г. Самара |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N А65-13706/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан - Кутузовой Э.Ф. (доверенность от 13.11.2014),
представитель общества с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс "Олимп" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 октября 2015 года в помещении суда (с использованием систем видеоконференц-связи) апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июля 2015 года по делу N А65-13706/2015 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс "Олимп", (ОГРН 1111690069171, ИНН 1659114266), г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании недействительным решения N 731 от 25.03.2015, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилой комплекс "Олимп" (далее - заявитель, общество, ООО "Жилой комплекс "Олимп") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 4 по Республике Татарстан) от 25.03.2015 N 731, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов (л.д.4-6).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.07.2015 по делу N А65-13706/2015 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Татарстан от 25.03.2015 N 731 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным. Суд обязал Межрайонную ИФНС России N 4 по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Жилой комплекс "Олимп" (л.д.86-89).
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.103-106).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилой комплекс "Олимп" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:50:160301:27, расположенный по адресу: РТ, г. Казань, ул. Зорге, 66.
12.11.2014 ООО "Жилой комплекс "Олимп" представил в Межрайонную ИФНС России N 4 по Республике Татарстан уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год.
В представленной декларации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена в общей сумме 239 023 руб., в том числе: за 2 месяца - в размере 62 870 руб., исходя из кадастровой стоимости участка в размере 62 857 884 руб., определенной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010; за 10 месяцев - в размере 176 153 руб., исходя из кадастровой стоимости участка в размере 35 232 000 руб., установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.01.2013 по делу NА65-28242/2012.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, по итогам которой установлено, что налоговая база по земельному участку составляет 62857884 руб., сумма исчисленного налога составляет 377147 руб. (62857884 х 0,3 % х 2).
По результатам проверки составлен акт от 12.02.2015 N 8223 (л.д.63-65).
Рассмотрев материалы проверки, налоговой инспекцией вынесено решение от 25.03.2015 N 731 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 27 624 руб. 80 коп., предложено уплатить недоимку в сумме 138 124 руб. и соответствующие пени в сумме 25 905 руб. 16 коп. (л.д.57-61).
Оспариваемым решением инспекции сумма налога исчислена в размере 377 147 руб., исходя из кадастровой стоимости 62 857 884 руб., определенной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102.
Не согласившись с решением инспекции, заявитель обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по РТ.
Решением Управления ФНС России по РТ от 15.05.2015 N 2.14-0-18/011816@ решение инспекции от 25.03.2015 N 731 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения (л.д.74-77).
Считая, что решение инспекции нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ, признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Правовое регулирование земельного налога, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 N 165-О-О и от 01.03.2011 N 275-О-О, носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения, оно должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков; иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка, либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 также определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее ? уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости, сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта, и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.01.2013 по делу N А65-28242/2012 установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 16:50:160301:27 в размере 35 232 000 руб., с внесением в государственный реестр изменений в сведения о стоимости земельных участков.
Решение суда по делу N А65-28242/2012 исполнено, кадастровая стоимость земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.01.2013 внесена в кадастр 25.02.2013.
Поскольку решением суда установлена кадастровая стоимость в размере рыночной и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:160301:27, принадлежащего обществу, установленная решением не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога с начала налогового периода (в данном случае 2013 года), а применяется для целей определения налоговой базы по земельному налогу с 25 февраля 2013 года.
До указанной даты, в силу статьи 391 НК и пункта 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, налоговая база по земельному налогу подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной постановлением Кабинета Министров от 24.12.2010 N1102.
Аналогичные выводы также следуют из постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N7701/12.
Пунктом 7 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Таким образом, размер земельного налога за 2013 год, подлежащий уплате в бюджет заявителем по земельному участку с кадастровым номером 16:50:160301:27, исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010 N 1102, с 01.01.2013 до 25.02.2013 (дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН), составляет 62 833 руб. (62 857 884 х 0,6% х 0,1666 (=2:12) : 100 %); с 25.02.2013 по 31.12.2012 подлежит уплате земельный налог в размере 176 153 рубля (35 232 000 х 0,6 % х 0,8333 (=10:12) : 100%), исчисленный исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.01.2013 по делу N А65-28242/2012, всего за 2013 год - 238 986 руб.
Обществом земельный налог за 2013 год по спорному земельному участку исчислен в размере 239 023 руб., то есть на 37 руб. больше положенного.
По данным налогового органа исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2013 год, составляет 377 147 руб.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемое решение инспекции является незаконным в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочным довод налогового органа, что установленная решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.01.2013 по делу N А65-28242/2012 кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению с 01.01.2014.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина налоговой инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июля 2015 года по делу N А65-13706/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13706/2015
Истец: Обществo с ограниченной ответственностью "Жилой Комплекс"Олимп", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5535/16
14.12.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4869/15
12.10.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12747/15
24.07.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-13706/15