г. Челябинск |
|
14 октября 2015 г. |
Дело N А07-10629/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Куляшовой Ольги Викторовны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.08.2015 по делу N А07-10629/2015 (судья Кручинина Н.Е.).
В судебном заседании принял участие представитель Куляшовой Ольги Викторовны - Моисеев В.Н. (доверенность от 12.03.2015, паспорт).
Куляшова Ольга Викторовна (далее - Куляшова О.В., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра, Кадастровая палата), содержащим следующие требования:
- вынести решение о привлечении ФГБУ "ФКП Росреестра" к ответственности за ненадлежащее исполнение решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.10.2014 по делу N А07-14218/2014;
- возложить на ФГБУ "ФКП Росреестра" обязанность привести запись о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:030440:100 в соответствие с решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.10.2014 по делу N А07-14218/2014, то есть внести запись о кадастровой стоимости земельного участка в размере 3 865 634 руб. 50 коп. (требования изложены с учётом их уточнения - л.д. 8, 39-41).
Заявление принято к производству арбитражного суда первой инстанции определением от 22.05.2015, делу присвоен номер А07-10629/2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом первой инстанции привлечено Управление по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ИНН 0276130085, ОГРН 1100280045546 (далее - Управление, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.08.2015 (резолютивная часть объявлена 05.08.2015) в удовлетворении требований заявителя отказано (л.д. 48-59).
В апелляционной жалобе Куляшова О.В. ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, принятие решения о правах и обязанностях лиц, не привлечённых к участию в деле, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель настаивает на необходимости внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, указанных в резолютивной части решения арбитражного суда по делу N А07-14218/2014, имеющего преюдициальное значение для настоящего дела. Отмечает, что копия судебного акта по делу N А07-14218/2014 вручена представителю Кадастровой палаты 10.02.2015. Несмотря на это в государственный кадастр недвижимости без проведения индивидуальной оценки, лишь только на основании постановления Администрации городского округа город Уфа от 30.12.2014 N 5860 внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в ином размере (32 782 311 руб. 80 коп.). При рассмотрении дела суд первой инстанции необоснованно не привлёк в качестве третьих лиц Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, которые принимали участие при рассмотрении дела N А07-14218/2014 (л.д. 74-76).
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://kad.arbitr.ru/).
Кадастровая палата и Управление явку своих представителей не обеспечили.
С учётом мнения представителя заявителя и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что 11.08.2008 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:030440:100 (предыдущий номер 02:55:030440:77). Общая площадь земельного участка 16 030 * 44 кв. метров. Категория земель "земли населенных пунктов". Вид разрешённого использования "занимаемый мастерской, пилорамой, складом спецодежды, центральным складом". Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, город Уфа, Орджоникидзевский район, улица Энергетиков, дом 1. Кадастровая стоимость (на 17.04.2014) - 78 423 889 руб. 60 коп. (л.д. 17-18).
Между Управлением (арендодатель) и Куляшовой О.В. (арендатор) подписан договор от 25.07.2014 N 776-14 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:030440:100. Срок действия договора - с 13.03.2014 до 13.03.2024. Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 18.08.2014 (л.д. 16).
В 2014 году Куляшова О.В. обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к ФГБУ "ФКП Росреестра" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 10.10.2014 по делу N А07-14218/2014 заявление удовлетворено, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030440:100 установлена в размере его рыночной стоимости в сумме 3 865 634 руб. 50 коп. (л.д. 11-14).
10 февраля 2015 года Куляшова О.В. обратилась в Кадастровую палату с просьбой дать мотивированный отказ в изменении (установлении) кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с решением арбитражного суда по делу N А07-14218/2014 (л.д. 19).
В письме от 06.03.2015 N 01570 ФГБУ "ФКП Росреестра" сообщило следующее. В порядке информационного взаимодействия 30.12.2014 в Кадастровую палату поступили новые результаты государственной кадастровой оценки земель, утверждённые постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2014 N 5860, которые в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" 01.01.2015 внесены в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030440:100 составила 32 782 311 руб. 80 коп. Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением арбитражного суда, также внесены в кадастр недвижимости, но за иной период времени (л.д. 21).
Полагая, что действия Кадастровой палаты являются незаконными, Куляшова О.В. обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Определением Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 06.04.2015 со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказано в принятии заявления к производству (л.д. 10).
После этого Куляшова О.В. обратилась с заявлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан (л.д. 8).
Принимая во внимание то обстоятельство, что суд общей юрисдикции отказал в принятии заявления Куляшовой О.В. к своему производству, арбитражный суд первой инстанции учёл руководящие разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о необходимости предоставления обратившимся лицам права на судебную защиту и признал возможным рассмотреть заявление по существу.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующего. Материально-правовой интерес Куляшовой О.В. направлен на оспаривание действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по внесению в государственный кадастр недвижимости значения кадастровой стоимости земельного участка, не предусмотренного решением арбитражного суда по делу N А07-14218/2014. Вместе с тем, действия Кадастровой палаты в данном случае соответствуют требованиям закона, так как новое значение кадастровой стоимости внесено в кадастр недвижимости в связи с утверждением уполномоченным органом новых результатов публичной кадастровой оценки земель.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 133 АПК РФ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела. Ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению, по мнению суда, в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования. Данная правовая позиция приведена в пункте 3 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты при очевидности преследуемого им материально-правового интереса суд обязан самостоятельно определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2013 N 8094/13, от 10.06.2014 N 18357/13).
При рассмотрении требований Куляшовой О.В. арбитражный суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из того, что материально-правовой интерес заявителя направлен на внесение в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) кадастровой стоимости земельного участка в значении "3 865 634 руб. 50 коп.", установленном решением арбитражного суда по делу N А07-14218/2014.
По сути, Куляшова О.В. оспаривает действия Кадастровой палаты по внесению в ГКН иного значения кадастровой стоимости.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 198 АПК РФ).
При рассмотрении дел об оспаривании действий органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтённом в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населённых пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. ГКН является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2). Государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ)).
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежат внесению в ГКН в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости (пункт 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Государственная кадастровая оценка (далее также - ГКО) проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем 1 раз в течение 3 лет (в городах федерального значения не чаще чем 1 раз в течение 2 лет) и не реже чем 1 раз в течение 5 лет с даты, по состоянию на которую была проведена ГКО. Орган, принявший решение о проведении ГКО, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ)).
В период до 27.12.2014 в Республике Башкортостан действовало правило о том, что органы местного самоуправления вправе принимать решения о проведении ГКО земель на территории муниципального образования в случае принятия Правительством Республики Башкортостан положительного решения по результатам рассмотрения обращения органа местного самоуправления о самостоятельном проведении кадастровой оценки земель. Данное правило было закреплено в пункте 7 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
С 27.12.2014 аналогичное правило закреплено в статье 3 Закона Республики Башкортостан от 26.12.2014 N 170-з "О государственной кадастровой оценке объектов недвижимости в Республике Башкортостан". Так, ГКО проводится по решению органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, расположенных на территории муниципального образования, в случае принятия Правительством Республики Башкортостан положительного решения по результатам рассмотрения обращения органа местного самоуправления о самостоятельном проведении кадастровой оценки.
В течение 20 рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчёте кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населённого пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации, который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования). Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта (статья 24.17 Закона N 135-ФЗ).
На основании указанных выше норм права постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2014 N 5860 утверждены результаты ГКО земельных участков, расположенных в границах городского округа, определённые по состоянию на 1 июня 2014 года.
Постановление от 30.12.2014 N 5860 опубликовано в печатном издании "Вечерняя Уфа", N 250(12648), 30.12.2014.
Среди прочего, утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030440:100, которая (по состоянию на 01.06.2014) составила 32 782 311 руб. 80 коп.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случае принятия ими решений об утверждении результатов ГКО объектов недвижимости (пункт 7 части 1 статьи 15 Закона N 221-ФЗ).
В силу изложенного выше поступившие в Кадастровую палату документы органа местного самоуправления об утверждении результатов последней государственной кадастровой оценки земель являются обязательными для исполнения.
Действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по внесению в ГКН кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:030440:100 в значении "32 782 311 руб. 80 коп." в данном случае соответствуют требованиям закона.
Кадастровая стоимость земельного участка в значении "3 865 634 руб. 50 коп." не может быть внесена в ГКН с 01.01.2015 вне зависимости от вступления решения арбитражного суда по делу N А07-14218/2014 в законную силу, поскольку данное значение установлено по состоянию на иную дату, а именно - на 01.01.2011.
Как следует из текста решения от 10.10.2014 по делу N А07-14218/2014, в основу принятого судебного акта об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости положены доказательства рыночной стоимости, определённой по состоянию на 01.01.2011. Так, суд основывался на отчёте ООО "Информ-Эксперт" от 30.06.2014 N 36-14 (л.д. 11-14).
Закон об оценочной деятельности (N 135-ФЗ) прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона N 135-ФЗ, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчёта об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчёте оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты ГКО. Данная правовая позиция приведена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Поскольку кадастровая стоимость в значении "3 865 634 руб. 50 коп." определена по состоянию на 01.01.2011, в свою очередь, кадастровая стоимость в значении "32 782 311 руб. 80 коп." определена по состоянию на 01.06.2014, то есть является актуальной, не имеется оснований для вывода о незаконности действий ФГБУ "ФКП Росреестра".
Следует отметить, что Куляшова О.В. не лишена возможности защищать свои права и охраняемые законом интересы как землепользователя в рамках предусмотренных Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" процедур. Так, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (статья 24.18 Закона N 135-ФЗ).
Вопреки позиции подателя апелляционной жалобы права иных лиц судебный акт по настоящему делу не затрагивает.
С учётом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Процессуальных нарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на Куляшову О.В. (документ об оплате - л.д. 79).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.08.2015 по делу N А07-10629/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Куляшовой Ольги Викторовны - без удовлетворения.
Возвратить Куляшовой Ольге Викторовне из федерального бюджета излишне оплаченную (чек-ордер Сбербанка России от 07.09.2015) государственную пошлину в размере 2 850 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-10629/2015
Истец: Куляшова О В, Куляшова Ольга Викторовна
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа РБ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по РБ