г.Москва |
|
13 октября 2015 г. |
Дело N А40-18661/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей |
Москвиной Л.А., Захаровым С.Л., |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Крючковым П.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.06.2015 по делу N А40-18661/15 (82-142)
по заявлению ООО "Сатурн СВА" (ИНН 7702315822, ОГРН 1027700083971)
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным отказа в государственной регистрации прекращения права собственности, об обязании произвести государственную регистрацию прекращения права собственности
при участии:
от заявителя: |
Зотова И.Ю. по дов. от 16.09.2015 N б/н; |
от ответчика: |
Сухов Д.А. по дов. от 30.12.2014 N 26035/2014. |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сатурн СВА" далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Москве (далее - ответчик, регистрирующий орган, Управление), оформленного письмом от 19.11.2014 N 22/048/2014-626, в государственной регистрации прекращения права собственности ООО "Сатурн СВА" на объект недвижимости - объект незавершенного строительства площадью 355, 8 кв.м, степень готовности 19%, инвентарный номер: 3870/15 (02709870), расположенный по адресу: г.Москва ул.Привольная, д.53; об обязании Управления Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию прекращения права собственности ООО "Сатурн СВА" на объект недвижимости - объект незавершенного строительства площадью 355, 8 кв.м, степень готовности 19%, инвентарный номер: 3870/15 (02709870), расположенный по адресу: г.Москва, ул.Привольная, д.53.
Решением суда от 11.06.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд пришел к выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств дела и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Сатурн СВА" является собственником объекта незавершенного строительства площадью 355, 8 кв.м, степень готовности 19%, инвентарный N 3870/15 (02709870), расположенного по адресу: г.Москва, ул.Привольная, д.53, о чем в ЕГРП внесена запись от 28.02.2014 N 77-77-22/012/2014-216.
Общество приобрело право собственности на указанный объект недвижимости на основании договора купли-продажи N 1 от 27.12.2013, заключенного с ЗАО "Эйса-М".
Право собственности продавца подтверждалось Свидетельством о государственной регистрации права бланк серии 77-АН N 153205 от 07.09.2011, выданным на основании разрешения на строительство от 19.03.2009 N RU77122000-002433; договора аренды земельного участка от 31.07.2002 N М-04-021555; распоряжений префекта ЮВАО от 10.06.2002 N 1495; от 14.09.2004 N 2181; от 24.10.2005 N 2216.
03.10.2014 общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Привольная, д.53 (вх. N 77-77-22/048/2014-626).
Письмом от 19.11.2014 N 22/048/2014-626 Управление отказало заявителю в государственной регистрации.
Указанный отказ Управления Росреестра по Москве послужил основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с заявлением по настоящему делу.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассматривая спор, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности необходимых для удовлетворения заявления условий, предусмотренных ст.198 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
Так, в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 13 Закона о регистрации предусмотрен порядок государственной регистрации.
В соответствии со ст.ст.9, 13 Закона о регистрации прав в проведение государственным органом регистрации прав включается правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
На основании ст.16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя (п.1). К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п.2).
Кроме того, Законом о регистрации предусмотрено, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со ст.17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Согласно п.1 ст.17 Закон о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, перечислены в ст.18 Закона о регистрации.
Согласно п.1 указанной статьи документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В статье 20 Закона о регистрации предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации прав, перечень которых является исчерпывающим.
На основании п.1.2 данной статьи Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Как усматривается из оспариваемого отказа ответчика, основанием для его принятия послужило то, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о вышеуказанном объекте недвижимости.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Управления о том, что основанием для отказа в государственной регистрации прекращения права собственности заявителя на объект явилось отсутствие помимо акта обследования иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта, поскольку из решения от 20.10.2014 N 2/048/20014-626 о приостановлении государственной регистрации также следует, что регистратор таких документов у общества не запрашивал.
Кроме того, в данном случае собственником объекта являлся заявитель и законом не предусмотрена обязанность заявителя подтверждать факт сноса здания иными документами (например, распоряжением органа власти, актов о приемке работ и т.д.).
Согласно ст.43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) 01.01.2013 закончился переходный период, в течение которого не применялись положения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В силу ст.ст.3, 5 Закона о кадастре с 01.01.2013 кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер), которые присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В соответствии с п.п.1, 3 ст.45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществляется в установленной законодательством порядке со дня вступления в силу указанного Закона или в переходный период его применения, а именно до 01.01.2013, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с указанным Законом. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 утвержден Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, в соответствии с которым на Росреестр в срок до 01.01.2013 возложена обязанность обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, а также о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера.
Согласно п.п.5, 8, 12 данного Порядка источниками для включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе, сведения и содержащие данные сведения документы ЕГРП; технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации. Включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости осуществляется на основании переданных организациями технического учета копий технических паспортов объектов технического учета в орган кадастрового учета по его письменному запросу. При этом в целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета орган кадастрового учета изначально направляет письменный запрос в организацию технической инвентаризации о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта. Копии технических паспортов объектов технического учета передаются организациями технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его письменному запросу в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
Спорный объект незавершенного строительства имел присвоенный в установленном порядке кадастровый (условный) N 77-77-12/024/2009-265, сведениями, необходимыми для включения в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1, Управление Росреестра по Москве располагало.
Спорный объект недвижимого имущества является учтенным в соответствии с Законом о кадастре, а заявителем регистрирующему органу в полном объеме была представлена необходимая в соответствии с требованиями действующего законодательства информация для государственной регистрации.
Таким образом, у ответчика отсутствовали предусмотренные ст.20 Закона о регистрации основания для принятия оспариваемого отказа.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В настоящем случае ответчик не доказал законность принятого им отказа.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных обществом требований.
Кроме того, суд первой инстанции в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя правомерно обязал Управление Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию прекращения права собственности общества на объект недвижимости - объект незавершенного строительства площадью 355, 8 кв.м, степень готовности 19%, инвентарный номер: 3870/15 (02709870), расположенный по адресу: г.Москва, ул.Привольная, д.53.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.06.2015 по делу N А40-18661/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-18661/2015
Истец: ООО " Сатурн СВА"
Ответчик: Управление Росреестра, Управление Росреестра по Москве, УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве