г. Вологда |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N А44-2231/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
при участии от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Боровичского муниципального района председателя Черепановой К.Ф., представителя Пухаева Г.Г. по доверенности от 18.09.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Боровичского муниципального района на решение Арбитражного суда Новгородской области от 09 июля 2015 года по делу N А44-2231/2015 (судья Деменцова И.Н.),
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Боровичского муниципального района (место нахождения: 174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48; ОГРН 1025300991572, ИНН 5320002630; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (место нахождения: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1; ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360; далее - Министерство финансов) о взыскании 1 982 500 руб. убытков, связанных с выплатой денежных средств на приобретение жилья семье, имеющей ребенка - инвалида.
Определением суда от 29.05.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Новгородская область в лице Департамента финансов Новгородской области (место нахождения: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; ОГРН 1025300788094, ИНН 5321028776; далее - Департамент финансов).
Определением суда от 22.06.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области и Департамент труда и социальной защиты населения Новгородской области.
Решением суда от 09 июля 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Комитет с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы указывает, что органы местного самоуправления, выполняя требования федерального и регионального законодательства по обеспечению граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, вправе претендовать на возмещение понесенных расходов из бюджета соответствующего уровня. Комитет исполнил возложенную на него судебными актами обязанность по выплате семье, имеющей ребенка-инвалида, денежных средств на приобретение жилого помещения. Вместе с тем федеральный орган государственной власти расходы Комитета не компенсировал. Отмечает, что определение Боровичского районного суда от 27.12.2012 об утверждении мирового соглашения соответствует положениям пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В судебном заседании представители Комитета поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Ответчики, третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителей Комитета, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно и материалов дела и установлено судом, в соответствии с распоряжением Администрации города Боровичи и Боровичского района от 22.07.2004 N 381-рг Данилова Наталья Викторовна, 1982 года рождения, проживающая по адресу: г. Боровичи, ул. Почтовая, д. 3, в составе семьи из трех человек, в том числе ребенка-инвалида Данилова К.Е., принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке общей и льготной очереди.
На основании распоряжения Администрации города Боровичи (далее - Администрация) от 16.10.2012 N 617-рз Данилова Н.В. исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ.
Данилова Н.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Данилова К.Е., обратилась в Боровичский районный суд Новгородской области с исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации от 16.10.2012 N 617-рз и возложении на Администрацию обязанности по предоставлению Данилову К.Е. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в границах города Боровичи Новгородской области в виде отдельной квартиры.
Определением Боровичского районного суда Новгородской области от 27.12.2012 по делу N 2-1712/2012 утверждено мировое соглашение, заключенное между Даниловой Н.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Данилова К.Е., и Администрацией, по условиям которого Администрация приняла на себя обязательства по отмене распоряжения от 16.10.2012 N 617-рз в части исключения Даниловой Н.В. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и по предоставлению Даниловой Н.В. вне очереди на семью из трех человек, с учетом права ее сына - Данилова К.Е., благоустроенного жилого помещения в городе Боровичи Новгородской области общей площадью 65 кв.м не позднее 01.06.2013.
Определением Боровичского районного суда Новгородской области от 25.07.2014 по делу N 2-1712/2012 судом удовлетворено заявление Даниловой Н.В. об изменении способа исполнения определения Боровичского районного суда от 27.12.2012. Суд возложил на Администрацию Боровичского муниципального района обязанность выплатить Даниловой Н.В. 1 982 500 руб. (денежный эквивалент стоимости благоустроенного жилого помещения размером не менее 65 кв.м).
Определением Боровичского районного суда Новгородской области от 18.09.2014 N 2-1712/2012 удовлетворено заявление Администрации Боровичского муниципального района об изменении порядка и способа исполнения определения Боровичского районного суда Новгородской области от 27.12.2012, суд возложил на Комитет обязанность по выплате Даниловой Н.В. 1 982 500 руб.
По платежному поручению от 19.11.2014 N 86947 Комитет перечислил Даниловой Н.В. денежную компенсацию стоимости благоустроенного жилого помещения в размере 1 982 500 руб.
Указывая на то, что в результате исполнения судебных актов и выплаты семье, имеющей ребенка-инвалида, денежной компенсации Комитет понес убытки, подлежащие возмещению за счет средств Российской Федерации, Новгородской области, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения спора пришел к выводу о неправомерности заявленных исковых требований.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с абзацем первым статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца второго преамбулы Закона N 181-ФЗ предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положения Закона N 181-ФЗ предусматривают разное правовое регулирование порядка обеспечения жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и после указанной даты.
Так, в соответствии с нормами абзацев второго и четвертого статьи 17, а также нормами статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005, определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Данилова Н.В. была поставлена на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, 22.07.2004, таким образом, до 01.01.2005.
Как верно указал суд, к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению постановление Администрации Новгородской области от 05.05.2006 N 228 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (далее - Порядок).
В пункте 1.2 Порядка определены категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем, среди них поименованы также инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка меры социальной поддержки по обеспечению жильем указанных категорий граждан предоставляются в форме социальных выплат. Получение социальной выплаты является добровольным и носит заявительный характер. При этом обеспечение жильем граждан, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении 5 лет со дня совершения указанных действий.
Согласно пункту 1.5 Порядка реализация на территории области государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями категорий граждан, указанных в пункте 1.2 Порядка, осуществляется в пределах средств субвенций, выделенных области из федерального бюджета на осуществление данных полномочий.
В силу пункта 1.6 Порядка размер предоставляемой социальной выплаты определяется исходя из общей площади жилья 18 кв. метров и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Новгородской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства о предоставлении гражданину социальной выплаты на улучшение жилищных условий и является неизменным на весь срок реализации указанного свидетельства.
Формирование списка граждан-получателей социальных выплат, осуществление расчета размеров предоставляемых социальных выплат, ведение учета, контроля и отчетности по предоставлению гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем возложено пунктом 2.2. Порядка на Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области (далее - Комитет по ЖКХ и ТЭК).
Форма заявления на получение социальной выплаты, порядок и сроки рассмотрения данного заявления определены в разделе 2 Порядка.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Данилова Н.В. 27.04.2012 обратилась в Комитет по ЖКХ и ТЭК с заявлением о выдаче свидетельства о предоставлении гражданину социальной выплаты на улучшение жилищных условий и представила документы, предусмотренные пунктом 2.8 Порядка.
В письме от 08.06.2013 Комитет по ЖКХ и ТЭК сообщил Даниловой Н.В. об отказе во включении ее в список граждан-получателей социальных выплат в связи с обеспеченностью ее и членов ее семьи общей жилой площадью более учетной нормы, установленной в размере 14 кв.м по Боровичскому району решением Совета депутатов Боровичского района от 28.07.2005 N 327.
Данный отказ Комитета по ЖКХ и ТЭК Данилова Н.В. обжаловала в Новгородский районный суд, однако впоследствии отказалась от иска, и определением суда от 05.12.2012 производство по делу N 2-5200/12 было прекращено.
При таких обстоятельствах, поскольку Данилова Н.В. относится к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, и уполномоченным органом Новгородской области ей было отказано во включении в список граждан-получателей социальной выплаты на улучшение жилищных условий, данный отказ в установленном порядке незаконным не признан, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у Российской Федерации, равно как и у Новгородской области, не возникло расходных обязательств по предоставлению данной семье мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Следует также отметить, что предоставление денежной компенсации, эквивалентной стоимости благоустроенного жилого помещения, в целях улучшения жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, Порядком не предусмотрено. Расчет заявленной истцом к взысканию суммы убытков не соответствует расчету размера социальной выплаты, предусмотренному пунктом 1.6. Порядка.
Ссылка Комитета на вступившие в законную силу судебные акты Боровичского районного суда Новгородской области по делу N 2-1712/2012 обоснованно не принята судом первой инстанции во внимание.
Представители ответчиков и третьих лиц, участвующие в рассмотрении настоящего дела, к участию в указанном гражданском деле не привлекались. Обстоятельства, послужившие основанием для заключения мирового соглашения между Администрацией города Боровичи и Даниловой Н.В., в определении суда от 27.12.2012 не отражены.
Более того, судом учтено, что распоряжением Администрации города Боровичи от 16.10.2012 N 617-рз Данилова Н.В. была исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ. Документы, послужившие основанием для принятия такого распоряжения, суду не представлены, доказательств отмены распоряжения от 16.10.2012 N 617-рз в деле также не имеется. В материалы дела представлена информация о регистрации Даниловой Н.В. по месту жительства по разным адресам. Вместе с тем сведения о том, проверялись ли обстоятельства ухудшения жилищных условий Даниловой Н.В. при рассмотрении дела N 2-1712/2012, отсутствуют.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязательство по предоставлению Даниловой Н.В. и ее семье благоустроенного жилого помещения Администрация города Боровичи приняла на себя добровольно, заключив с Даниловой Н.В. мировое соглашение, утвержденное судом.
В свете изложенного при недоказанности противоправность действий ответчиков, а также наличия причинно-следственной связи между такими действиями и возникшими у Комитета расходами по выплате денежной компенсации Даниловой Н.В., суд правомерно отказал истцу в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба Комитета не содержит доводов, опровергающих законность и обоснованность обжалуемого судебного акта. Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права при рассмотрении спора судом не допущено.
Поскольку правовых оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, апелляционная жалоба Комитета удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 09 июля 2015 года по делу N А44-2231/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Боровичского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-2231/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 декабря 2016 г. N Ф07-11134/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Боровичского муниципального района
Ответчик: Департамент финансов Новгородской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Управление Федерального казначейства по Новгородской области
Третье лицо: Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области, Департамент труда и социальной защиты населения Новгородской области, Боровичский районный суд Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11134/16
14.09.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6676/16
07.06.2016 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-2231/15
08.02.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1829/15
12.10.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7375/15
04.08.2015 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6639/15
09.07.2015 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-2231/15