г. Вологда |
|
14 октября 2015 г. |
Дело N А44-4798/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вече-4" Булавкина М.Е. по доверенности от 21.07.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Новгородского муниципального района на решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 июля 2015 года по делу N А44-4798/2015 (судья Киселева М.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вече-4" (ИНН 5310016610, ОГРН 1105321005481; место нахождения: 173530, Новгородская область, Новгородский район, поселок городского типа Пролетарий, улица Линейная, дом 18; далее - Общество, ООО "УК "Вече-4") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к администрации Новгородского муниципального района (ИНН 5310001444, ОГРН 1025300794078; место нахождения: 173020, Великий Новгород, улица Большая Московская, дом 78; далее - Администрация) о признании недействительным предписания от 23.03.2015 N 11/15.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Указывает, что информация о наличии в проверяемых домах муниципальных жилых помещений перед принятием решения о проведении проверки запрашивалась Администрацией в устной форме в Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации; план проверок направлен в прокуратуру Новгородского района для согласования, что подтверждается материалами дела; сведения о включении ООО "УК Вече-4" в план проверок на 2015 год размещены на официальном сайте Администрации - www.admnovray.ru, что подтверждается скриншотом с указанного сайта, а также опубликованы в газете "Звезда. Официальный вестник", выпуск N 20 от 17 октября 2014 года.
ООО "УК "Вече-4" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами Администрации не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направила, заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в ее отсутствие, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие администрации в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя Общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 26.02.2015 N 1007-рг в отношении ООО "УК "Вече-4" проведена плановая выездная проверка по месту фактического осуществления деятельности (село Бронница, улица Бронницкая, дома N 156, 156а, 156в, 156г; улица Мелиораторов, дома N 1, 5, 7, 8; улица Березки, дом 42) в рамках выполнения плана проведения проверок на 2015 год и с целью контроля соблюдения юридическим лицом установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законными, областными законами, а также муниципальными правовыми актами требований (листы дела 81 - 82).
По результатам проверки составлен акт от 18.03.2015 N 11-15-2 об имеющих место недостатках штукатурного слоя, отмостки, бетонных плит, межпанельных швов, электропроводки в доме 42 по улице Березки, домах 1, 5, 7, 8 по улице Мелиораторов села Бронница (листы дела 85 - 86).
Обществу выдано предписание от 23.03.2015 N 11/15 об устранении выявленных нарушений, которым предписано в срок до 15.05.2015 и 30.05.2015:
- в доме N 42 по улице Березки: восстановить штукатурный слой цоколя, выполнить текущий ремонт плит над входами в подъезды, восстановить освещение в 1 подъезде, отремонтировать штукатурное покрытие дымоходных труб на чердачном помещении;
- в доме N 1 по улице Мелиораторов: выполнить ремонт нарушенных участков отмостки, восстановить нарушенную заделку межпанельных швов, укрепить крепление балконной плиты над входом в 1 подъезд, закрепить электропроводку, закрыть электрокоробки;
- в доме N 5 по улице Мелиораторов отремонтировать плиты покрытия оголовков вентканалов;
- в доме N 7 по улице Мелиораторов: отремонтировать неисправные участки отмостки, закрыть электрокоробки, закрепить электропроводку;
- в доме N 8 по улице Мелиораторов: восстановить поврежденные участки цоколя, отремонтировать нарушенные участки отмостки, закрасить следы протечек на потолке, стенах 1 подъезда, закрепить электропроводку, закрыть электрокоробки, восстановить целостность покрытия оголовков вентиляционных труб на кровле (лист дела 87).
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "УК "Вече-4" обратилось в арбитражный суд.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт может быть признан недействительным, решение и действие (бездействие) - незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемыми актом, решением и действием (бездействием) прав заявителя.
Из положений статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе, осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно части 1.1 статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Частью 2.1 статьи 20 этого же Кодекса предусмотрено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В целях реализации полномочий органов местного самоуправления по проведению муниципального жилищного контроля в соответствии с требованиями ЖК РФ постановлением администрации Новгородского муниципального района от 26.06.2014 N 234 утверждено Положение о муниципальном жилищном контроле на территории Новгородского муниципального района Новгородской области, которым определено, что муниципальный контроль осуществляется администрацией и уполномоченными ею органами и должностными лицами.
Как следует из статьи 2 Областного закона Новгородской области от 02.07.2013 N 289-ОЗ "О муниципальном жилищном контроле на территории Новгородской области" органы муниципального жилищного контроля осуществляют организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, установленных федеральными законами, настоящим областным законом, а также муниципальными правовыми актами требований в отношении муниципального жилищного фонда.
Таким образом, муниципальный жилищный контроль распространяется только на муниципальный жилищный фонд.
В рассматриваемом случае в протоколах общих собраний собственников помещений проверяемых многоквартирных домов от 24.04.2015 и 27.04.2015 сведения о наличии в данных домах муниципальных жилых помещений отсутствуют.
Иных доказательств, свидетельствующих о наличии в спорных домах жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в материалах дела также не имеется.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Администрацией правомерности проведения муниципального жилищного контроля в отношении обозначенных домов.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (часть 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ).
В силу подпункта 1 пункта 4 статьи 9 указанного Закона в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются, в том числе, наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом (часть 5 статьи 9 Закона N 294-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 9 названного Закона в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Частью 6.1 статьи 9 Закона N 294-ФЗ установлено, что органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля.
Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок (часть 6.4 статьи 9 названного Закона).
На основании части 7 этой же статьи Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Таким образом, обязательным требованием проведения плановой проверки в отношении конкретного юридического лица и его обособленного структурного подразделения является включение этих объектов в утвержденный ежегодный сводный план проведения плановых проверок.
В рассматриваемом случае плановая выездная проверка Общества проведена на основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 год, утвержденного постановлением Администрации от 06.10.2014 N 394 (далее - план проверок на 2015 год).
На момент рассмотрения дела судом первой инстанции доказательств размещения сведений о включении в план проверок на 2015 год ООО "УК "Вече-4" ИНН 5310016610, ОГРН 1105321005481 на сайте прокуратуры Новгородской области (procnov.ru), сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (genproc.gov.ru), а также на сайте Администрации (admnovray.ru) не представлено.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на опубликование плана проведения проверок в газете "Звезда. Официальный вестник" не может быть принята, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о доведении плана проверок до Общества.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму Администрации от 29.09.2014 N 11-7984 проект указанного плана направлен 30.09.2014 в прокуратуру Новгородского района.
В то же время доказательства, свидетельствующие о согласовании прокуратурой Новгородского района проекта плана проверок на 2015 года, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, материалами дела не подтвержден факт включения Общества в План проверок, согласованный прокуратурой Новгородского района.
В соответствии со статьей 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
На основании пункта 1 части 2 статьи 20 указанного Закона допущенное Администрацией в ходе проверки нарушение части 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ является грубым нарушением. Проведение проверки с таким нарушением согласно статье 20 этого же Закона влечет недействительность результатов проверки.
В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Из материалов дела следует, что Администрация не направляла копию распоряжения о проведении проверки от 26.02.2015 N 1007-рг в адрес Общества по правилам, установленным частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ.
В адрес ООО "УК "Вече-4" направлено уведомление о проведении проверки от 12.03.2015 N 11/15. Вместе с тем названное уведомление не может подменять собой распоряжение о проведении проверки. Отметка в акте проверки от 18.03.2015 N 11-15-2 об ознакомлении Волковой М.Л. с копией распоряжения о проведении проверки также не является надлежащим доказательством получения копии распоряжения в установленный Законом N 294-ФЗ трехдневный срок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ допущенное Администрацией в ходе проведения проверки нарушение части 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ является грубым нарушением и влечет недействительность результатов проверки.
При таких обстоятельствах предписание от 23.03.2015 N 11/15, выданное на основании доказательств, полученных с нарушением требований Закона N 294-ФЗ, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ООО "УК "Вече-4" требования о признании недействительным оспариваемого предписания.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 июля 2015 года по делу N А44-4799/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Новгородского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-4798/2015
Истец: ООО "Управляющая компания "Вече-4"
Ответчик: Администрация Новгородского муниципального района