г. Вологда |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N А52-141/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Смирновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Ростэк-Псков" на решение Арбитражного суда Псковской области от 06 июля 2015 года по делу N А52-141/2015 (судья Жупанова Л.В.),
установил:
администрация города Великие Луки (место нахождения: 182113, Псковская область, город Великие Луки, площадь Ленина, дом 1;
ОГРН 1026000903994, ИНН 6025001409; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Ростэк-Псков" (место нахождения: 180000, Псковская область, город Псков, улица Воровского, дом 20; ОГРН 1036000317693, ИНН 6027077428; далее - Общество) о взыскании 1 302 620 руб. 23 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 09.07.2010 N 400 за период с 01.04.2014 по 31.12.2014 и 65 235 руб. 54 коп. пеней, начисленных на сумму долга за период с 16.05.2014 по 26.05.2015 (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 06.07.2015 исковые требования Администрации удовлетворены в полном объёме. С Общества в пользу Администрации взыскано 1 302 620 руб. 23 коп. основного долга, 65 235 руб. 54 коп. неустойки. Кроме того, с Общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 26 679 руб.
Общество с решением не согласилось в части размера арендной платы, в апелляционной жалобе (с учётом уточнений) просит его отменить. Податель жалобы ссылается на то, что применение 25-кратной налоговой ставки является неправомерным. Обществом приняты все возможные меры для использования указанного земельного участка в соответствии с условиями договора аренды от 09.07.2010 N 400, а также для изменения вида его разрешенного использования.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили.
Администрация в отзыве на жалобу против её удовлетворения возражала, направила ходатайство о рассмотрении жалобы без участия её представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом истец не заявил соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ и пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Администрация и Общество заключили договор аренды земельного участка от 09.07.2010 N 400 и соглашение к договору от 02.12.2010 N 157, в соответствии с которыми истец (арендодатель) передает, а ответчик (арендатор) принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 60:25:060202:86 площадью 4603 кв.м, находящийся на землях населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Великие Луки, ул. Запрудная, д. 1а, для строительства административных помещений с гаражами для развития сферы околотаможенных услуг на срок по 24.06.2015.
Срок договора установлен с момента заключения по 24.06.2015 (пункт 2.1 договора с учётом соглашения N 157).
В разделе 3 договора с учётом приложений и соглашения N 157 стороны согласовали размер, сроки и порядок внесения арендных платежей (л.д. 11-17).
Согласно пункту 3.6 договора размер арендной платы пересматривается в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
За несвоевременное перечисление сумм арендной платы арендатор уплачивает пени в размере одной триста шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки от суммы платежа по договору.
Поскольку в период с 01.04.2014 по 31.12.2014 арендная плата ответчиком не вносилась, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По расчетам Администрации задолженность Общества по арендной плате за период с 01.04.2014 по 31.12.2014 составляет 1 302 620 руб. 23 коп.
На сумму задолженности истцом начислена неустойка (пени) в размере 65 235 руб. 54 коп. за период с 16.05.2014 по 26.05.2015.
Неисполнение ответчиком обязательств по арендной плате послужило основанием для обращения Администрации в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объёме.
Апелляционная инстанция, проверив судебный акт по правилам части 5 статьи 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены или изменения данного судебного акта в обжалуемой части.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством, а также специальными федеральными законами.
Статья 606 ГК РФ устанавливает, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пункт 3 приведенной статьи предусматривает, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Как следует из кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 60:25:060202:86, он относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Расчет арендной платы произведен на основании решения Великолукской городской Думы от 28.10.2005 N 82 (далее - Решение N 82) и Закона Псковской области от 08.04.2008 N 756-оз "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках её внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Псковской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Псковской области" (далее - Закон N 756-оз) по формуле:
Аг = КСзу х К (%), где:
Аг - размер арендной платы за использование земельных участков в год;
КСзу - кадастровая стоимость земельного участка, котроая определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка за 1 кв. м на площадь земельного участка;
К (%) - коэффициент, выраженный в процентах, устанавливаемый исходя из разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с приложением к Закону N 756-оз для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в границах муниципальных образований "Город Псков" и "Город Великие Луки" используются коэффициенты: в отношении земельных участков, предоставленных на срок строительства промышленных и иных объектов - 3 %; в отношении прочих земельных участков - 1,5 %.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 1 Закона N 756-оз размер арендной платы за использование земельного участка в год в случае, если по истечении четырех лет с даты предоставления в аренду земельного участка для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, устанавливается в размере 25-кратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.
Решением N 82 установлена ставка земельного налога в размере 1,5 % от налоговой базы в отношении данного земельного участка.
Материалами дела подтверждено и не оспорено ответчиком, что на день рассмотрения настоящего спора в суде разрешение на строительство объекта недвижимого имущества на спорном земельном участке не получено.
Наличие задолженности по арендной плате за период с 01.04.2014 по 31.12.2014 ответчиком не оспаривалось.
Таким образом, арендная плата составила 1 302 620 руб. 23 коп., в том числе:
- за период с 01.04.2014 по 30.06.2014 - 50 100 руб. 78 коп.
(6 680 103 руб. 75 коп. х 3 % : 12 х 3);
- за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 1 252 519 руб. 45 коп.
(6 680 103 руб. 75 коп. х 1,5 % х 25 : 12 х 6).
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В действовавшем до 01.03.2015 пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О порядке введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В том случае, если размер арендной платы за некоторые виды пользования земельными участками, находящимися в публичной собственности, установлен федеральными законами (например, пунктами 2, 2.7, 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ), при определении размера арендной платы подлежат применению положения федеральных законов. Спор по настоящему делу не связан с применением ставок арендной платы, установленных федеральным законом.
Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Действие Правил не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4, от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558, от 27.08.2015 N 303-ЭС15-7877.
Как следует из пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку в данном случае спор возник в отношении земельного участка, относящегося к землям, собственность на которые не разграничена, утвержденные Постановлением N 582 Правила, не могли быть применены при разрешении настоящего дела.
Нормативный акт субъекта Российской Федерации не был оспорен заинтересованными лицами в установленном законом порядке.
В силу изложенного правовых оснований для применения в расчете арендной платы Правил как основания для вывода о наличии переплаты арендной платы у суда не имелось.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда в обжалуемой части не имеется.
В связи с тем, что ответчику при подаче апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с него подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 06 июля 2015 года по делу N А52-141/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Ростэк-Псков" - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Ростэк-Псков" в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-141/2015
Истец: Администрация города Великие Луки
Ответчик: ЗАО "РОСТЭК-ПСКОВ"