50 километров) сообщений (кроме такси).
Льготный проездной билет является именным документом, выпускаемым на бумажном носителе, образец которого утверждается Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (пункт 1.3 Положения).
Реализация права на проезд на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений (кроме такси) гражданами, указанными в приложении N 2 к Постановлению, осуществляется при предъявлении льготного проездного билета и документа, подтверждающего право гражданина на получение мер социальной поддержки. При отсутствии у пассажира льготного проездного билета или документа, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, проезд оплачивается на общих основаниях (пункт 1.5 Положения).
Согласно пункту 2.2 Положения, основанием для приобретения льготного проездного билета являются документы, подтверждающие право гражданина на получение мер социальной поддержки и его постоянное или преимущественное проживание на территории Чувашской Республики.
Средства республиканского бюджета Чувашской Республики предоставляются в виде субсидии организациям автомобильного транспорта, с которыми Минстрой Чувашии заключает соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на компенсацию части потерь в доходах, связанных с перевозкой пассажиров на общественном транспорте, в пределах средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Передача субъектам Российской Федерации полномочий по обеспечению мерами социальной поддержки ряда лиц и отнесение соответствующих расходных обязательств к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации не лишает субъекты Российской Федерации возможности в случае необходимости решить на бюджетном уровне вопросы софинансирования Российской Федерацией льгот отдельным категориям граждан федерального регистра. Однако, такие вопросы подлежат разрешению в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Соблюдение принципа разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, включая сферу нормотворческого регулирования вопросов обеспечения для отдельных категорий граждан возможности пользоваться услугами общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также исполнения обязательств в соответствии с принятыми на основании законодательства и действующими нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, свидетельствуют о правомерности, а не о противоправности соответствующих действий.
С учетом положений действующего законодательства и отсутствия у Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации задолженности перед истцом, правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имелось.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.2015 г. по делу N А40-47439/15 отменить.
В удовлетворении исковых требований Муниципальному унитарному предприятию "Чебоксарское троллейбусное управление" Муниципального образования города Чебоксары-столицы Чувашской Республики о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков, связанных с перевозкой в 2013 году граждан, включенных в федеральный регистр льготников в сумме 32 022 095 руб. 69 коп.-отказать.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Чебоксарское троллейбусное управление" Муниципального образования города Чебоксары-столицы Чувашской Республики (ОГРН 1022101139268) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3 000 (три тысячи) руб..
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
И.Н.Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47439/2015
Истец: МУП "ЧТУ", МУП чебоксарское троллейбусное управление
Ответчик: Министерство финансов РФ, Минфин РФ
Третье лицо: Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики