г. Вологда |
|
14 октября 2015 г. |
Дело N А52-1006/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от заявителя Ивановой И.В. по доверенности от 03.03.2015, от ответчика Никитиной И.В. по доверенности от 22.01.2015 N 11-38/01314, Семеновой С.Ю. по доверенности от 01.10.2015 N 11-38/29338, Тулумбасовой Ю.А. по доверенности от 30.09.2015 N 11-38/29281,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Псковской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 14 июля 2015 года по делу N А52-1006/2015 (судья Радионова И.М.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкспортЛес" (ОГРН 1136027004706, ИНН 6027151174; место нахождения:180005, город Псков, улица Пограничная, дом 22, офис 2; далее - ООО "ЭкспортЛес", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Псковской таможне (ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031; место нахождения: 180004, город Псков, улица Рабочая, дом 9; далее - таможня) о признании недействительным и отмене решения от 04.03.2015 по результатам таможенной проверки N 10209000/400/040315/Т0007/01 и о признании незаконными действий, выраженных в решении от 04.03.2015 по внесению изменений и (или) дополнений в декларации на товары N 10209090/190914/0009604, 10209090/230914/0009710, 10209090/031014/0010071, 10209090/031014/0010079, 1209090/091014/0010302, 10209090/091014/0010303, 10209090/151014/0010502, 10209090/201014/0010703, 10209090/211014/0010738, 10209090/221014/0010802, 10209090/171114/0011675, 10209090/121214/0012589, 10209090/151214/0012696, 10209090/241214/0013030, 10209090/251214/0013089, 10209090/311214/0013212.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 14 июля 2015 года по делу N А52-1006/2015 заявленные требования удовлетворены.
Таможня с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение норм права, в частности, действующего в спорный период Соглашения Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" (далее - Соглашение о правилах лицензирования) и на ошибочность вывода суда о том, что изменение адреса в пределах одного административно-территориального образования не влечет за собой необходимость переоформления лицензии.
ООО "ЭкспортЛес" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в рамках внешнеторговых контрактов от 27.12.2013 N 27/12/2013 и от 12.03.2014 N 12/03/2014, заключенных с фирмой LTD "BPS" (покупатель, Латвия, г. Рига) общество, как поставщик, приняло на себя обязательства по поставке в адрес покупателя соснового и елового пиловочника и лесоматериалов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 754) утверждены ставки вывозной таможенной пошлины. В частности, на товар "пиловочник еловый" применяется ставка вывозной таможенной пошлины - 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб.м., а при наличии лицензии - 13%; на товар "пиловочник сосновый" применяется ставка вывозной таможенной пошлины - 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб.м., а при наличии лицензии - 15%.
В связи с тем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (далее - постановление N 779) обществом 27.01.2014 и 04.04.2014 получены лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на экспорт товара N 281RU14010000898, 281RU14010000897, 282RU14010000900, 282RU14010000899, 282RU14010000142, 281RU14010000140, 281RU14010000141, то им применялись ставки вывозной таможенной пошлины 13% и 15 % соответственно.
В ходе проведенной после выпуска товара в период с 26.01.2015 по 04.03.2015 камеральной таможенной проверки деятельности общества установлено, что с 05.09.2014 юридическим адресом в Едином государственном реестре юридических лиц общества зарегистрирован адрес: 180005, г. Псков, ул. Пограничная, дом 22, офис 2 (решение единственного участника общества от 05.09.2014 N 2), который и указан в декларациях на товары N 10209090/190914/0009604, 10209090/230914/0009710, 10209090/031014/0010071, 10209090/031014/0010079, 1209090/091014/0010302, 10209090/091014/0010303, 10209090/151014/0010502, 10209090/201014/0010703, 10209090/211014/0010738, 10209090/221014/0010802, 10209090/171114/0011675, 10209090/121214/0012589, 10209090/151214/0012696, 10209090/241214/0013030, 10209090/251214/0013089, 10209090/311214/0013212, в то время как в графе 5 названных выше лицензий изложен предыдущий юридический адрес: 180017, Псковская область, г. Псков, ул. Гражданская, д.10б.
При таких обстоятельствах таможенный орган пришел к выводу о том, что разовые лицензии, на основании которых общество применяло при экспорте товара "пиловочник сосновый" и "пиловочник еловый" пониженные ставки вывозной таможенной пошлины, являются недействительными документами и не применимы для таможенных целей.
По результатам проверки составлен акт камеральной таможенной проверки N 10209000/400/040315/А0007 и 04.03.2015 принято решение N 10209000/400/040315/Т0007/01 о применении в отношении товаров "пиловочник сосновый" и "пиловочник еловый", оформленных по декларациям на товары N 10209090/190914/0009604, 10209090/230914/0009710, 10209090/031014/0010071, 10209090/031014/0010079, 1209090/091014/0010302, 10209090/091014/0010303, 10209090/151014/0010502, 10209090/201014/0010703, 10209090/211014/0010738, 10209090/221014/0010802, 10209090/171114/0011675, 10209090/121214/0012589, 10209090/151214/0012696, 10209090/241214/0013030, 10209090/251214/0013089, 10209090/311214/0013212, ставки вывозной таможенной пошлины - 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб.м. (том 1, листы 18-28).
Таможней также в этот же день вынесены решения о внесении изменений и (или) дополнений в декларации на товары N 10209090/190914/0009604, 10209090/230914/0009710, 10209090/031014/0010071, 10209090/031014/0010079, 1209090/091014/0010302, 10209090/091014/0010303, 10209090/151014/0010502, 10209090/201014/0010703, 10209090/211014/0010738, 10209090/221014/0010802, 10209090/171114/0011675, 10209090/121214/0012589, 10209090/151214/0012696, 10209090/241214/0013030, 10209090/251214/0013089, 10209090/311214/0013212 в графы, касающиеся исчисления размера вывозной таможенной пошлины.
Не согласившись с таможенным органом, ООО "ЭкспортЛес" обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых решений возлагается на эти органы.
Согласно пункту 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено названным Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, в который Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.09.2012 N 169 включены: Ель обыкновенная "Picea abies Karst" и пихта белая европейская (Abies alba Mill.)* - код ТН ВЭД ТС 4403 20 ПО 1 4403 20 110 2 4403 20 190 1 4403 20 190 9; Сосна обыкновенная вида "Pinus sylvestris L."* - код ТН ВЭД ТС - 4403 20 310 1 4403 20 310 2 4403 20 390 1 4403 20 390 9.
Положениями ТК ТС установлено, что при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов (пункт 3 статьи 3ТК ТС); таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров (пункт 1 статьи 64 ТК ТС).
Исходя из приведенных положений ТК ТС, а также Соглашения от 25.01.2008 "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран" законодательными актами Российской Федерации как члена Таможенного союза, которыми определены меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в отношении товаров, вывозимых в третьи страны, являются Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) и принимаемые в соответствии с ним акты Правительства Российской Федерации.
Закон о таможенном тарифе определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, а также особенности предоставления тарифных квот (статья 1); ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 3); в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации.
К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации.
Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации (пункты 4 и 5 статьи 36 Закона о таможенном тарифе).
Как было отмечено ранее, постановлением N 754 установлены ставки вывозной таможенной пошлины. Постановлением N 779 утверждены тарифные квоты и приняты Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза (далее - Правила распределения).
Названными Правилами распределения предусмотрено, что использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - лицензия), для оформления лицензии заявителем представляются, в том числе следующие документы: копия внешнеторгового договора (контракта); копия документа о постановке на учет в налоговом органе.
Лицензия выдается в порядке, установленном Соглашением о правилах лицензирования, которым определен порядок оформления лицензий, изложенный в инструкции об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии, приведенной в приложении N 1 к Соглашению о правилах лицензирования.
Действительно, согласно данному порядку в заявлении на выдачу лицензии в реквизите 5 "Заявитель" указываются такие сведения о заявителе для юридических лиц как полное официальное наименование и юридический адрес.
В рассматриваемом случае на дату оформления лицензий (27.01.2014 и 04.04.2014) общество, как юридическое лицо, было зарегистрировано по адресу: 180017, Псковская область, г. Псков, ул. Гражданская, д.10б, что соответствовало учредительным документам, следовательно, при получении лицензии им были предоставлены соответствующие действительности сведения.
В пункте 9 статьи 3 (Условия и порядок выдачи лицензий) Соглашения о правилах лицензирования указано, что в случае внесения изменений в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), заявитель обязан обратиться с просьбой о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии с приложением заявления и документов, подтверждающих указанные изменения.
В соответствии с пунктом 8 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и оформлении и ведении федерального банка выданных лицензий (далее - Положение о лицензировании), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2005 N 364, в случае изменения наименования или места регистрации заявителя - юридического лица, заявитель обязан не позднее чем через 15 дней представить в соответствующий лицензируемый орган письмо с просьбой о переоформлении лицензии с приложением нового заявления, указанного в пункте "а" пункта 5 указанного Положения, и документов, подтверждающих такие изменения.
Таким образом, как правильно отметил суда первой инстанции, условием для переоформления лицензии в силу Соглашения о правилах лицензирования является изменение организационно-правовой формы, наименования либо места нахождения юридического лица, а согласно пункту 8 Положения о лицензировании - изменение наименования или места регистрации заявителя.
Апелляционная инстанции поддерживает вывод суда о том, что из совокупности указанных норм следует, что необходимость переоформления лицензии обусловлена таким изменением места нахождения юридического лица, которое влечет за собой изменение места его регистрации.
При этом из указанных Соглашений и Положения не следует вывод о смене государственной регистрации юридического лица, подлежащей регистрации соответствующим органом.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах (пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации), определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования).
В данном случае, заявитель изменил адрес в пределах одного административно-территориального образования - город Псков, что не повлекло изменение его территориального нахождения (Псковская область, город Псков) и регистрирующего органа - Межрайонная инспекция ФНС России N 1 по Псковской области.
При таких обстоятельствах вывод таможенного органа о недействительности разовых лицензий по причине указания в разовых лицензиях адреса общества, по которому оно было зарегистрировано до изменения улицы и дома, расположенных в пределах одного административно-территориального образования, необоснован.
На момент вывоза товаров лицензии являлись действующими, не были отозваны, аннулированы, признаны недействительными (недействующими), решений о прекращении или приостановлении действия лицензий не принималось.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал решение Псковской таможни от 04.03.2015 по результатам таможенной проверки N 10209000/400/040315/Т0007/01 недействительным, а действия таможни, выраженные в решении от 04.03.2015 по внесению изменений и (или) дополнений в декларации на товары N 10209090/190914/0009604, 10209090/230914/0009710, 10209090/031014/0010071, 10209090/031014/0010079, 1209090/091014/0010302, 10209090/091014/0010303, 10209090/151014/0010502, 10209090/201014/0010703, 10209090/211014/0010738, 10209090/221014/0010802, 10209090/171114/0011675, 10209090/121214/0012589, 10209090/151214/0012696, 10209090/241214/0013030, 10209090/251214/0013089, 10209090/311214/0013212, - незаконными.
Довод таможни о недействительности представленных обществом документов со ссылкой на примечание 1 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), также подлежит отклонению, как противоречащий указанным выше нормам права, а также в связи с наличием вступивших в законную силу постановлений Псковского городского суда от 17.07.2015 по делу N 5-658/2015, от 14.07.2015 по делу N 5-661/2015, по делу N 5-646/2015, от 21.07.2015 по делу N 5-647/2015, от 17.07.2015 по делу N 5-645/2015, от 20.07.2015 по делу N 5-648/2015, от 17.07.2015 по делу N 5-649/2015, от 20.07.2015 по делу N 5-650/2015, от 14.07.2015 по делу N 651/2015, от 14.07.2015 по делу N 5-652/2015, от 17.07.2015 N 653/2015, от 17.07.2015 по делу N 5-655/2015, от 17.07.2015 по делу N 5-654/15, от 17.07.2015 по делу N 5-657/2015, от 17.07.2015 по делу N 5-656/2015, от 14.07.2015 по делу N 5-660/2015, которыми производство по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ в отношении общества прекращено в связи с отсутствием в его деянии состава административного правонарушения, при этом в рамках указанных дел исследованию подлежали те же, что и по данному делу обстоятельства.
Доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным таможней суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Псковской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 14 июля 2015 года по делу N А52-1006/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Псковской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1006/2015
Истец: ООО "ЭкспортЛес"
Ответчик: Псковская таможня