г. Санкт-Петербург |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N А21-826/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ганичевой В.А.,
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованных лиц: 1); 2); 3); 4): не явились, извещены
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-17131/2015, 13АП-12923/2015) ООО "НТРК "Каскад" и ООО "Радиостанция "БАС" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.05.2015 по делу N А21-826/2015 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "Радиостанция "БАС"
к 1.) Конкурсному агентству (аукционной комиссии) Калининградской области; 2) Министерству по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области; 3) ГАУ Калининградской области "Центр социальной рекламы и информационных технологий"; 4) ООО "Первый городской канал"
3-е лицо: ООО "НТРК "Каскад"
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Радиостанция "БАС" (адрес: 236039, Калининградская обл., г. Калининград, ул. А. Суворова, д. 57, ОГРН 1023901008449, ИНН 3906017256, далее - ООО "Радиостанция "БАС"", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (с учетом уточнения) к Конкурсному агентству Калининградской области в лице аукционной комиссии (адрес: 236007, г. Калининград, ул. Дм. Донского, д. 1, далее - Агентство) о:
- признании положения подпункта 3 пункта 19 Информационной карты аукциона в электронной форме N 0135200000514001956 не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации;
- признании незаконными действия аукционной комиссии Агентства по признанию второй части заявки ООО "Первый городской канал" (адрес: 236023, г. Калининград, ул. Яналова, д. 42, ОГРН 1093925029230, ИНН 3906211341; далее - ООО "Первый канал") соответствующей требованиям аукционной документации аукциона в электронной форме N 0135200000514001956;
- признании недействительным контракта N 0135200000514001956- 2015.26446 от 09.02.2015 на оказание услуг по информационному освещению деятельности политических партий, представленных в Калининградской областной Думе, на региональном телевизионном канале в 2015 году, заключенного с ООО "Первый городской канал" на основании протокола подведения итогов аукциона в электронной форме N 0135200000514001956;
- признании ООО "Радиостанция "БАС" победителем аукциона в электронной форме N 0135200000514001956;
- заключении с ООО "Радиостанция "БАС" контракта на оказание услуг по информационному освещению деятельности политических партий, представленных в Калининградской областной Думе, на региональном телевизионном канале в 2015 году по результатам аукциона в электронной форме N 0135200000514001956.
Определением суда от 13.04.2015 к участию в дела в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "НТРК "Каскад" (адрес: 236010, г. Калининград, ул. Красносельская, д. 83, ОГРН 1023900778208, ИНН 3903009948; далее - ООО "НТРК "Каскад").
ООО "НТРК "Каскад" просило суд:
- признать положения подпункта 3 пункта 19 Информационной карты аукциона в электронной форме N 0135200000514001956 не соответствующими действующему законодательству Российской Федерации;
- признать незаконными действия аукционной комиссии Агентства по признанию второй части заявки ООО "Первый городской канал" и ООО "Радиостанция "БАС" соответствующей требованиям аукционной документации аукциона в электронной форме N 0135200000514001956;
- признать ООО "НТРК "Каскад" победителем аукциона в электронной форме N 0135200000514001956;
- отказать ООО "Радиостанция "БАС" в удовлетворении заявления.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области (адрес: 236007, г. Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1123926079969, ИНН 3906284734; далее - Министерство), ООО "Первый городской канал", Государственное автономное учреждение Калининградской области "Центр социальной рекламы и информационных технологий" (адрес: 236006, г. Калининград, пр-кт Московский, д. 95, ОГРН 1103925012806, ИНН 3906218139; далее - Учреждение).
Решением суда от 25.05.2015 в удовлетворении требований ООО "Радиостанция "БАС" и ООО "НТРК "Каскад" отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда, ООО "Радиостанция "БАС" и ООО "НТРК "Каскад" обратились в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих заявленных требований.
В обоснование своей позиции ООО "Радиостанция "БАС" указало на то, что лицензия, приложенная победителем аукциона - ООО "Первый городской канал", со сроком действия до 24.02.2015 является существенным основанием для признания такой заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией о вышеуказанном аукционе, так как указанное общество, исходя из представленной лицензии, не сможет оказать услуги, являющиеся предметом аукциона, на протяжении всего 2015 года.
ООО "НТРК "Каскад" ссылается на то, что лицензии, приложенные ООО "Радиостанция "БАС", содержит указание на срок ее действия до 07.10.2015, ООО "Первый городской канал"- до 24.02.2015, что также сделает невозможным оказание услуги, являющейся предметом аукциона после указанных дат.
По мнению подателей жалоб, обжалуемые действия аукционной комиссии нарушают их права и законные интересы на осуществление предпринимательской деятельности в сфере участия в государственных закупках.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем дело в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на электронной площадке ООО "РТС-тендер" 16.01.2015 проведен аукцион на право заключения контракта на оказание услуг по информационному освещению деятельности политических партий, представленных в Калининградской областной Думе, на региональном телевизионном канале в 2015 году N 0135200000514001956. Уполномоченный орган: Агентство, заказчик: Министерство, получатель услуги (по контракту): Учреждение, начальная (максимальная) цена контракта: 1 152 000 руб.
Аукционная комиссия пришла к выводу, что все участники аукциона, принявшие участие в аукционе, в том числе заявка ООО "Первый городской канал", соответствуют требованиям, установленным документацией об аукционе, что зафиксировано в протоколе подведения итогов аукциона в электронной форме от 19.01.2015 N 0135200000514001956/2.
Изучив заявку на участие в аукционе, поданную ООО "Первый городской канал", было установлено, что в ее составе представлена копия лицензии на осуществление телевизионного вещания серия ТВ N 24312 от 24.09.2013, действующая до 24.02.2015, с приложениями.
Таким образом, в составе второй части заявки на участие в аукционе, поданной ООО "Первый городской канал", представлена копия действующей лицензии на осуществление телевизионного вещания с приложениями, что соответствует требованиям пункта 2 части 3 пункта 19 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме". Кроме того, согласно статье 31.4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" ООО "Первый городской канал" имеет возможность продлить срок действия лицензии на осуществление телевизионного вещания.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона участник под номером 2 (ООО "НТРК "Каскад") в 11 часов 46 минут (по московскому времени) предложил цену контракта - 1 146 240 руб., участник под номером 3 (ООО "Радиостанция "БАС") в 12 часов 02 минуты (по московскому времени) предложил цену контракта - 1 128 960 руб., в 12 часов 05 минут (по московскому времени) участник аукциона под номером 1 (ООО "Первый городской канал") предложил цену контракта - 1 071 360 руб. (то есть, наименьшую цену из участников).
Таким образом, победителем аукциона признано ООО "Первый городской канал", заявившее лучшее предложение.
ООО "Радиостанция "БАС" и ООО "НТРК "Каскад", не согласившись с таким решением аукционной комиссии, обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, исследовав представленные по делу доказательства, правомерно посчитал, что требования, заявленные названными обществами, не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены, в том числе, частью 5 статьи 66 названного Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с пунктами 23, 24 и 26 раздела 2 Информационная карта аукциона в электронной форме описание объекта закупки, место оказания услуг и сроки оказания услуг должны соответствовать разделу 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" и разделу 4 "Проект контракта" настоящей документации.
Раздел 3 аукционной документации предусматривает, что "для каждой Партии устанавливается равный объем эфирного времени, который используется Партиями в равных долях ежемесячно с 1 числа месяца, следующего за датой заключения контракта, по 31 декабря 2015 года", а также что "информационное освещение деятельности Партий на региональном телевизионном канале, вещающем на русском языке на территории Калининградской области, включая г. Калининград".
Проектом контракта, содержащимся в разделе 4 аукционной документации, предусмотрено, что "исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по информационному освещению деятельности политических партий, представленных в Калининградской областной Думе, на региональном телевизионном канале в 2015 году" (пункт 1.1. проекта контракта), а также, что "срок оказания Услуг по контракту: с первого числа месяца после даты заключения контракта и по 31 декабря 2015 года" (пункт 2.1. проекта контракта).
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно пункту 2 части 3 пункта 19 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки - копия действующей лицензии на осуществление телевизионного вещания (со всеми приложениями).
ООО "Радиостанция "БАС" и ООО "НТРК "Каскад" считают, что при проведении оценки вторых частей заявок аукционной комиссией были допущены нарушения, выразившиеся в том, что заявка ООО "Первый городской канал" была признана соответствующей требованиям аукционной документации, при условии, что указанное общество, исходя из представленной лицензии, не сможет оказать услуги, являющиеся предметом аукциона, на протяжении всего 2015 года, поскольку срок действия лицензии истекает 24.02.2015. ООО "НТРК "Каскад" дополнительно сослалось на то, что лицензия, приложенная ООО "Радиостанция "БАС", содержит указание на срок ее действия до 07.10.2015, что также сделает невозможным оказание услуги, являющейся предметом аукциона после указанной даты.
Между тем, в составе второй части заявки на участие в аукционе ООО "Первый городской канал" представлена лицензия серия ТВ N 24312 на осуществление телевизионного вещания сроком до 24.02.2015, ООО "Радиостанция "БАС" представлена лицензия серия ТВ N 17005 на осуществление телевизионного вещания сроком до 07.10.2015.
Пунктом 14.1 извещения о проведении аукциона в электронной форме, пунктом 7 "Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме" раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об аукционе в электронной форме установлено, что подача заявок на участие в аукционе в электронной форме заканчивается 12.01.2015.
Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе (пункт 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Таким образом, истечение срока действия лицензии до окончания оказания услуг не является основанием для признания заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, представленные при участии в конкурсе ООО "Первый городской канал", ООО "Радиостанция "БАС" документы (лицензии на телевизионное вещание) в составе второй части заявки являются соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условии поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В связи с тем, что на основании статьи 31.4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" участник аукциона имеет возможность продлить срок действия лицензии на осуществление телевизионного вещания.
Документация об аукционе не содержит требования к участникам закупки представить в составе второй части заявки на участие в аукционе лицензию на осуществление телевизионного вещания, срок которой должен покрывать срок действия контракта.
ООО "Радиостанция "БАС" считает, что в аукционной документации содержаться противоречия, связанные со сроком оказания услуг, при этом указывает в своем заявлении, что в документации об аукционе должно быть предусмотрено обязательство предоставления заявления о продлении срока действия лицензии в случае, если срок действия лицензии на телевизионное вещание прекращается в течение двух месяцев до начала оказания услуг.
Между тем, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен перечень документов и информации, которые должны содержаться в составе заявки на участие в электронном аукционе. Требовать от участников электронного аукциона предоставления иных документов и информации не допускается (часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе).
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что указание таких требований, а именно предоставление от участника аукциона в составе заявки заявления, поданного в соответствующий орган о продлении срока действия лицензии, может привести к нарушениям норм законодательства о контрактной системе. Требование о наличии действующей лицензии на осуществление телевизионного вещания не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе и соответствует нормам законодательства о защите конкуренции. Таким образом, в документации об аукционе отсутствуют противоречия и необоснованные ограничения либо преимущества.
В соответствии с пунктом 8.1 проекта контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, чем гарантирована защита интересов заказчика в случае какой-либо невозможности другой стороны (победителя аукциона) исполнять в дальнейшем контракт.
При этом представляется очевидным, что на дату объявления аукциона объективно не каждый потенциальный участник может обладать недавно полученной лицензией либо предвидеть необходимость ее досрочного продления в связи с неизвестной возможностью объявления в то или иное время того или иного аукциона. В настоящем случае условие о наличии действующей лицензии было выполнено.
Из материалов дела следует, что все участники аукциона, принявшие участие в аукционе, соответствовали требованиям, установленным документацией об аукционе, что зафиксировано в протоколе подведения итогов аукциона в электронной форме от 19.01.2015 N 0135200000514001956/2.
Однако, электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона (часть 4 статьи 68 Закона о контрактной системе).
Частью 7 статьи 68 Закона о контрактной системе указано, что при проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".
Частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
Как отмечено выше, участник аукциона - ООО "Первый городской канал" предложил наименьшую цену контракта - 1 071 360 руб.
Таким образом, ООО "НТРК "Каскад" и ООО "Радиостанция "БАС" было предоставлено право на участие в аукционе, предусмотренное законом, и оба общества этим правом воспользовались, реализовали его в полном объеме. При этом данные лица не оспаривают, что ООО "Первый городской канал" предложило наименьшую цену контракта. Объективных доказательств предоставления необоснованных преимуществ данному участнику не установлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что аукционной комиссией при рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе принято обоснованное решение о признании всех поданных заявок соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе, и, соответственно, о признании ООО "Первый городской канал" победителем аукциона, как представившего лучшее предложение, в связи с чем иные вытекающие из этого требования апеллянтов в деле отклоняются.
Кроме того, суд первой инстанции отметил, что 04.02.2015, до заключения контракта, ООО "Первый городской канал" представило в адрес заказчика копию лицензии серия ТВ N 24312 от 24.09.2013 со сроком действия до 24.02.2025 (то есть, срок лицензии был продлен решением лицензирующего органа от 10.12.2014) (т.4, л.д.76,79-80).
Более того, по результатам внеплановой проверки указанного аукциона нарушений требований законодательства о контрактной системе не выявлено (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 03.02.2015 N КС-14/2015) (т.4, л.д.70-75).
Таким образом, в решении суда первой инстанции сделан верный вывод о том, что в документации об аукционе, а также при проведении аукциона требования Закона о контрактной системе не нарушены и решение о соответствии заявки ООО "Первый городской канал" на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, не нарушает права и законные интересы апеллянтов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют законодательству и материалам дела, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
ООО "НТРК "Каскад" и ООО "Радиостанция "БАС" следует возвратить из федерального бюджета суммы государственной пошлины, излишне уплаченные по данной категории дел за подачу апелляционных жалоб.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.05.2015 по делу N А21-826/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Радиостанция БАС" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 11.08.2015 N 140.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "НТРК "Каскад" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 13.08.2015 N 212.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-826/2015
Истец: ООО "Радиостанция "БАС"
Ответчик: Аукционная комиссия Конкурсного агентства Калининградской области
Третье лицо: ГАУ К/о "Центр социальной рекламы и информационных технологий", Министерство по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области, ООО "Первый городской канал", ООО НТРК "Каскад", Конкурсное агенство Калининградской обл., ООО "Телерадиокомпания "Дюны", ООО "ТРК "Дюны""
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2822/15
12.10.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-17131/15
18.08.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12923/15
25.05.2015 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-826/15