г. Киров |
|
14 октября 2015 г. |
Дело N А17-8637/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Царьковой Натальи Владимировны
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.07.2015 по делу N А17-8637/2014, принятое судом в составе судьи Романовой Т.В.,
по иску индивидуального предпринимателя Царьковой Натальи Владимировны (ИНН: 370218295387, ОГРНИП: 306370229700050)
к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области
(ИНН: 3731021516, ОГРН: 1023700556736)
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636)
третье лицо - Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (ИНН: 3728012825, ОГРН: 1023700561829)
о взыскании убытков,
установил:
индивидуальный предприниматель Царькова Наталья Владимировна (далее - Предприниматель, истец) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области (далее - Департамент финансов) и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - МФ РФ) о взыскании убытков, вызванных неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей в сумме 349 716 рублей, в том числе с Ивановской области 282 852 рубля за перевозку пассажиров льготных категорий за период с октября 2011 по декабрь 2012 года и с Российской Федерации 66 864 рублей за перевозку пассажиров льготных категорий за период с октября 2011 по декабрь 2012 года.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 15.07.2015 ИП Царьковой Н.В. в удовлетворении иска отказано.
ИП Царькова Наталья Владимировна с принятым решением суда не согласилась, и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.07.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что в период оказания услуг (с октября 2011 по декабрь 2012 года) договор от 01.01.2010 N 041/10 являлся действующим и не был сторонами расторгнут, в связи с чем, требования о взыскании убытков обоснованы.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области и Департамент финансов Ивановской области в отзывах на апелляционную жалобу указали, что считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просят отказать.
МФ РФ отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Департамент дорожного хозяйства и Департамент финансов заявили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей, МФ РФ и Предприниматель явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно части 1 и 2 статьи 14 Закона Ивановской области от 11.04.2011 N 25-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области" (далее - Закон N 25-ОЗ) регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются в соответствии с договором по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным, межмуниципальным, в том числе социально значимым, маршрутам на территории Ивановской области, заключаемым организатором транспортного обслуживания населения с перевозчиком.
Договор регулярных перевозок заключается по результатам конкурсного отбора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 15 и 16 настоящего Закона.
В силу части 4 статьи 14 Закона N 25-ОЗ осуществление перевозчиком перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок без договора регулярных перевозок или временного договора по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным, межмуниципальным, в том числе социально значимым, маршрутам на территории Ивановской области на период проведения конкурсного отбора запрещается.
Осуществление перевозчиком таких перевозок транспортным средством, на которое не оформлена маршрутная карта-разрешение, запрещается (часть 4 статьи 17 Закона N 25-ОЗ).
Законность названных положений, а также пункта 3 статьи 11, части 1 статьи 14, части 2 статьи 17, пункта 8 части 2 статьи 18 Закона N 25-ОЗ была проверена Ивановским областным судом при рассмотрении дела N 3-22/2012.
Решением Ивановского областного суда от 21.06.2012 по делу N 3-22/2012 приведенные положения Закона N 25-ОЗ признаны не противоречащими положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 184-ФЗ, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Как указано в судебных актах, определение порядка допуска перевозчика как комплекса конкурсных и организационно-правовых мероприятий, проводимых уполномоченным органом при организации транспортного обслуживания населения, произведено в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и предусматривает обеспечение равного доступа перевозчиков на рынок транспортных услуг путем проведения конкурсных процедур. Наличие у исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации права, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, ограничивать количество перевозчиков на определенных маршрутах, согласуется с правом этих органов проводить конкурс среди перевозчиков на осуществление деятельности по таким маршрутам.
Таким образом, Законом N 25-ОЗ установлены условия осуществления перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным, межмуниципальным, в том числе социально значимым, маршрутам на территории Ивановской области.
Постановлением Главы города Иваново от 23.07.2007 N 2271 утверждено Положение о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам города Иваново, согласно пункту 1.2 которого регулярные перевозки пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам в городе Иваново осуществляются на основании соответствующих договоров (краткосрочных договоров), заключенных в соответствии с данным Положением.
Согласно пункту 8 Указа губернатора Ивановской области от 25.08.2008 N 87-уг "О порядке льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области" предписано Комитету Ивановской области по транспорту заключать договоры с перевозчиками на возмещение расходов, связанных с оказанием услуг по льготному проезду с использованием социальной карты жителя Ивановской области (временной транспортной карты жителя Ивановской области), в рамках действующих договоров на осуществление перевозок пассажиров на всех видах пассажирского автомобильного транспорта регулярных маршрутов Ивановской области.
Как следует из материалов дела, для осуществления вида деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом Предпринимателем оформлена лицензия N АСС-37-410376 от 14.11.2006 (т. 1 л.д. 71).
01.01.2010 между ИП Царьковой Н.В. и Департаментом транспорта и телекоммуникаций Ивановской области был заключен договор N 041/10 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении в Ивановской области (т. 2 л.д. 67-72).
Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что Департамент поручает, а перевозчик принимает на себя обязательство по перевозке пассажиров и багажа на межмуниципальных регулярных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении, согласно перечню маршрутов, указанных в приложении N 1 к настоящему договору (маршрут N 100).
В соответствии с пунктами 1.3 и 6.1 договора данный договор заключается на период подготовки к проведению открытого конкурса на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах, указанных в приложении N 1, и действует до проведения открытого конкурса на предоставление права осуществления пассажирских перевозок.
Из материалов дела следует, что 08.10.2010 в соответствии с протоколом конкурсной комиссии N 4.2 от 24.09.2010 (т. 3 л.д. 20-21) был заключен договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении в Ивановской области N К 008/10 с ООО "СтартАвто" на обслуживание маршрута N 100 (т. 2 л.д. 104-106).
Истец в рассматриваемый период заявок на участие в конкурсном отборе на право заключения договора регулярных перевозок не подавал, в конкурсном отборе участия не принимал.
Срок действия договора N 041/10 от 01.01.2010 истек 24.09.2010. За период действия договора Предпринимателю возмещены расходы, связанные с перевозкой льготных пассажиров.
Предприниматель ссылается, что в период с октября 2011 по декабрь 2012 года осуществлял оказание услуг по перевозке пассажиров по маршруту N 100 с предоставлением пассажирам при предъявлении социальной карты права проезда по льготной цене.
Истцом не оспаривается, что в указанный период Предпринимателем не был заключен договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа с организатором транспортного обслуживания населения, не был заключен договор о возмещении расходов по перевозке льготных категорий граждан.
Из материалов дела видно, что по результатам отборов и открытых конкурсов на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам в городе Иванове, пассажирские перевозки по маршруту N 100 в спорный период осуществляло ООО "СтартАвто".
При таких обстоятельствах ИП Царькова Н.В. не соответствовала условиям, установленным Законом N 25-ОЗ, и не должна была в спорный период осуществлять оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа по маршруту N 100, в том числе с предоставлением пассажирам при предъявлении социальной карты права проезда по льготной цене.
Доказательств и документов, свидетельствующих о допуске Предпринимателя к осуществлению перевозок по маршруту N 100, истцом не представлено. Маршрутной карты-разрешения, выдаваемой в установленном порядке, в спорный период Предприниматель не имела.
В данном случае в спорный период субъектом Российской Федерации "Ивановская область" была обеспечена перевозка льготных пассажиров по указанному маршруту силами иных перевозчиков, соответствующих требованиям Закона N 25-ОЗ, уполномоченные органы приняли меры к организации перевозки граждан по маршруту N 100.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности истцом незаконности действий государственных органов и правомерно отказал Предпринимателю в удовлетворении исковых требований.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Оснований для удовлетворения жалобы заявителя по доводам, изложенным в ней, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 15.07.2015 по делу N А17-8637/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Царьковой Натальи Владимировны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-8637/2014
Истец: ИП Царькова Наталья Владимировна, Царькова Н. В.
Ответчик: Ивановская область в лице Департамента финансов Ивановской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Управление федерального казначейства по Ивановской области
Третье лицо: Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, Представитель ИП Царьковой Натальи Владимировны ЮБ "Константа" Колпакова М. Н., Представитель истца ЮБ "Константа" Колпакова М. Н.