г. Тула |
|
14 октября 2015 г. |
Дело N А23-2273/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.10.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Компания Виталан" (г. Калуга, ОГРН 1044004400439, ИНН 4027063069) - Минаковой Н.Ю. (доверенность от 01.01.2015), от заинтересованного лица - Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001337480, ИНН 4028003880) - Посохина А.Е. (доверенность от 26.06.2015 N 52д), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания Виталан" на решение Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2015 по делу N А23-2273/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Компания Виталан" (далее - ООО "Компания Виталан", общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене решения МРЭО ГИБДД УМВД России по Калужской области о признании недействительными и аннулировании регистрационных действий, произведенных в отношении транспортного средства ХОВО-ZZ5317GJBN3268W, аннулированию регистрационного знака м431уе40, признании паспорта транспортного средства 28тх826898 недействительным, обязании Управления восстановить регистрацию транспортного средства.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что сертификат соответствия, выданный в отношении спорного транспортного средства, отменен, в связи с чем регистрирующий орган правомерно и обоснованно в соответствии с действующим законодательством аннулировал временную регистрацию транспортного средства и снял его с регистрационного учета. Компетентный орган наделен полномочиями по последующему контролю и проверке документов, представленных для получения паспорта транспортного средства и его регистрации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, требования удовлетворить. Мотивируя апелляционную жалобу, общество указывает, что аннулирование сертификата соответствия транспортного средства, на основании которого был выдан паспорт транспортного средства, при неустановлении причины аннулирования не может свидетельствовать о несоответствии экологического класса конкретного транспортного средства техническим нормативам. Кроме того, отмечает, что ООО "Компания Виталан", являющаяся добросовестным приобретателем, лишено возможности осуществлять свои права, предусмотренные статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обществом представлены дополнительные пояснения к апелляционной жалобе.
Управление области с доводами апелляционной жалобы несогласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что по договору купли-продажи автотранспортных средств от 13.02.2012 N АХ_ЭЛ/Клг-33560/КП ООО "Энерготехстрой" (продавец) обязался передать в собственность ООО "Элемент Лизинг" (покупатель) автобетоносмеситель HOWO, а ООО "Элемент Лизинг" приобретает данное имущество у продавца с целью передачи по договору финансовой аренды (лизинга АХ_ЭЛ/Клг-33559/ДЛ от 06.02.2012 с ООО "КОМПАНИЯ ВИТАЛАН" (лизингополучатель).
В соответствии с договором купли-продажи транспортных средств от 31.03.2015 N АХ_ЭЛ/Клг-33560/ДВ_ПЗ, ООО "Элемент Лизинг" (продавец) обязался передать в собственность ООО "КОМПАНИЯ ВИТАЛАН" (покупатель) бывшее в эксплуатации имущество - транспортное средство ХОВО-ZZ5317GJBN3268W.
Таким образом, ООО "КОМПАНИЯ ВИТАЛАН" приобрело транспортное средство ХОВО-ZZ5317GJBN3268W, которое прошло в установленном законом порядке таможенное оформление, поставлено на регистрационный учет при наличии паспорта транспортного средства от 26.03.2012, номер ПТС 28тх826898, который был выдан на основании сертификата соответствия, поставлено на учет в МРЭО ГИБДД г. Калуги 18.04.2012, регистрационный знак м431уе40.
09.04.2015 в адрес ООО "КОМПАНИЯ ВИТАЛАН" поступило письмо-уведомление по факту аннулирования регистрации транспортного средства, направленное межрайонным регистрационно-экзаменационным отелом Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД РФ по Калужской области 01.04.2015 года за исходящим номером 77/665.
Согласно названного выше уведомления, в соответствии с указанием ГУ ОБДД МВД России и сведений, полученных из Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарст), ФТС России и Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) установлено, что сертификат соответствия, по которому был выдан паспорт транспортного средства 28тх826898 на автомашину ХОВО-ZZ5317GJBN3268W, регистрационный знак м431уе40, был отменен (признан прекращенным). Этим же уведомлением сообщено, что 01.04.2015 регистрация принадлежащего ООО "КОМПАНИЯ ВИТАЛАН" транспортного средства ХОВО-ZZ5317GJBN3268W, регистрационный знак м431уе40 прекращена (аннулирована), паспорт транспортного средства признан недействительным
Не согласившись с указанными действиями регистрирующего органа, общество обжаловало их в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации), а также административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
Согласно пункту 3 указанных Правил регистрации, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в том числе, если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.
Пунктом 48.1 Правил регистрации предусмотрено, что транспортные средства, приобретенные в собственность физическим или юридическим лицом и переданные физическому или юридическому лицу на основании договора лизинга или договора сублизинга во временное владение и (или) пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем на общих основаниях.
В соответствии с пунктом 51 Правил регистрации не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
В случаях неправомерного прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства в связи с истечением сроков давности восстановление регистрации осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту РФ, району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, его заместителя либо начальника регистрационного подразделения, его заместителя или иного уполномоченного должностного лица по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств.
В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.
Из материалов дела следует, что, регистрационные действия с транспортным средством признаны недействительными на основании информационного письма Росаккредитации об отмене ранее выданных сертификатов соответствия.
Сертификатом соответствия транспортного средства N C-CN.AB23.A.09705 в паспорте транспортного средства определен экологический класс спорного транспортного средства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609 утвержден Сециальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (далее - Специальный регламент), который устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой.
Согласно пунктам 3, 10 Специального регламента уровень выбросов на дату производства автомобильной техники (впервые изготовленной в Российской Федерации, а также ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации), выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 Специального регламента.
В соответствии с пунктом 14 Специального регламента технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, введены в действие с 01.01.2008.
Таким образом, автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации с 01.01.2008, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Специальным регламентом.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение от 23.06.2005 N 496/192/134), документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В силу пункта 3 постановления Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "Об утверждении Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" в редакции изменений N 1, утвержденных приказом Ростехрегулирования от 10.12.2007 N 3453, датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления на него паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства).
Согласно пункту 70 Положения от 23.06.2005 N 496/192/134 в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609, паспорта не выдаются.
В соответствии с пунктом 72 Положения от 23.06.2005 N 496/192/134 выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
В паспорт транспортного средства внесены данные об экологическом классе транспортного средства, а также дата и номер документа, на основании которого в паспорт транспортного средства внесена информация об экологическом классе.
Сертификат соответствия спорного транспортного средства экологическому классу Евро-4 N C-CN.AB23.A.09705 аннулирован, в связи с чем отсутствует подтверждение соответствия автотранспортного средства техническим нормативам, установленным Специальным регламентом, и транспортное средство не может быть допущено к участию в дорожном движении.
Таким образом, установив, что сертификат соответствия N C-CN.AB23.A.09705, выданный в отношении спорного транспортного средства, отменен, регистрирующий орган правомерно и обоснованно в соответствии с действующим законодательством аннулировал временную регистрацию автокрана и снял его с регистрационного учета.
При этом суд первой компании правильно указал, что компетентный орган наделен полномочиями по последующему контролю и проверке документов, представленных для получения паспорта транспортного средства и его регистрации, что следует из пункта 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств.
Суд также установил, что пятилетний срок давности, после истечения которого прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств (абзац 3 пункта 51 Правил регистрации), не пропущен.
Ссылка заявителя на то, что аннулирование сертификата соответствия транспортного средства, на основании которого был выдан паспорт транспортного средства, при неустановлении причины аннулирования не может свидетельствовать о несоответствии экологического класса конкретного транспортного средства техническим нормативам, не основана на положениях действующего законодательства.
Довод жалобы о том, что ООО "Компания Виталан", являющаяся добросовестным приобретателем, лишено возможности осуществлять свои права, предусмотренные статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебной коллегией отклоняется ввиду следующего.
Нарушения, связанные с регистрацией транспортного средства, не могут являться безусловным основанием для лишения собственника (или иного законного владельца) правомочий по пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с его предназначением. Иное означало бы несоразмерное ограничение прав, не обусловленное конституционно значимыми целями.
Следовательно, сам по себе факт аннулирования регистрации транспортного средства в соответствии с пунктами 3 и 51 Правил регистрации не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства, но при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения.
Соответствующий конституционно-правовой смысл указанных законоположений определен в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2011 N 5-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в связи с жалобой гражданки Г.В. Шикуновой".
В свою очередь, в соответствии с указанным конституционно-правовым смыслом действующих законоположений возможность и способы восстановления регистрации транспортного средства прямо предусмотрены Правилами регистрации, в соответствии с которыми отмена регистрации транспортного средства не влечет за собой абсолютное лишение прав его собственника (законного владельца) на осуществление принадлежащих ему правомочий в отношении транспортного средства.
В соответствии с пунктом 13 Правил регистрации восстановление регистрации транспортных средств, которая прекращена (аннулирована) при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил производится в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулирования) регистрации.
В пункте 51 Правил регистрации установлены способы восстановления регистрации: в случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства; в иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.
Таким образом, собственник (законный владелец) вправе обратиться к органу, осуществлявшему регистрацию и снятие с регистрации автотранспортного средства, с заявлением о восстановлении регистрационного учета с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства, представив доказательства устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации.
В случае невозможности устранения причин, явившихся основанием для прекращения регистрации, заявителем должны быть представлены доказательства соответствия транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.
Остальные доводы, приведенные обществом в обоснование своей позиции, апелляционный суд считает не имеющими правого значения для существа рассматриваемого спора, в связи с чем их отклоняет.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Кодекса безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2015 по делу N А23-2273/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2273/2015
Истец: ООО "Компания Виталан", ООО Компания Виталан
Ответчик: Межрайонный Регистрационно-Экзаменационный Отдел Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управление Министерства Внутренних Дел по Калужской области, УМВД РФ по Калужской области