г. Ессентуки |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N А77-222/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2015.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чарчевым Я.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нурэнерго" на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 06.08.2015 по делу N А77-222/2015 (судья Исмаилов Р.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Нурэнерго" (ОГРН 1022002546136 ИНН 2020004046),
к Государственному комитету цен и тарифов Чеченской Республики (ОГРН 1032001207578 ИНН 2013428654)
о признании незаконными и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
третье лицо: открытое акционерное общество "Чеченэнерго" (ОГРН 1082031002503 ИНН 2016081143),
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Нурэнерго" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики (далее - комитет) N 020 от 12.02.105, о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 06.08.2015 в удовлетворении заявления отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.
Не согласившись с решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов могут применяться до установки приборов учета.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованнм, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что 23.01.2015 на основании распоряжения N 01-э/вп от 14.01.2015 по обращению гр-на Юсупова М.Р. комитетом проведена внеплановая выездная проверка общества, в ходе которой было выявлено нарушение порядка ценообразования, выразившееся в завышении платы за потребленную электрическую энергию.
В ходе проведения проверки установлено, что согласно акту сверки от 16.01.2015 до октября 2014 года включительно общество начисляло своему абоненту Юсупову М.Р., проживающему по адресу: г. Грозный, ул. Л. Яшина (Косиора), 13, кв. 3, платежи по утвержденным постановлением Правительства Чеченской Республики N 83 от 22.05.2007 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Чеченской Республике" (далее - Постановление N 83) нормативам из расчета: 4 комнаты, 1 человек - в объеме 153,3 кВтч./мес.
14.11.2014 в отношении абонента Юсупова М.Р. составлен акт о неучтенном (безучетном, бездоговорном) потреблении электрической энергии N 00129, в соответствии с которым ежемесячная норма потребления электрической энергии составляет 690 кВт.ч. в месяц и с ноября 2014 года общество производит начисления данному абоненту платы по этому акту как неучтенной электроэнергии с применением соответствующих действующих тарифов.
Всего за период с ноября 2014 г. по январь 2015 г. ОАО "Нурэнерго" начислило Юсупову М.Р. потребление энергии на сумму 4 595 руб. 40 коп., в то время как по нормативам он должен был за потребленную энергию оплатить только 1 021 руб. 65 коп.
В акте представители комитета констатировали факт необоснованного начисления в сумме 3 573 руб. 75 коп.
По материалам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 29.01.2015 N 09 с участием представителя общества.
12.02.2015 вынесено постановление N 020, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Считая, что постановление является незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу, о наличии достаточных оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В силу абзаца первого ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (абз. 2 ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров установлены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Постановление N442) бездоговорное потребление электрической энергии - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
Под "безучетным потреблением" понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Постановлением Правительства Чеченской Республики от 22.05.2007 N 83 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в Чеченской Республике" (далее - Постановление N83), утверждены нормативы потребления электроэнергии при отсутствии прибора учета электроэнергии, согласно которым рассчитывается размер платы коммунальной услуги по электроснабжению.
В силу пп. "г" п. 31 Постановления Правительства РФ N 354, исполнитель коммунальных услуг обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе, в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, т.е. применять нормативы, установленные Постановлением N 83.
Таким образом, общество не вправе было выставлять абоненту у которого отсутствовали приборы учета, объем потребленной электроэнергии по установленной мощности токоприемников, а должно руководствоваться нормативами потребления электроэнергии, утвержденными уполномоченным органом.
Доказательства того, что абонентом Юсуповым М.Р. допущено самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, вмешательство в работу прибора учета (системы учета), либо нарушена (повреждена) пломба и (или) знаков визуального контроля, нанесенные на прибор учета (систему учета), не соблюдены установленные договором сроки извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также совершены иные действия (бездействие), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности), в материалы дела не представлены.
Таким образом, оснований для составления работником ОАО "Чеченэнерго" акта о безучетном потреблении электрической энергии не имелось.
Суд первой инстанции правильно отклонил довод общества о том, что акт в судебном порядке не признан незаконным, так как указанный акт не содержит признаки ненормативного правового акта и не подлежит обжалованию.
Кроме того, указанные нормативные правовые акты (ст. 157 ЖК РФ, Постановление N 354) не предусматривают составление акта о неучтенном (безучетном, бездоговорном) потреблении электрической энергии, при отсутствии у гражданина прибора учета, а предусматривают применение нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, материалами дела доказана вина общества во вменяемом ему правонарушении.
Нарушения процесса привлечения к административной ответственности отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, отсутствуют основания для признания незаконным постановления комитета, следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 06.08.2015 по делу N А77-222/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-222/2015
Истец: ОАО "Нурэнерго"
Ответчик: Государственный комитет цен и тарифов ЧР
Третье лицо: Государственный комитет цен и тарифов ЧР